Содержание
- 2. Древнерусский этап зарождения методики обучения грамоте Х- ХV вв. Методология истории методики обучения грамоте.
- 3. Вопросы развития методики обучения грамоте принято относить к особой отрасли методики как науки - истории методики
- 4. Безусловно, букварь Ивана Федорова представлял собой первую отечественную методическую систему, и в первую очередь, обучения грамоте.
- 5. Во-первых, уже задолго до принятия на Руси христианства славяне имели собственную письменность. Например, по свидетельству болгарского
- 6. Если учесть, что в общинно-семейном воспитании славян использовалась целая «программа» устно-речевого образования детей, то эти обстоятельства
- 7. Во вторых, в IХ веке восточными славянами использовалась и так называемая «неустроенная» азбука, в которой использовались
- 9. Постепенно с развитием городской культуры новая грамота становится у славян обыденным явлением, выступая частью уклада их
- 10. В-третьих, с принятием христианства (988 г.) вместе с новой письменностью (кириллицей) и книжным церковно-славянским языком в
- 11. Чтение книг воспринимается как богоугодное дело и как нравственная обязанность. В целом с распространением христианской книжности
- 12. В-четвертых, факт достаточно широкой грамотности в средневековой Руси подтверждается археологическими находками. Известные сегодня берестяные грамоты прямо
- 13. Древнерусская система обучения грамоте. Первые исписанные куски бересты, найденные при археологических раскопках в Новгороде, получили свое
- 14. Уже общий взгляд на этот исторический источник позволяет заметить присутствие определенной методической организации (стабильных подходов и
- 15. Обучение чтению в древнерусской школе проводилось отдельно от обучения письму: сначала учащиеся осваивали чтение, а затем
- 16. В настоящее время невозможно утверждать, было ли обучение письму обязательным, тем не менее сам факт наличия
- 17. Подобное поэтапное обучение первоначальному чтению (письму) полностью совпадает с традицией античной школы, сложившейся еще в Древней
- 18. Таким образом, к общим канонам обучения грамоте может быть отнесено требование раздельного обучения чтению и письму:
- 19. 1. Заучивание азбуки Собственно славянская азбука (кириллица) содержала 43 буквы и в их составе 28 букв,
- 20. В целом первый этап обучения грамоте предполагал три канона в методической работе: хоровое заучивание названий букв
- 21. Концентр чтения «по низам» сосредотачивался на обучении чтению двоеписьменных складов – открытых слогов с одной буквой
- 22. В целом, второй этап обучения грамоте предполагал три канона в методической работе: складывание складов из названий
- 23. 3. Чтение «по верхам» Концентр чтения «по верхам», т. е. обучение собственно смысловому чтению полных слов
- 24. Обучение чтению текстов, как и на предыдущих этапах, строилось по определенным канонам. О характере этих канонов
- 25. «Слове о почитании книжном», с которого начинается «Изборник» 1076 года, автор, некий «грешный Иоан», рекомендует: «Когда
- 26. Как видно, в древнерусской методике обучения первоначальному чтению осознавалась необходимость усвоения учениками осмысленного, вдумчивого чтения. Решение
- 27. С представленными процессуальными особенностями церковно-славянская методика неизбежно приобретала экстенсивный характер и отличалась ярко выраженным формирующим подходом
- 28. Кроме того, заучивание букв, складов по образцу в одних и тех же формах сопровождалось возникновением статичных
- 29. Несмотря на все свои слабые стороны, церковно-славянская методика все же опиралась на целостное содержание обучения, которое
- 31. 2. Развитие отечественной методики обучения грамоте в ХVI-ХVII вв.
- 32. На своем втором этапе в ХVI-ХVII вв. отечественная методика обучения грамоте развивалась под воздействием целого ряда
- 33. 2. Создание по решениям Стоглавого собора 1551 года системы православного образования и приобретение церковно-славянской методикой официального
- 34. 3. Появление бумаги и рост делопроизводственной документации привели к возникновению полууставного письма и скорописи. Скоропись начинает
- 35. 4. Интенсификация культурных контактов Московского государства с европейскими странами, в том числе, по линиям образования и
- 36. В этот период заметное влияние на образование в Московии оказывают так называемые «братские» школы и несколько
- 37. Даже из приведенного отрывка устава Луцкой школы видно, что начальное обучение грамоте строилось во многом так
- 38. 5. Интенсификация культурных контактов Московского государства способствует проникновению в страну не только передовых идей западноевропейской педагогики,
- 39. В российских школах появляются переводные грамматики «Донат» Дмитрия Герасимова (1522 г.), греко-церковнославянская грамматика «Адельфотис» (1591 г.),
- 40. 6. При всей значительности происшедших в ХVI-ХVII вв. событий решающим для развития отечественной букваристики фактором стало
- 41. Методическая система обучения грамоте Ивана Федорова Свой букварь Иван Федоров разработал и издал в 1574 году
- 42. Несмотря на то, что книга не имеет титульного листа и заглавия, о ее предназначении мы можем
- 43. О том, что книга предназначена для «младенческого научения» чтению, говорят и ее небольшой формат в малую
- 44. Анализ структуры и содержания учебного материала во львовском букваре Ивана Федорова, а также в последующих отечественных
- 45. В полном соответствии с существовавшей традицией букварь начинается с изучения азбуки. Но в этом разделе букваря
- 46. Очевидно, таким образом предпринималась попытка, во-первых, разрушить формировавшийся у школьников стереотип названий букв и, во-вторых, обеспечить
- 47. Львовский букварь включает несколько подобных буквиц, оформленных к тому же и в различном наборе. Первоначально буквицы
- 48. Как видим, содержание обучения на первом этапе строится не по традиционному шаблону (обычная прямая азбука), а
- 49. Кроме того, следует обратить внимание на то, что последовательное увеличение количества столбцов и букв на строках
- 50. Стремление Ивана Федорова повысить общую функциональность включенного в букварь учебного материала обнаруживается и во втором разделе
- 51. Но главным своеобразием и, по нашему мнению, достоинством этого раздела является наличие в нем определенной системы
- 52. Их структура также однотипна: буква согласного + буква «р» + буква гласного, причем в той же
- 53. Также обращают на себя внимание три, весьма актуальных и по настоящее время, особенности общей структуры методической
- 54. Во-вторых, использование в ХVI веке для обучения первоначальному чтению и слогов ССГ показывает, что в отечественной
- 55. Ведь все неконечные слоги в словах заканчиваются на букву гласного звука, следовательно, ее выделение в слове
- 56. В-третьих, обнаруженная в букваре Ивана Федорова закономерность в отборе слогов СГ (сочетание каждой гласной со всеми
- 57. Продолжая характеристику львовского букваря, необходимо остановиться на третьем разделе первой учебной части книги. Основное его содержание
- 58. Первые статьи демонстрируют образцы спряжения глаголов: «А сия азбука от книги осмочастныя, сиречь грамъматикии» - по
- 59. Как видим, наличие в структуре букваря грамматического материала свидетельствует о понимании автором необходимости обучения основам грамматики
- 60. Завершает учебную часть букваря азбучный акростих, каждая строка в котором начинается с букв в алфавитном порядке.
- 61. По существу, такой азбучный акростих – это первый способ построения и использования в обучении первоначальному чтению
- 62. В целом первая учебная часть включает три раздела, занимая большую часть букваря (47 страниц из 78).
- 63. Она содержит 19 уже неадаптированных текстов: двенадцать молитв, шесть библейских текстов, а также догматический текст, посвященный
- 64. Следует обратить внимание на большое количество в хрестоматийной части букваря молитв, которые, как известно, заучивались учащимися
- 65. Другими словами, основные особенности графического письма усваиваются практически, без каких-либо правил, на основе внутренних, собственно речевых
- 66. Особо необходимо остановиться на воспитывающей направленности хрестоматийной части букваря Ивана Федорова. Даже при самом общем взгляде
- 67. Мысли о пользе образования и науки звучат и в притче 23-й: «Да внидет к научению сердце
- 68. Выдержками из Послания апостола Павла к солунянам букварь призывает: «Молю вы, братие, утешайте малодушьныя, носите немощьная,
- 69. По существу в текстах букваря представлена целая педагогическая программа, пронизанная общим лейтмотивом любви. И не случайно
- 70. На глубокий гуманизм букваря, как и в целом позиции педагога, указал академик М. Н. Тихомиров: «Иван
- 71. После своего первого букваря Иван Федоров издает еще несколько книг по обучению грамоте, но все они,
- 72. Таким образом, выделенные методические принципы построения львовского букваря дают все основания квалифицировать разработанную Иваном Федоровым методику
- 73. Хотя она целиком опиралась на традиционный буквослагательный метод обучения грамоте, в ней уже присутствует достаточно сложный,
- 74. 1. Достаточно четкое выделение и разграничение двух частей в содержании учебного материала: во-первых, части обучения аналитическому
- 75. 2. Разделение части обучения аналитическому чтению на относительно самостоятельные этапы (разделы букваря), среди которых важнейшими могут
- 76. Среди восточнославянских букварей ХVI века необходимо особо отметить азбуку 1596 года Лаврентия Зизания Тустановского, озаглавленную как
- 77. Однако, уже в ее букварной части обнаруживается одно принципиальное отличие – традиционные прямые слоги со стечением
- 78. Вторым и главным отличием азбуки был особый раздел, включенный Лаврентием Зизанием в ее структуру: это -
- 79. По замыслу Лаврентия Зизания в «Лексисе» должна была объясняться народным языком книжнославянская лексика, непонятная ученикам из
- 80. Развитие отечественной букваристики в ХVII веке. Большинство последующих отечественных букварей вплоть до конца ХVII века в
- 81. Подтверждает данный вывод букварь, написанный неизвестным автором в конце ХVII века, в который также была включена
- 82. С этой целью он рекомендовал, например, между названиями букв и слитным произнесением слога делать маленькую паузу,
- 83. В букваре напечатанном в типографии Виленского Святодуховского братства в г. Евье в 1618 году (полное название
- 84. Существенные дополнения внесены в раздел, посвященный слогам. Принципиальное отличие заключается в том, что в букваре дается
- 85. Как видно, порядок расположения типов слогов в целом учитывает возрастание уровня их сложности, что создает предпосылки
- 86. Кроме того, в евьевском букваре был расширен и уточнен раздел первоначальных сведений по грамматике. Он разделен
- 87. В могилевском букваре («Букварь языка славеньска» 1619 г.) Спиридона Соболя грамматический материал под рубрикой «В исправлении
- 88. В качестве материала для чтения используются гнезда однокоренных слов и их форм. С точки зрения специфики
- 89. В кутеинском букваре («Букварь сиречь начала учения детям начинающим извикати» 1631 г.) впервые даются первоначальные сведения
- 90. Заметные изменения обнаруживаются и в первых московских букварях Василия Бурцова. При оформлении букварей Василий Бурцов использовал
- 91. Первый букварь Василия Бурцова с общим названием «Начальное учение человеком хотящим разумети божественнаго писания» (1634 год
- 92. Но вот московский букварь 1637 года издания уже отличается самостоятельной и оригинальной хрестоматийной частью. В букваре
- 93. Практически полностью пересмотрен подход к подбору текстов букваря. Впервые не были использованы молитвы, а большинство текстов
- 94. Букварь Симеона Полоцкого был подготовлен к семилетию Петра Алексеевича и открывался стихотворным «Предисловием к юношам учитися
- 95. Завершается вводная часть букваря молебном «Чин благословения отроков во училище учитися священным писаниям идущим», которым было
- 96. Отдельно необходимо остановиться на своеобразии «Лицевого букваря» Кариона Истомина 1694 г. (в букваре упоминается и дата
- 97. Впервые при оформлении букваря была применена технология гравировки на меди, которую выполнил гравер Оружейной палаты Леонтий
- 98. Но самым важным в этой связи является то, что рисунки, использованные в букваре, выполняют не только
- 99. Основное учебное содержание в Лицевом букваре Кариона Истомина расположено на 38 листах, но каждый лист книги
- 100. Собственно свое название «Лицевой букварь» книга получила благодаря специальным «лицевым» изображениям букв: вверху страницы помещены люди,
- 101. Даже беглый анализ данного содержания букваря показывает, что в методическом плане изучение каждой буквы начиналось с
- 102. Весьма ценным при таком подходе, на наш взгляд, является и то, что формирование графического образа букв
- 104. Скачать презентацию