Содержание
- 2. План лекции Хождение Житие (агиография, патерик и т.д.) Повесть (рождение фикционального) Периодизация древнерусской литературы. Литература переходного
- 3. Древнерусские хождения Литература путешествий, травелог 50 оригинальных русских хождений 20 переводных Типы путешественников: паломник (пилигримм, калика
- 4. Классификация хождений Паломнические: «видеть очима своима грешныма святые места» Дипломатические (посольства): описание чужих стран Торговые (купец):
- 5. Хождения Хождение игумена Даниила (XII в.) Хождение на Флорентийский собор (XV в.) Хожение за три моря
- 6. Хожение игумена Даниила 1. Даниил заложил основу жанра Х. 2. Популярность: около 100 списков 3. Особенности
- 7. Хожение за три моря Афанасий Никитин - тверской купец Дата путешествия: 1466-1475 гг. Маршрут: Волга-Каспий-Персия-Индийское море-Индия-Черное
- 8. Цитата Русская земля! Да Будет Богом хранима! На этом свете нет страны, подобной ей, хотя вельможи
- 9. Агиография Агиос – святой, графо – пишу : жизнеописание святого Святой — пример служения вере, христианской
- 10. Значение агиографии «накопление наблюдений, которые способствовали росту литературного мастерства: психологического анализа и раскрытия внутреннего мира человека»
- 11. Жанры Мартирий – рассказ о мученической смерти святого – II век Житие – описание по-двигов святого,
- 12. Происхождение агиографии Эллинистический роман – биографии знаменитых мужей Греции, воспевание национальных героев (Ксенофонт, Тацит, Плутарх) Византийская
- 13. Переводные жития и эллинистический роман Житие Евстафия Плакиды: герой-воин, предсказание, разлука, испытания, узнавание, мученическая смерть Житие
- 14. Идеализация героя через его мученичества; устойчивые элементы композиции; занимательный сюжет; поучительная развязка; приключение и назидание. Элементы
- 15. Каноническая схема жития Симеон Метафраст (X век) Предисловие: уничижительная формула автора, молитва: «Аз, многогрешный во иноцех…»,
- 16. 2. Основная часть: а) упоминание родителей («благочестивые»); рождение святого; б) детство святого (не любит детских забав,
- 17. 3. Посмертные чудеса исцеления. 4. Похвала святому.
- 18. Поэтика жанра а) развитый сюжет с элементами занимательности (элементы вымысла); б) элементы психологизма, описание внутреннего состояния
- 19. Герой жития Хр. Лопарев, историк Церкви (втор. пол. XIX в.): «Житие святого настраивалось на возвышенный хвалебный
- 20. И.П. Еремин «Житие, изображая человека, по возможности стремилось устранить черты его индивидуального характера: только освобожденный от
- 21. Л.А. Дмитриев «На Руси в агиографии шла борьба двух начал: стремление к соблюдению жанровых канонов и
- 22. Классификация житий Жития монашеские – идеал христианского героя (духовный подвиг) Житие Феодосия Печерского ( нач. XII
- 23. Жития княжеские «Сказание о Борисе и Глебе» (XII в.) «Повесть о житии Александра Невского» (XIII в.)
- 24. Феодосий Печерский
- 25. Житие Феодосия Печерского Вступление: «…побудил я себя взяться за другое повествование, которое превыше моих сил и
- 26. Основная часть 1. Жизнь Феодосия до прихода в Печерский монастырь: о рождении блаженного чада благочестивыми родителями,
- 27. Кончина: предсказание смерти, выбор нового игумена, болезнь, смерть, плач братии. Чудо.
- 29. Культ Бориса и Глеба 1. Канонизация поднимала авторитет русской Церкви: Русская земля удостоилась своих святых 2.
- 30. Сказание о Борисе и Глебе Вступление: экспозиция О сыновьях Владимира Святославича: 12 сыновей от 4 жен.
- 31. Сюжет 1. Убийство Бориса 2. Убийство Глеба 3. Месть Ярослава 4. Захоронение Глеба. 5 Похвала князьям
- 32. Убиение Бориса И воззрев на убийц своих горестным взглядом, с осунувшимся лицом, весь обливаясь слезами, промолвил:
- 33. Убиение Глеба «глядя на убийц кротким взором, омывая лицо свое слезами, смирившись, в сердечном сокрушении, трепетно
- 34. Месть Ярослава (Мудрого) Бой на Альте: «И на восходе солнца вступили в бой, и была сеча
- 35. Поэтика Сказания Публицистичность (пропаганда идеи – младшие князья подчиняются старшим) Драматизм (сцены убийств в замедленной «съемке»)
- 36. Авторские размышления (о причинах трагедии, о значении культа Бориса и Глеба, небесных покровителей Русской земли) Условность
- 37. Агиографически стилизованные портреты князей, первых святых Русской земли. Образ Бориса перегружен содержанием. Борис - высокий идеал
- 38. Система персонажей: противопоставление Святополка Окаянного и младших братьев. Композиция – диптих (концепция Еремина).
- 41. Повесть о житии Александра Невского (1220–1263 г.) Форма: воинская повесть в житии (жанр в жанре). Историческое
- 42. Агиографические элементы самоуничижение автора характеристика родителей идеализированный портрет героя чудо при погребении Александра
- 43. Герой жития – не подвижник Церкви, а государственный деятель. Портрет: «Князь благ в странах, – тих,
- 44. И.П. Еремин: «Содержание жития – не столько биография князя, сколько его образ, дорогой и близкий автору,
- 45. Автор – «самовидець есмь» (митрополит Кирилл ?). Лирическая окрашенность образа князя. Эпическое повествование (подвиг 6 храбров).
- 46. Плач-похвала «Како можеши написати кончина господина своего? Како не упадут очи вместе со слезами? Како не
- 47. Княжеские жития XII-XIII в. – особая литературная форма, служившая прославлению национальных героев. В XIV в. житийные
- 48. Стиль эпохи – экспрессивно-эмоциональный (XIV-XV в.) Д.С. Лихачев: «Самое характерное и самое значительное явление в изображении
- 49. «Авторы как бы не могут удержаться от выражения нахлынувших на них чувств». «Чувства, страсти живут как
- 50. Епифаний Премудрый (конец XIV – начало XV в.) Задача литературного творчества: с помощью языковой вычурности прославить
- 52. Житие Стефана Пермского (1396–1398) Самоуничижение автора: «Аз бо есмь умом груб и словом невежа, худ имея
- 54. Отец наш Стефан был родом русин, от родителя нарочита, мужа верна именем Симеон и матери Марии…
- 55. И изучися сам пермскому языку, и грамоту новую пермскую сложи, и азбуку сочини, и книги русския
- 56. 2. Об азбуке пермской: «пермскую же грамоту един чернец сложил, един составил, един сочинил, един калогер,
- 57. 3.Плач пермских людей «един был у нас епископ, законодавец и законопложник, то же креститель, и апостол,
- 58. Похвала Хвалит Римская земля апостолов Петра и Павла, чтит Азия Иоанна Богослова, Египет – Марка, Антиохия
- 59. «Плач и похвала инока списающа» Но что тя нареку, о епископе, или что тя именую, или
- 60. Что еще тя нареку: вожа заблудшим, обретателя погибшим, наставника прельщеным, руководителя умом ослепленным, чистителя оскверненным, взыскателя
- 62. Житие Сергия Радонежского (1417-1418 г.) Варфоломей, сын ростовского боярина (1322– 1392 гг. ) Реформатор русского монашества.
- 63. Слово о житии и преставлении Димитрия Ивановича Донского Краткое жизнеописание. Краткий рассказ о битве на Воже
- 64. Еще млад сей возрастом, но о духовных прилежа делах, пустошных бесед не творяше, срамных глагол не
- 65. Яко отец есть миру и око слепым, нога хромым, столп и страж и мерило… высокопаривый орел,
- 66. Плач Евдокии Како умре, животе мой драгий, мене едину вдовицу остави? Почто аз преже тебе не
- 67. Похваляет же земля Римская Петра и Павла…. Владимира Киевская со окрестными грады. Тебе же, великий приложити,
- 68. Киево-Печерский патерик XII в. Сказание о черноризцах печерских XIII в. Переписка Симона, епископа Владимирского Поликарпа, монаха
- 69. Основная идея – прославление К-П монастыря как религиозного центра и монахов А.С. Пушкин в письме к
- 70. Отход от абстрактности идеала Элементы психологического анализа (борьба с самим собой) Правдивое бытописание Разнообразие характеристик человека
- 71. Идеализирующий биографизм XVI века «Великие Минеи Четьи» митрополита Макария – свод житий «Книга Степенная царского родословия»
- 73. Скачать презентацию