Актёр и режиссёр в театре. (Урок 3)

Содержание

Слайд 2

Секреты актёрского мастерства

Секреты актёрского мастерства

Слайд 3

Актёр должен стать «единственным царем и владыкой сцены». (К.С.Станиславский) Слово «актёр»

Актёр должен стать «единственным царем и владыкой сцены».
(К.С.Станиславский)
Слово «актёр»
происходит латинского

agere «действовать». На сцене он и является главным действующим лицом.

Николай Улянов
«Портрет Станиславского» 1947

Слайд 4

Искусство актёра уходит своими истоками в первобытное общество. Первобытные обряды, ритуальное

Искусство актёра уходит своими истоками в первобытное общество.
Первобытные обряды, ритуальное

копирование повадок животных, тотемические пляски, исполнение обрядов с использованием костюмов, масок, татуировок и раскраска тела – вот в чем тогда проявлялось искусство актёра
Слайд 5

Театр в античном мире. Игра одного, а затем двух актеров в

Театр в античном мире.

Игра одного, а затем двух актеров в греческом

амфитеатре способна была выразить суть действия, драматического конфликта.
Актёр ещё прятался за пышными облачениями, ходил на котурнах (В обуви на высокой подошве), скрывал своё лицо от зрителей под маской.
Слайд 6

Театр в эпоху Возрождения Актёры передавали не только высокие чувства. Сильные

Театр в эпоху Возрождения

Актёры передавали не только высокие чувства. Сильные человеческие

страсти, но и характеры действующих лиц.
Они были способны потрясти зрителей силой и убедительностью своей игры.
Слайд 7

Театр в эпоху классицизма. Актёр воплощал на сцене идеальных героев, высмеивал

Театр в эпоху классицизма.

Актёр воплощал на сцене идеальных героев, высмеивал общечеловеческие

пороки, утверждал принципы добра, разума и справедливости.
Манера игры изменилась.
Актёр должен был не только говорить, а декламировать, произносить реплики нараспев, принимать эффектные позы, точно знать когда поднять руку, отставить ногу и при этом гордо закидывать голову.
Слайд 8

Подобная «театральность» в игре актёров была характерна и для русского театра

Подобная «театральность» в игре актёров была характерна и для русского театра

вплоть до середины 19века.
«… Никто не говорил своим голосом… игра состояла из крайне изуродованной декламации, слова произносились как можно громче, и почти каждое слово сопровождалось жестами. Особенно в ролях любовников декламировали так страстно, что вспомнить смешно; слова «любовь», «страсть», «измена»выкрикивались так громко, как только доставало силы в человеке…»
(М.С.Щепкин)
Слайд 9

Реформы в театре 20 века. Константин Сергеевич Станиславский (1863-1938) разработал и

Реформы в театре 20 века.

Константин Сергеевич Станиславский (1863-1938) разработал и воплотил

в художественную практику основные принципы актёрской игры.
Система Станиславского дала ключ в осознанному владению творческим процессом и предложила актёру такое сценическое поведение, которое приводит к перевоплощению актёра в изображаемого им героя.
Слайд 10

Говоря об игре актера, Станиславский ввел такие важнейшие понятия, как сверхзадача

Говоря об игре актера, Станиславский ввел такие важнейшие понятия, как сверхзадача

и сквозное действие.
Сквозное действие – это цепь действий, поступков героя, ведущих к достижению цели.
Слайд 11

Сверхзадача Для решения сверхзадачи актёру необходимо схватить «Зерно» (суть) роли, образа.

Сверхзадача

Для решения сверхзадачи актёру необходимо схватить «Зерно» (суть) роли, образа.
Вот что

писал о поисках «зерна» образа Репетилова из комедии «Горе от ума» В.И.Немирович –Данченко.
«Зерно Репетилова – болтун. Если актёр все время будет «Обмакивать» свою мысль в то, что он болтун, да еще нагретый вином, да еще светский человек, да еще немного «барин, и прибавит сюда еще целый ряд чёрточек, то и выявится характер Репетилова».
(
Слайд 12

Суть перевоплощения не в изменении актёром своего внешнего облика до неузнаваемости.

Суть перевоплощения не в изменении актёром своего внешнего облика до неузнаваемости.

А в умении достичь высочайшего уровня сопереживания, позволяющего ему ощутить себя тем персонажем,который он изображает на сцене.
Слайд 13

Станиславский различал два вида перевоплощения актера: внешнее ( с помощью грима,

Станиславский различал два вида перевоплощения актера: внешнее ( с помощью грима,

жестов, мимики, интонаций, особенностей диалекта и т.д.) и внутреннее , предполагающее раскрытие духовного мира своего героя. Его нравственных качеств, основных черт характера.
Слайд 14

Искусство перевоплощения присуще великим мастерам театральной сцены. «.. Всегда имей в

Искусство перевоплощения присуще великим мастерам театральной сцены.
«.. Всегда имей в виду

натуру; влазь, так сказать, в кожу действующего лица… ты можешь сыграть иногда слабо, иногда сколько-нибудь удовлетворительно (это часто зависит от душевного расположения), но сыграешь верно». (М.С.Щепкин)
Это «влазь в кожу» стало крылатым выражением в театре.
Слайд 15

Мастерство актера оттачивается годами напряженного труда. Даже, обладая талантом, можно не

Мастерство актера оттачивается годами напряженного труда. Даже, обладая талантом, можно не

стать большим актером. Нужно в совершенстве владеть техникой актёрского мастерства ( голосом, мимикой, пластикой, жестом, тонко чувствовать игру партнёров по сцене.)
Слайд 16

Знаменитый артист Малого театра Александр Алексеевич Остужев (1874-1953) был уже широко

Знаменитый артист Малого театра Александр Алексеевич Остужев (1874-1953) был уже широко

известным артистом, когда неожиданно подкралась беда: начала надвигаться глухота. Потеря слуха – непреодолимое препятствие в работе актёра, но Остужев остался на сцене и играл еще более 40 лет. Будучи уже глухим, он в 1935г. Блестяще сыграл роль Отелло.
Слайд 17

Искусство режиссуры. Роль режиссёра: направляет творческую энергию всего коллектива. в его

Искусство режиссуры.

Роль режиссёра:
направляет творческую энергию всего коллектива.
в его руках

находятся все нити сложного механизма спектакля.
Слайд 18

Режиссёр – профессия ХХ века. До середины ХХ века роль режиссёра

Режиссёр – профессия ХХ века.
До середины ХХ века роль режиссёра в

какой-то мере выполняли антрепренёры. Их роль сводилась к чисто организационным моментам. Он следил, чтобы к началу спектакля на сцене были поставлены соответствующие декорации, предметы бутафории, указывал актёрам, когда появляться на сцене, что говорить или петь, где стоять и как двигаться.
Слайд 19

Известно, что многие драматурги выступали постановщиками своих пьес. Шекспир, Мольер, Островский.

Известно, что многие драматурги выступали постановщиками своих пьес. Шекспир, Мольер, Островский.

Но они не были режиссёрами в современном понимании этого слова.