Ар-деко, дадаизм, героический реализм

Содержание

Слайд 2

Ар-деко Ар-деко́ — влиятельное течение в изобразительном и декоративном искусстве первой

Ар-деко

Ар-деко́ — влиятельное течение в изобразительном и декоративном искусстве первой половины

XX века, которое впервые появилось во Франции в 1920-х годах, а затем стало популярно в 1930—1940-е годы в международном масштабе, проявившееся в основном в архитектуре, моде и живописи.
Это эклектичный стиль, представляющий собой синтез модернизма и неоклассицизма. На стиль ар-деко также значительное влияние оказали такие художественные направления, как кубизм, конструктивизм и футуризм.
Отличительные черты — строгая закономерность, смелые геометрические формы, этнические геометрические узоры, оформление в полутонах, отсутствие ярких цветов в оформлении, при этом пёстрые орнаменты, роскошь, шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро).
В США, Нидерландах, Франции и некоторых других странах ар-деко постепенно эволюционировал в сторону функционализма.
Слайд 3

Ар-деко во Франции Париж всегда оставался центром стиля ар-деко. В мебели

Ар-деко во Франции

Париж всегда оставался центром стиля ар-деко. В мебели его

воплощал Жак-Эмиль Рульманн — самый известный из дизайнеров мебели той эпохи и, возможно, последний из классических парижских ébéniste (краснодеревщиков). Кроме того, характерны работы Жана-Жака Рато, продукция компании «Süe et Mare», ширмы Эйлин Грей, изделия из кованого металла Эдгара Брандта, металла и эмали швейцарца еврейского происхождения Жана Дюнана, стекло великого Рене Лалика и Мориса Марино, а также часы и ювелирные изделия Cartier.
Слайд 4

Дом-студия Озанфана Комплекс Nemausus Многоквартирный дом в Париже, 1933

Дом-студия Озанфана

Комплекс Nemausus

Многоквартирный дом в Париже, 1933

Слайд 5

Значение ар деко, мастера которого чаще всего не принадлежали к числу

Значение ар деко, мастера которого чаще всего не принадлежали к числу радикальных новаторов,

в контексте истории искусства заключается именно в способности к интерпретации, переплетению и созданию собственного неповторимого художественного языка на основе воспринятых из разных источников черт.
Известна и общепризнана роль этой стилистической общности в толковании и популяризации мотивов искусства авангарда. Активное и деятельное присутствие в стилистической системе ар деко элементов современных его сложению художественных программ и принципов, их продолжение и развитие уже в его рамках сколь очевидно, столь и недостаточно исследовано.
В значительной мере нераскрытым остается даже сам процесс «функционирования» ар деко в своем поле, что признается самими исследователями: «Легко проследить происхождение отдельных мотивов ар деко, но сложно вычленить момент их органичного объединения», — пишет Виктор Арвас.
В то же время именно этот момент — возникновение и практическое приложение уникальной стилистической модели, образованной целой совокупностью разнообразных воздействий, — представляет значительный интерес в самых разных аспектах.
Слайд 6

Ар-деко в Германии Берлин богат на архитектуру различных эпох и направлений

Ар-деко в Германии

Берлин богат на архитектуру различных эпох и направлений

(спасибо бурной истории и чудаковатым правителям). Есть в нем и интересные экземпляры Ар-Деко.
1. Хакские дворы (Hackesche Höfe), архитектор Август Эндель, 1906 год. Это не только самый крупный комплекс закрытых дворов в Германии, но и яркий представитель ар-деко. Пластичные орнаменты, много цвета - характерные особенности всех дворов, но особый интерес представляет двор роз: преобладающие пастельный зеленый и пастельный розовый цвета, а так же очень много декора, напоминающего стебли цветов.
Слайд 7

2. Станция метро Бюловштрассе (U-Bahnhof Bülowstraße), архитектор Бруно Мёринг, 1902 год.

2. Станция метро Бюловштрассе (U-Bahnhof Bülowstraße), архитектор Бруно Мёринг, 1902

год. Эта станция была открыта на первой ветке метро в Берлине. Была очень сильно повреждена во время Второй Мировой Войны, однако восстановлена после нее. Во времена Холодной Войны и Стены была закрыта, как и вся линия U2. Представляет собой то самое "ажурное" сочетание стекла, камня и стали и достаточное количество растительного декора.
Слайд 8

3. Станция городской ж/д дороги Мехикоплатц (S-Bahnhof Mexikoplatz), архитектор Густав Харт,

3. Станция городской ж/д дороги Мехикоплатц (S-Bahnhof Mexikoplatz), архитектор Густав Харт,

1911 год. Отличительные черты: плавные линии, особенно линии крыши, легкая ассиметрия и очень красивый декор купола в интерьере этой станции.  Также из интересных особенностей - кованый герб прусских железных дорог на мосте.
Слайд 9

Ар-деко в Италии В Италии и Германии элементы стиля Ар Деко,

Ар-деко в Италии

В Италии и Германии элементы стиля Ар Деко,

соединяясь с формами Неоклассицизма, перерастали в архитектуру «нового Ампира» - фашистского стиля третьего Рейха. Ар Деко оказал влияние на художников французского стекольного завода Баккара и английской керамической мастерской Даултон. К этому же стилю иногда причисляют наивного живописца Р. Дюфи.
Слайд 10

застройка Пьяцца делла Виттория в Брешии, архитектор Марчелло Пьячентини Дворец итальянской цивилизации в Риме

застройка Пьяцца делла Виттория в Брешии, архитектор Марчелло Пьячентини

Дворец итальянской цивилизации

в Риме
Слайд 11

Ар-деко в Англии Самый красивый вид в стиле «ар-деко» открывается в

Ар-деко в Англии

Самый красивый вид в стиле «ар-деко» открывается в

Лондоне с набережной Южного берега между мостом Ватерлоо и пешеходным мостом у станции метро Embankment. На северном берегу Темзы, будто в модернистском сне начала ХХ века, возвышается шеренга каменных громад с развевающимися флагами, самая известная из которых – это знаменитый отель «Савой». Кстати, среди отелей примеры «ар-деко» многочисленны: Dorchester, Claridge’s, Park Lane Hotel
Слайд 12

Однако «ар-деко» - это не обязательно массивность и монументальность. К примеру,

Однако «ар-деко» - это не обязательно массивность и монументальность. К

примеру, историческая штаб-квартира корпорации Би-Би-Си (BBC Broadcasting House Portland Place, London, W1A 1AA) к северу от площади Оксфорд-Серкус (рядом с церковью All Souls) отличается плавностью и субтильностью внутренней отделки, правда, экскурсию надо бронировать заранее, поскольку помещение до сих пор используется как служебное.
Слайд 13

Ар-деко в Голландии Столица Северной Голландии, Харлем, находится в получасе езды

Ар-деко в Голландии

Столица Северной Голландии, Харлем, находится в получасе езды

от Амстердама. На протяжении столетий город был историческим центром региона, специализирующегося на выращивании луковиц тюльпана, и гордо носил название «Bloemenstad» (цветущий город). Если вы приехали в Харлем на поезде, то обязательно оцените железнодорожную станцию в стиле арт-деко.
Слайд 14

Ар-деко в США Возникший в Париже и просуществовавший между двумя мировыми

Ар-деко в США

Возникший в Париже и просуществовавший между двумя мировыми войнами,

стиль "Ар-Деко" приобрел особую популярность в США как "стиль звезд", превра­тившись из чисто французского явления во всемирно признанный символ эффектности.
Ар-Деко был также известен в США как "Джазовый модерн", "Зигзаг-модерн", "Обтекаемый модерн" - последний относится к формам, базировавшимся на обтекаемых силуэтах авто­мобилей, кораблей и самолетов, отражая напор и ско­рость века машин.
Идеи европейского функционализма были в 20-е годы в США занятием лишь отдельных архитекторов-авангар­дистов, внимательно наблюдавших за Баухаузом и дру­гими европейскими функционалистскими течениями.
В отличие от аскетичного функционализма, бога­тый орнаментами Ар-Деко значительно легче прижился в архитектуре фасадов и интерьере. С конца 20-х годов в стиле Ар-Деко были воздвигнуты большие репрезен­тативные здания крупных фирм. Вместе с Ф.Л. Райтом, одним из патриархов современной архитектуры США, пришли небоскребы, которые уже с начала XX века возводились в стальном каркасе. При этом их фасады до конца 20-х годов украшались историческими формами оконных проемов и стрельчатыми сводами. Яркий тому пример - великолепное неоготическое здание Вольворт в Нью-Йорке'(1913). Примеры американского Ар Деко можно обнаружить и в других постройках в Нью-Йорке и Майами того времени. Это гигантские небоскребы и великолепные дворцы кинотеатров.
Слайд 15

Радио Мюзик Холл, Рокфеллер центр, Нью-Йорк

Радио Мюзик Холл, Рокфеллер центр, Нью-Йорк

Слайд 16

Дадаизм В феврале 1916 года группа художников, литераторов и просто богемной

Дадаизм

В феврале 1916 года группа художников, литераторов и просто богемной

публики объединилась в местечке под названием «Кабаре Вольтер». И вскоре появилось слово, найденное случайно, само по себе ничего не значащее — слово «дада». Дат начала дадаизма может быть несколько. С тем же правом на столетний юбилей дадаизма мог бы претендовать и 1913 год, когда Марсель Дюшан создал свое легендарное «Велосипедное колесо», или 1917 год, когда он придумал фокус с писсуаром, названным «Фонтан».
Хотя дадаизм в Цюрихе был обязан своим появлением преимущественно немецкоязычным поэтам и художникам, его концептуальная предыстория больше связана с французским искусством и литературой — писателем Раймоном Русселем, драматургом Альфредом Жарри, композитором Эриком Сати, применившими художественные приемы дада. Таким образом, истоки того, что мы называем дадаизмом, возникли не вполне в 1916 году, но были совершенно необходимым и в какой-то степени логичным результатом трансформаций в западноевропейской культуре. В отличие от сюрреалистов, дадаисты не любили опираться на традицию и возводить себя к каким-то фигурам или явлениям.
Слайд 17

Как для русских футуристов, так и для дадаистов было крайне важно

Как для русских футуристов, так и для дадаистов было крайне

важно сместить категории. Во-первых, уйти от самого понятия искусства. Когда дадаисты говорили об уничтожении искусства, имелось в виду не уничтожение творчества, а самой концепции, сложившейся в Новое время. Они стремились разрушить принципы функционирования искусства и устоявшиеся категории: категории прекрасного, категории произведения, категории автора.
Слайд 18

Цюрихские дадаисты не собирались создавать новые методы изобразительного искусства, но они

Цюрихские дадаисты не собирались создавать новые методы изобразительного искусства, но

они пришли к ним сами собой. Цюрихский период дадаизма связан не только с «Кабаре Вольтер», но и с «Галереей Дада», а также с несколькими крупными мероприятиями, фестивалями дада и так далее. Он в большей степени обусловлен влиянием абстрактного искусства; наиболее яркими его проявлениями были коллажи, созданные по так называемому закону случая.
Слайд 19

Героический реализм Героический реализм - термин, который иногда использовался, чтобы описать

Героический реализм

Героический реализм - термин, который иногда использовался, чтобы описать искусство,

используемое в качестве пропаганды. Примеры включают социалистический стиль реализма, связанный с коммунистическими режимами и очень подобным художественным стилем, связанным с Фашизмом. Его особенности - реализм и описание чисел как идеальные типы или символы, часто с явным отклонением модернизма в искусстве (как «буржуа» или «выродившийся»).
Героические проекты реализма использовались, чтобы размножить революцию в Советском Союзе в течение времени Ленина. Ленин сомневался, что неграмотное население поймет то, что абстрактные визуальные изображения были предназначены, чтобы сообщить. Он также думал, что у художников, таких как конструктивисты и productivists, возможно, была скрытая повестка дня против правительства.
Движения, такие как кубизм были осуждены как буржуа и подверглись критике за отказ привлечь наследие искусства, тогда как пролетарская культура должна была привлечь то, что было изучено в предшествующие времена, и для отклонения красивого на том основании, что это было «старо». Художники противостояли таким взглядам, однако, говоря, что передовое искусство представляло продвинутые политические идеи.
Слайд 20

Пауль Матиас Падуа - (нем. Paul Mathias Padua; * 15 ноября

Пауль Матиас Падуа - (нем. Paul Mathias Padua; * 15 ноября

1903, Зальцбург — † 22 августа 1981, Роттах-Эгерн) — немецкий художник, самоучка.
Падуа родился в Зальцбурге, вырос в бедности, в возрасте девяти лет потерял отца, воспитывался бабушкой и дедушкой в Нижней Баварии (в Гейсельхёринге и Штраубинге). Позже переехал в Мурнау, а затем в Мюнхен.
Взял за образец творчество Ленбаха (1836‒1904). В 1922 Падуа стал членом Ассоциации мюнхенских художников. В последующие годы регулярно выставлялся, стал знаменитым портретистом и пейзажистом уже в 20-е годы и в 1930 г. получил Премию Альбрехта Дюрера.
В Третьем Рейхе он был модным художником и почитался как представитель героического реализма в стиле «крови и почвы».
На Больших немецких художественных выставках в 1938‒1944 в Доме немецкого искусства в Мюнхене были представлены 23 его работы, в том числе в «стиле ню». В 1935 году он был удостоен премии за портрет Клеменса Краусса, в 1937 и 1940 годах — премий Ленбаха, и 1938 году — премии за самый красивый детский портрет. Среди тех, кого изображал Падуа были Франц Легар и Герхарт Гауптман.
Слайд 21

В.Пакулин. Смена (Героический реализм). 1925. Холст, масло. ГРМ Говорит Фюрер (1937) В отпуске (1944)

В.Пакулин. Смена (Героический реализм). 1925. Холст, масло. ГРМ

Говорит Фюрер (1937)

В отпуске

(1944)