Библиотека Алвара Аалто

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

АЛВАР ААЛТО Отец интернационального стиля и финского дизайна

АЛВАР ААЛТО

Отец интернационального стиля и финского дизайна

Слайд 9

А́лвар Ху́го Хе́нрик А́алто (3 февраля 1898, Куортане — 11 мая

А́лвар Ху́го Хе́нрик А́алто (3 февраля 1898, Куортане — 11 мая

1976, Хельсинки) — финский архитектор и дизайнер, крупнейшая фигура в архитектуре Финляндии, ведущий представитель модернизма в Северной Европе, один из важнейших мастеров скандинавского дизайна. Оказал определяющее влияние на архитектуру, дизайн мебели и дизайн стекла XX века. Считается одним из основоположников интернационального стиля.
После окончания лицея в 1916 Алвар поступил в Политехнический институт города Гельсингфорса, где учился у Армаса Линдгрена. В 1918 году его учёба была прервана гражданской войной. Аалто принимал участие в боевых действиях на стороне «белых». По окончании войны он вернулся на студенческую скамью и в 1921 году окончил институт, став дипломированным архитектором.

Фото 1935 года

Слайд 10

Карьера Аалто как дизайнера совпала с периодом экономического роста и индустриализации

Карьера Аалто как дизайнера совпала с периодом экономического роста и индустриализации

Финляндии. Работа Аалто поддержана ведущими промышленниками страны. Алвар Аалто внёс вклад в развитие таких архитектурных стилей, как северный классицизм XX века (1920-е), интернациональный стиль и модернизм. В мебельном дизайне работы Аалто считаются образцом скандинавского дизайна. Важной чертой стиля Аалто было отношение к своим работам с позиций «единого произведения искусства», что на практике означало не только создание архитектурного проекта, но и формирование деталей: материала и цвета поверхностей, освещение, фурнитуры, мебели и т. д. Рассматривал архитектуру как форму реализации внутренней идеи.
Слайд 11

Архитектурный модернизм (фр. modernisme, от фр. moderne — новейший, современный; «англ.

Архитектурный модернизм (фр. modernisme, от фр. moderne — новейший, современный; «англ.

modern» — современный, новый) — движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от художественных стилей прошлого. Охватывает период с начала 1900-х годов и по 1960-е годы.
Слайд 12

Основные принципы архитектурного модернизма: использование самых современных строительных материалов и конструкций

Основные принципы архитектурного модернизма:
использование самых современных строительных материалов и конструкций (в

частности, стального или ж/б каркаса)
рациональный подход к решению внутренней планировки (функциональный подход)
отсутствие тенденций украшательства
принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений
«интернациональный» характер
Слайд 13

Функционализм — течение в западноевропейской, российской и американской архитектуре, оформлении интерьера

Функционализм — течение в западноевропейской, российской и американской архитектуре, оформлении интерьера

и мебели начала ХХ века. Функционализм сформировался как часть интернационального модернизма и оформился в качестве самостоятельного течения в 1930-е годы. В рамках функционализма архитекторы стремились к решению конкретных утилитарных задач, следуя условной формуле функция — конструкция — форма — качество. Идеи западноевропейского функционализма сформировались как новая идеология строительства и были связаны с появлением новых материалов и строительных технологий. Принципы функционализма предполагают строгое соответствие зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам и их функциям (утилитарным, коммуникативным, социо-культурным).
Слайд 14

Интернациональный стиль С именем Алвара Аалто связано систематическое развитие интернационального стиля

Интернациональный стиль

С именем Алвара Аалто связано систематическое развитие интернационального стиля в

Финляндии.Алвар Аалто стал одним из архитекторов, который опирался на архитектурный формат нового типа, поддержанный установлением архитектурного модернизма.
Слайд 15

Скандинавский дизайн Алвара Аалто

Скандинавский дизайн Алвара Аалто

Слайд 16

Слайд 17

Выборгская библиотека была построена Алваром Аалто в тот период, когда Выборг

Выборгская библиотека была построена Алваром Аалто в тот период, когда Выборг

входил в состав независимой Финляндии. Период этот длился недолго, с 1917 по 1939, но стал временем архитектурного бума, город развивался, становился промышленным центром, а значит, стремительно отстраивался. Итак, среди многочисленных зданий, выросших в это время в Виипури (Viipuri), как назывался тогда Выборг, было и здание городской библиотеки. В 1927 году был объявлен архитектурный конкурс, который и выиграл двадцатидевятилетний Алвар Аалто. Строительство было оплачено Марией Лаллукка, вдовой бизнесмена и мецената Юхо Лаллукка. Проектирование и строительство велось долго, с 1927 по 1935 год. Проект был новаторским, многие решения были опробованы Аалто при строительстве впервые. Начиная с архитектурных структур и вплоть до предметов мебели – все удивляло практичностью, экологичностью и комфортом. В 1935 году было закончено строительство, а в 1939 году Россия напала на Финляндию и Выборг был присоединен к России. В 1941 финны вернулись в Выборг, однако ненадолго, и в 1944 году город стал советским окончательно. Во время войны здание библиотеки значительно пострадало и было закрыто на какое-то время. В 50-60-х годах была проведена реставрация, однако у команды реставраторов-строителей не было доступа к авторским чертежам Аалто из-за холодных отношений между странами, поэтому реставрация превратилась в ремонт, который был проведен в соответствии с представлениями строителей о прекрасном. После перестройки так или иначе постоянно поднимался вопрос о запуске проекта по реставрации этого необычного во всех отношениях здания. И вот, наконец, русско-финский реставрационный проект был запущен. К счастью, в этот раз реставраторам были доступны авторские чертежи, над проектом работала группа российских и финских специалистов. Основным принципом реставрации было не просто бережное отношение к архитектурным и дизайнерским решениям Алвара Аалто, а следование его чертежам до буквы. Использовались те же самые материалы, по возможности – тех же фирм, к которым прибегал Аалто.
Слайд 18

Слайд 19

В чем особенность здания? Отдельного комментария заслуживает система освещения читального зала

В чем особенность здания?

Отдельного комментария заслуживает система освещения читального зала –

пятьдесят семь отверстий на плоской крыше наполняют зал рассеянным светом идеальным для чтения.
Слайд 20

В лекционном зале Аалто построил волнистый потолок из дерева, достигнув при

В лекционном зале Аалто построил волнистый потолок из дерева, достигнув при

этом замечательного акустического эффекта – в довольно большом зале говорящего слышно с любого места без усилителей звука и микрофонов. Вскоре после войны потолок ухнул, но его получилось воссоздать по оригинальным чертежам.
Слайд 21

Библиотека полна очаровательных деталей, вызывающих признательность гению, продумавшему все для удобства

Библиотека полна очаровательных деталей, вызывающих признательность гению, продумавшему все для удобства

читателей, позаботившемуся о физическом и эстетическом комфорте посетителей.
Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

ОСОБЕННОСТИ РЕСТАВРАЦИИ БИБЛИОТЕКИ

ОСОБЕННОСТИ РЕСТАВРАЦИИ БИБЛИОТЕКИ

Слайд 26

Во время Второй мировой здание серьёзно пострадало. В советское время звучали

Во время Второй мировой здание серьёзно пострадало. В советское время звучали

разные предложения о его реконструкции. Например, Александр Швер хотел отстроить библиотеку в духе сталинского ампира. В 1996 году здание библиотеки было в плачевном состоянии.
Слайд 27

Библиотеку Аалто считают одним из важнейших сооружений финского функционализма. Всего зодчий

Библиотеку Аалто считают одним из важнейших сооружений финского функционализма. Всего зодчий

построил 11 библиотек — в Германии, Финляндии, Исландии и США. Библиотека в Выборге, признанная федеральным памятником архитектуры, — единственная его постройка, находящаяся на территории России. Реставрация уникального здания, пришедшего к началу девяностых в упадок, продолжалась с 1994 года по проекту ОАО «НИИ „Спецпроектреставрация“». Экс-президент Финляндии Тарья Халонен в 2010 году высказала предложение о восстановлении библиотеки. Тогда из российского бюджета были выделены необходимые средства, а реставрировали здание совместно с Финляндией и Международным комитетом по сохранению памятников (ICOMOS). Основательная работа началась в апреле 2011 года, тогда на эти цели из федерального бюджета было выделено 255 млн рублей. Работы, проводимые ООО «Научно-производственное и проектное объединение „Союзстройреставрация“», затронули, в частности, читальный и абонементный залы и вестибюль книгохранилища, недавно закончилось устройство гидроизоляции здания. В 2013 году велись работы по нанесению штукатурки на фасад здания. В порядок были приведены и прилегающий к зданию книгохранилища парк имени Ленина (исторически Торкельский парк или парк «Эспланада»), являющийся объектом культурного наследия. К вопросу реставрации финны подошли по-настоящему щепетильно, старались учесть все мелочи, причём это касалось не только архитектуры. Например, отделка фасада велась мыльным камнем из того же карьера, где его добывали для строительства здания. Светильники и перила восстановили по фотографиям. А ещё перед входом в детскую библиотеку посадили дикий виноград, как и задумывал Аалто, а в гардеробе сохранили номерки 60-х годов. Все стеллажи с книгами восстановили на прежних местах. Специалистам удалось восстановить большую стеклянную стену перед главной лестницей, крышу с цилиндрическими световыми люками, металлические окна и двери и даже знаменитый деревянный потолок лекционного зала. Вообще, реставраторам помогли не только сохранившиеся чертежи, но и фотографии разных лет, а также записи самого Аалто, который часто вносил изменения в изначальные проекты.
Слайд 28

ЕЛЕНА РОГОЗИНА директор Центральной городской библиотеки Выборга: «Это здание изначально настолько

ЕЛЕНА РОГОЗИНА
директор Центральной городской библиотеки Выборга:
«Это здание изначально настолько

ушло вперёд, что до сих пор остаётся очень современным. Единственное, что появилось действительно нового, — это локальная сеть. В системе отопления мы просто поменяли металл, но её конструкция осталась оригинальной. Когда сняли штукатурку с потолка, то увидели, как виртуозно здесь всё устроено. Покрывали потолок заново самой простой смесью из воды, песка и извести. Все материалы, которые применялись тогда при строительстве и при реставрации, — натуральные. Каучуковое покрытие пола, натуральный линолеум, дерево. Паркет дубовый, волнообразный потолок — из сосны. Мебель воссоздавалась по авторским чертежам из сосны, берёзы и тика. Поэтому здесь дышится легко. Есть система естественной вентиляции: она находится над батареями, чтобы воздух был не слишком сухим.»
Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Входные двери изготовлены заново на российском заводе из бронзового профиля. Восстановленные

Входные двери изготовлены заново на российском заводе из бронзового профиля. Восстановленные

двери, немного напоминающие орнаменты ар-деко, гостеприимно распахиваются перед читателями каждый день.
Слайд 32

Реставрационные работы вела Академия Алвара Аалто под руководством Тапани Мустонена и

Реставрационные работы вела Академия Алвара Аалто под руководством Тапани Мустонена и

при участии бывших сотрудников Аалто: Эрика Адлеркройца, Вацио Навы и Лейфа Энглунда. От России участвовал проектный институт "Спецпроектреставрация", а непосредственно работы велись местными подрядчиками (кстати, их навыки потом хвалила контролёр от Финляндии Майя Кайрамо). В целом на реставрацию здания ушло 19 лет. Из бюджета было выделено 255 500 000 рублей.