Памятники окуневской культуры. Ширинская баба

Слайд 2

Каменные идолы - бабы Каменные изваяния баба идол истукан старуха проведение

Каменные идолы - бабы

Каменные изваяния

баба

идол

истукан

старуха

проведение обрядов, жертвоприношений

знак плодородия, размножения

содержание в изваянии

магической силы, которую можно использовать

женское рождающее божество – тайна рождения

Цель -
получение хорошего урожая, размножения стада, выживания племени

Слайд 3

Характерные черты каменных баб Объект культа полимагия → политеизм охотничьея эпоха

Характерные черты каменных баб

Объект культа

полимагия → политеизм

охотничьея эпоха → земледелие

и скотоводство

мирное женское божество

не надмогильные камни

резные стелы с личинами

наличие звериных черт

большая часть енисейских стел была создана племенами окуневской культуры, существовавшей в Минусинской котловине в начале II тысячелетия до н. э.

Культ тотема

Культ девы-прародительницы

Культ Солнца

Слайд 4

Обнаружена у Ширинского озера В Абакан привезена археологом А.Н. Липским Находится в музее города Абакана

Обнаружена у Ширинского озера
В Абакан привезена археологом А.Н. Липским
Находится в музее

города Абакана
Слайд 5

Внешний вид Выполнена из красного песчаника размер 230 X 70 X

Внешний вид

Выполнена из красного песчаника
размер 230 X 70 X 30 см


высечен массивный человеческий бюст с согнутыми в локтях руками, выступающим животом, с оскаленной пастью хищника
на голове бычьи рога и уши, на лбу – «третий глаз» в форме солнечного знака
глубокие полосы пересекают нос и подбородок
на стеле вверху высечены еще два лица: одно реалистическое, рельефное, другое очень стилизованное, плоское, с тремя глазами и полосами
Слайд 6

Символика Полосы на лице – татуаж или ритуальное / эстетическое окрашивание

Символика

Полосы на лице – татуаж или ритуальное / эстетическое окрашивание лица
звериные,

похожие на бычьи рога сочетаются с длинными ушами и длинной вертикальной лентой различных форм, идущей вверх от лба – украшение высокого головного убора
Лучи, расходящиеся от головы некоторых личин – волосы
«третий глаз» - магический знак
Звериный головной убор – тотемное животное
Слайд 7

Список использованной литературы Вадецкая, Э.Б. Археологические памятники в степях Среднего Енисея

Список использованной литературы

Вадецкая, Э.Б. Археологические памятники в степях Среднего Енисея :

научное издание/ Э.Б. Вадецкая; Отв. ред. М.П. Грязнов, Л.Я. Крижевская; АН СССР, Ин-т археологии. Ленингр. отд-ние. -Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1986.-177 c.
Вадецкая, Э.Б. Древние идолы Енисея / Э. Б. Вадецкая. – Л.: Наука, 1967. - 78 с.
Вадецкая, Э.Б. Древние маски Енисея: историческая литература / Э.Б. Вадецкая; Рос. акад. наук, Институт истории материальной культуры. - СПб.: Версо, 2009.-248 c.
Вадецкая, Э.Б. О каменных стелах эпохи бронзы в Хакасско-Минусинской котловине / Вадецкая Э.Б. // Советская археология. – М.: Изд. Наука. - 1964. - №4. – С. 211-219.
Окуневский сборник: Культура. Искусство. Антропология: сб./ Ин-т истории мат. культуры РАН; СПбГУ; Хак. отд-ние Всерос. об-ва охраны памятников истории и культуры; сост. и ред. Д. Г. Савинов, Л. М. Подольский. -СПб.: Петро-РИФ, 1997.-360 c.