- Главная
- Культурология
- Экспозиция школьного музея, посвященная 70-летию Великой Победы (методические рекомендации)
Содержание
- 2. Музейная экспозиция – это показ, демонстрация музейных предметов, выставленных в определённой последовательности с целью раскрыть избранную
- 3. Понятие музейной экспозиции Экспозиция музейная (от лат. expositio — выставление на показ, изложение), основная форма презентации
- 4. Из чего состоит музейная экспозиция основная ячейка экспозиции – экспонат, предмет, выставленный для обозрения; музейные экспонаты,
- 5. Общие принципы построения экспозиции: принцип идейности, когда при построении экспозиции отбираются только те предметы, которые соответствуют
- 6. Этапы работы над экспозицией Создание экспозиции это сложный процесс. Подготовка музейной экспозиции проходит в две стадии:
- 7. 2. Осуществление оформления экспозиции Экспозиция школьных музеев обычно имеет два зрительных плана : вертикальный и горизонтальный
- 8. Крупные изображения и связующие тексты помещаются в верхней части экспозиционного пояса, а иногда и над ним;
- 9. Особенности экспозиции, посвященной Великой Победе Выставка, посвящённая Великой Отечественной войне, может состоять из нескольких планшетов (щитов),
- 10. Выставка, посвящённая боевому пути какого-либо воинского соединения, может быть оформлена на нескольких планшетах. На первом представлена
- 11. Концепция экспозиции — это её идейно-теоретическое обоснование, экспозиционный замысел. В экспозиционном замысле авторы экспозиции определяют задачи
- 12. Этикетаж Спутниками экспозиции являются тексты. В этикетке (аннотации), прежде всего, выделяется название предмета. Обязательна датировка всех
- 13. Ошибки при подготовке экспозиции При размещении материала в экспозиции советуем экономить экспозиционные площади. Не переполняйте экспозицию
- 18. Скачать презентацию
Музейная экспозиция – это показ, демонстрация музейных предметов, выставленных в определённой
Музейная экспозиция – это показ, демонстрация музейных предметов, выставленных в определённой
Понятие музейной экспозиции
Экспозиция музейная (от лат. expositio — выставление на
Понятие музейной экспозиции
Экспозиция музейная (от лат. expositio — выставление на
Наличие экспозиции — один из основных, главных признаков любого музея.
Каждая экспозиция неповторима, ибо она часто включает единственные в своём роде документы и предметы — экспонаты.
Экспозиция школьного музея — результат длительной, творческой работы учащихся и педагогов.
Из чего состоит музейная экспозиция
основная ячейка экспозиции – экспонат, предмет, выставленный
основная ячейка экспозиции – экспонат, предмет, выставленный
музейные экспонаты, раскрывающие какой-либо конкретный вопрос, тему, объединяются в тематико-экспозиционный комплекс;
несколько таких комплексов объединяются в более крупный комплекс — музейный раздел;
разделы составляют музейную экспозицию в целом.
экспонат
экспонат
экспонат
экспонат
музейный раздел;
музейный раздел;
экспонат
экспонат
музейный раздел;
тематико-экспозиционный комплекс
тематико-экспозиционный комплекс
музейная экспозиция
Общие принципы построения экспозиции:
принцип идейности, когда при построении
Общие принципы построения экспозиции:
принцип идейности, когда при построении
принцип историзма - раскрытие явления с точки зрения того, как оно возникло, какие этапы прошло в своём развитии, чем оно стало теперь. Если ведётся рассказ о ком-то из героев Великой Отечественной войны, необходимо представить материал о его жизни до настоящего времени или до смерти героя. Если в экспозиции рассказывается о какой-либо битве, то – от её начала до окончания;
принцип предметности, когда музейный экспонат является доказательным фактом как каких-либо событий, так и носителем эмоционально окрашенной информации, поэтому не стоит выставлять мало интересные предметы;
принцип доходчивости, когда экспозиция строится с учётом её восприятия различными группами экскурсантов. Материал должен быть доступен и для старшеклассников, и для младших школьников.
- принцип избирательности музейного показа — научно-обоснованный отбор сюжетов музейного показа из всей совокупности явлений исторической действительности. Критерием выступает: историческая значимость событий, его связь с данной местностью;
- принцип локальности — показ местной истории, своеобразие проявлений в истории данного края общих закономерностей;
- историко-хронологический принцип — предполагает группировку и интерпретацию экспозиционных материалов в соответствии с принятой в исторической науке хронологией процессов и явлений. В художественном проектировании этот принцип выражается в необходимости создания художественными средствами образов эпохи.
Этапы работы над экспозицией
Создание экспозиции это сложный процесс. Подготовка музейной
Этапы работы над экспозицией
Создание экспозиции это сложный процесс. Подготовка музейной
1. Проектирование экспозиции составляет основное содержание экспозиционной работы и осуществляется музейным советом или группой .Составными частями в проектировании экспозиции являются: научное, художественное и техническое проектирование.
После выбора темы разрабатывается план комплектования и начинается
собирательская работа.
Поиск предметов должен обеспечить все разделы экспозиции материалом.
При наличии уже имеющейся части материала, претендующего на размещении в экспозиции, успех зависит и от того насколько полно он изучен — требуется ли докомплектование темы, какими материалами и какими способами комплектования.
Параллельно выявляется, изучается общая и специальная научная литература по теме, при этом ведутся авторские записи с указанием источника, используются консультации специалистов экспертов.
2. Осуществление оформления экспозиции
Экспозиция школьных музеев обычно имеет два
2. Осуществление оформления экспозиции
Экспозиция школьных музеев обычно имеет два
Первый более удобен для обозрения. В вертикальной плоскости (на стендах, планшетах, в витринах) представляют основные, наиболее важные в познавательном и воспитательном отношении экспонаты. Они дополняются и углубляются материалами горизонтального плана (горизонтальные витрины, столы).
Реже в школьных музеях используется третий план – скрытая экспозиция (турникеты, выдвижные и откидные щиты, альбомы). Экспонаты, размещённые таким образом, скрыты от глаз посетителей.
Крупные изображения и связующие тексты помещаются в верхней части
Крупные изображения и связующие тексты помещаются в верхней части
Мелкие предметы, изображения и документы, требующие детального рассмотрения, помещаются на уровне глаз;
Наиболее важные по содержанию экспонаты должны занять лучшую
экспозиционную площадь, чтобы можно было увидеть их в первую очередь.
Такой наиболее обращающей на себя внимание частью плоскости является
участок, лежащий вверх от её центральной горизонтальной оси.
Он поглощает 60% внимания зрителей;
Особенности экспозиции, посвященной Великой Победе
Выставка, посвящённая Великой Отечественной войне, может
Особенности экспозиции, посвященной Великой Победе
Выставка, посвящённая Великой Отечественной войне, может
Форма и размер стендов являются одним из выразительных основных средств выставки. Ровная поверхность стенда, оборванная ломаными, как взрывом искорёженными линиями, приобретает почти скульптурную выразительность образа трагических дней в жизни страны. Поставленные выступами стенды (планшеты) способны ассоциироваться с оборонительными надолбами.
Тема, выбираемая для непосредственного воплощения в экспозиции, диктует и конкретные художественные средства. Например, выставка «Лицо фашизма». Пространство выставки будет, если можно так выразиться, «тупиковое» - узкое и тёмное. Зрительно посетитель должен наталкиваться на стены, лабиринты, застенки. Цвет – чёрный, коричневый, ржавый. Форма стендов – колючая, резкая, угловатая. Материал – ржавое железо, колючая проволока, обугленное дерево.
Выставка, посвящённая боевому пути какого-либо воинского соединения, может быть оформлена на
Выставка, посвящённая боевому пути какого-либо воинского соединения, может быть оформлена на
Концепция экспозиции — это её идейно-теоретическое обоснование, экспозиционный замысел. В экспозиционном замысле
Концепция экспозиции — это её идейно-теоретическое обоснование, экспозиционный замысел. В экспозиционном замысле
Составление тематико-экспозиционного плана (ТЭП) один из важных этапов научного проектирования при создании музейной экспозиции.
В начале тематико-экспозиционного плана на титульном листе нужно указать полное название музея, наименование всей экспозиции, указать номер школы или гимназии, фамилию, имя и отчество автора плана и дату его составления. В начале плана в верху страницы, чётко и полно пишутся разделы, темы экспозиции.
Графа 1. «Порядковая нумерация» — потребуется при составлении графика экспозиции, в котором легче будет проставить номер, чем наименование экспоната, порой довольно пространное.
Графа 2. «Наименование разделов, тем, подтем, комплексов» — записывается наименование экспозиционных разделов, тем, подтем, комплексов.
Графа 3. «Экспонируемые материалы» — полное и чёткое название экспоната, время бытования (датировка).
Графа 4. «Характеристика источников» — вид: фото, документ, вещь, плакат, рисунок. Размер экспоната в последовательности: высота, ширина, диаметр. Подлинность: подлинник, ксерокопия, муляж, фотокопия и т.д.
Графа 5. «Инвентарный номер» — указание инвентарного номера, номера негатива и т. д.
Графа 6. «Место расположения» — нахождение экспоната в будущей экспозиции: витрина, стенд, шкаф, стена, пол, подиум, полка.
Этикетаж
Спутниками экспозиции являются тексты. В этикетке (аннотации), прежде всего, выделяется
Этикетаж
Спутниками экспозиции являются тексты. В этикетке (аннотации), прежде всего, выделяется
Виды этикетажа:
«Оглавительный» (номенклатурный), сообщающий название музейных разделов, экспозиционных комплексов. Номенклатурный этикетаж должен отражать тему и идею разделов экспозиции.
Например:
«Развитие образования в Тамбовской губернии (1786-1917 гг.)»
«Школа в годы Великой Отечественной войны. Фронт и тыл»;
Пояснительный — это тексты к каждому экспонату или группе экспонатов. В нём даётся название предмета, краткие сведения о его происхождении и значении. Первая часть пояснительного этикетажа (название) — пишется более крупно, вторая часть (описание) — более мелко.
Например:
Панорама губернского города Тамбова
Выполнена архитектором Василием Усачёвым в 1799 г. Копия художника Шпильчина В. Г., 1994 г.
В этикетке к письменному источнику надо указать название документа и дату, кратко сформулировать его основную идею. Если документ трудно прочесть, в этикетке излагается краткое его содержание. Если в экспозиции помещена фотокопия документа, то надо указать откуда он взят.
В этикетке к фотографии, картине сообщается о том, кто изображён и где даётся характеристика изображаемых событий. Если этикетка относится к портрету какого-либо лица, то указываются прежде его инициалы, фамилия, даты жизни, краткие биографические данные
Всё содержание этикетки, кратко и чётко сформулированное, должно направить внимание зрителя на те стороны предмета, которые особо важны для экспозиции.
Ошибки при подготовке экспозиции
При размещении материала в экспозиции советуем
Ошибки при подготовке экспозиции
При размещении материала в экспозиции советуем
Материал будет смотреться более выигрышно, если вокруг него останется пространств.
Включаемые в план экспозиционные материалы, раскрывающие исторические события, факты, должны быть датированы, иначе они обесцениваются.
Длительное экспонирование (свыше 6 месяцев) документов, рукописей, писем, акварелей ведёт к их гибели. Карандаш, чернила, фломастер выгорают, бумага желтеет и разрушается. Рекомендуется делать точную копию в размере оригинала (муляж) и её экспонировать, а подлинник хранить в специальных условиях.