Эмоциональное восприятие цвета. Психофизиологические свойства цвета

Содержание

Слайд 2

Цвет не только выражает физические свойства окружающего мира, он одновременно является

Цвет не только выражает физические свойства окружающего мира, он одновременно

является фактором нашего субъективно-психологического восприятия этого мира.
Психологическое воздействие цвета определяется как эмоциональными реакциями, вызываемыми различными цветами на подсознательном уровне, так и жизненным опытом, под воздействием которого у человека формируются условные рефлексы и ассоциативное мышление. Выразительные и изобразительные возможности цвета определили его исключительную роль во всех видах пластических искусств, в архитектуре и дизайне.
Слайд 3

В изобразительном искусстве определенная цветовая гамма помогает художнику выразить любое эмоциональное

В изобразительном искусстве определенная цветовая гамма помогает художнику выразить любое эмоциональное

состояние, тончайшие оттенки психологического состояния человека.
Эмоциональное воздействие каждого цвета определяется прежде всего его психофизическими характеристиками. Различные эмоциональные и ассоциативные впечатления, производимые разными цветами, часто определяются как «несобственные качества цвета». Например, различие по цветовому тону определяет разделение цветов на «теплые» и «холодные». Особенности характера эмоционального и ассоциативного воздействия теплых и холодных цветов можно представить в парах противоположных
определений (по Иттену):

теневой — солнечный;
успокаивающий — возбуждающий;
жидкий — густой;
воздушный — земной;
далекий — близкий;
влажный — сухой.

Слайд 4

Различие по светлоте на темные и светлые цвета определяет ассоциативное восприятие,

Различие по светлоте на темные и светлые цвета определяет ассоциативное восприятие,

на основе которого возникают пары противоположных определений:
легкий — тяжелый;
прозрачный — непрозрачный.
Слайд 5

Сопоставление цветов высокой и низкой насыщенности дает пары противоположных определений: звонкий

Сопоставление цветов высокой и низкой насыщенности дает пары противоположных определений:

звонкий

— глухой;
яркий — тусклый (бледный);
чистый — мутный;
громкий (звонкий) — тихий;
активный — нейтральный.
Слайд 6

Смысловое звучание спектральных цветов в цветовом круге можно представить на графической схеме.

Смысловое звучание спектральных цветов в цветовом круге можно представить на графической

схеме.
Слайд 7

Психофизиологическое и эмоциональное восприятие цветов

Психофизиологическое и эмоциональное восприятие цветов

Слайд 8

Более тонко и дифференцированно действие отдельных цветов и сочетаний цветовых пар

Более тонко и дифференцированно действие отдельных цветов и сочетаний цветовых пар

на психику человека раскрывается в результате лабораторных исследований, проведенных колористами Фрилингом и Ауэром.


Слайд 9

Слайд 10

Классификация цветов по психологическому воздействию на человека (продолжение)

Классификация цветов по психологическому воздействию на человека (продолжение)

Слайд 11

Классификация цветов по психологическому воздействию на человека (продолжение)

Классификация цветов по психологическому воздействию на человека (продолжение)

Слайд 12

Классификация цветов по психологическому воздействию на человека (продолжение)

Классификация цветов по психологическому воздействию на человека (продолжение)

Слайд 13

Классификация цветов по психологическому воздействию на человека (продолжение)

Классификация цветов по психологическому воздействию на человека (продолжение)

Слайд 14

Психологическое воздействие цвета в определенной степени зависит от физиологического воздействия различных

Психологическое воздействие цвета в определенной степени зависит от физиологического воздействия различных

цветов, которое имеет четко определенный характер.
Исследования физиологов показали, что цвет влияет на кровообращение и мускульное сокращение. На синий цвет реакция будет минимальной, на зеленый — несколько больше, на желтый — еще больше, а на оранжевый и красный она является максимальной. Поэтому до сих пор нельзя сказать определенно, что послужило причиной деления цветов по психологическому и ассоциативному воздействию на теплые и холодные. Был ли здесь важнейшим фактором практический жизненный опыт, связывающий голубой цвет с холодным льдом, водой и небом, а красный и желтый с солнцем, или физиологическое воздействие этих цветов на организм человека, которое вызывает определенную эмоциональную реакцию.
Выявлена связь эмоционального состояния человека с изменением цветовой чувствительности (порога цветоразличения). Положительные эмоции связаны с повышением чувствительности к красному и желтому и понижением к синему и зеленому. При переживании отрицательных эмоций наблюдается обратная картина: повышение чувствительности к синему и зеленому и понижение к красному и желтому, причем указанные изменения цветовой чувствительности наблюдались не только при непосредственном переживании эмоций, но и при воспоминании о них.
Слайд 15

Цветовой код ряда эмоций имеет достаточно простой характер. Например, страх —

Цветовой код ряда эмоций имеет достаточно простой характер. Например,
страх —

черный;
грусть — серый или синий;
утомление — серый, черный, коричневый;
радость — красный, оранжевый.
Другие эмоции, имеющие более широкий ряд причин возникновения, такие, например, как удивление, интерес, стыд, имеют и более широкий спектр цветовых ассоциаций, т.е., связаны для разных групп людей с разными цветами.
Слайд 16

Эмоциональное восприятие цвета. ЦВЕТ И ЭМОЦИИ. ЗАДАНИЕ

Эмоциональное восприятие цвета. ЦВЕТ И ЭМОЦИИ.
ЗАДАНИЕ

Слайд 17

Методическая задача: изучение принципов построения колорита; понимание связи эмоционального содержания и

Методическая задача: изучение принципов построения колорита; понимание связи эмоционального содержания и

цветовой гармонии.
Всего можно выделить 6 различных колоритов:
яркий – разбеленый; зачерненный – приглушенный, теплый – холодный. Колорит, как правило, связан с эмоциональным состоянием человека. Например,
яркий – это повышенный положительный эмоциональный настрой;
разбеленный – тихий, нежный;
приглушенный – спокойный, сосредоточенный, иногда грустный;
зачерненный, как правило, – негативный, подавленный, угрюмый, траурный.
Слайд 18

Содержание работы Выбрать 3 эмоции (позитивную, негативную, нейтральную) для создания цветовых

Содержание работы
Выбрать 3 эмоции (позитивную, негативную, нейтральную) для создания цветовых композиций.
Выполнить

3 полихромных цветовых композиции в разных колоритах, сопроводив их названиями, связанными с эмоциями или состояниями человека.
Альтернативные способы работы:
Возможно использовать одну графическую основу, представляющую собой плоскость, заполненную однородными фигурами различного масштаба.
Возможно работать без графической основы, только цветовыми пятнами.
Возможен выбор определенной живописной манеры для передачи нужного состояния.
Материалы: бумага, гуашевые краски.
Формат композиции 12 х 12 см.
Графическая основа для данного задания – плоскость, структурированная одним типом фигур различной величины (все 3 цветовых композиции выполняются на основе одной и той же графической композиции).
Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

ЦВЕТ И ЭМОЦИИ ПРИМЕРЫ ВЫПОЛНЕНЫХ РАБОТ

ЦВЕТ И ЭМОЦИИ

ПРИМЕРЫ ВЫПОЛНЕНЫХ РАБОТ

Слайд 23

Слайд 24

Тревога Нежность Озарение Безразличие

Тревога

Нежность

Озарение

Безразличие

Слайд 25

Сомнение Умиротворение Уныние Ревность

Сомнение

Умиротворение

Уныние

Ревность

Слайд 26

Вдохновение Нежность Раздражение Зависть

Вдохновение

Нежность

Раздражение

Зависть

Слайд 27

Злость Спокойствие Волнение Радость

Злость

Спокойствие

Волнение

Радость

Слайд 28

ГНЕВ РАДОСТЬ СТРАХ

ГНЕВ

РАДОСТЬ

СТРАХ

Слайд 29