Е.Вахтангов и его театр. Виртуальная экскурсия

Содержание

Слайд 2

Вахтангов Евгений Багратионович - российский театральный режиссер, подаривший театралам множество талантливых

Вахтангов Евгений Багратионович - российский театральный режиссер, подаривший театралам множество талантливых

постановок, актер, педагог, основатель Театра им. Вахтангова.

Государственный академический театр имени Е.Вахтангова в Москве

Слайд 3

Евгений Багратионович Вахтангов родился 13 февраля 1883 года во Владикавказе в

Евгений Багратионович Вахтангов родился 13 февраля 1883 года во Владикавказе в

армянской зажиточно-патриархальной семье табачного фабриканта. Отец его, человек властный и самолюбивый, видел сына наследником дела. Но Евгений увлекся театром. Вначале он выступал в домашних спектаклях, позже стал посещать гимназический драматический кружок, Владикавказское музыкально- драматическое общество.

Дом, где родился и вырос Е.Вахтангов

Слайд 4

Окончив весной 1903 года гимназию, Евгений провалился на экзаменах в Рижский

Окончив весной 1903 года гимназию, Евгений провалился на экзаменах в Рижский

политехнический техникум и поступил в Московский университет на естественный факультет (затем перешёл на юридический). Но его больше интересовали литература и театр. В 1904 году была организована Грозненская труппа Евгения Вахтангова, которая положила начало театральной жизни в г. Грозном. В 1910 году работал в Грозненском драматическом театре (антреприза Е. Вахтангова). В 1905 году Вахтангов женился на Надежде Байцуровой, тоже театралке. Она стала настоящей хранительницей семейного очага, любящей матерью их сыну Сергею. В 1909 году Вахтангов поступил в театральную школу при МХТ, сразу на второй курс. 15 марта 1911 года Вахтангов был принят в МХТ, и уже через несколько месяцев Станиславский поручил ему вести занятия с группой актеров. В 1913 году Вахтангов возглавил Студенческую студию. Первый спектакль провалился и в течение двух последующих лет студийцы воздерживались от искушения играть на публике.
Слайд 5

В спектакле «Сверчок на печи» В спектакле «Мысль» Актер 1913 -

В спектакле «Сверчок на печи»

В спектакле «Мысль»

Актер
1913 - «Усадьба Ланиных»
1913 -

«Праздник мира»
1914 - «Мысль»
1914 - «Сверчок на печи»
1915 - «Каменный гость»
1915 - «Потоп» Бергера»

Режиссер
1913 - «Праздник мира»
1915 - «Потоп»
1918 - «Росмерсхольм»
1920 - «Свадьба»
1921 - «Чудо Святого Антония»
1921 - «Эрик XIV»
1922 - «Принцесса Турандот»

Слайд 6

В 1919 возглавил режиссёрскую секцию Театрального отдела (Тео) Наркомпроса. 2 января

В 1919 возглавил режиссёрскую секцию Театрального отдела (Тео) Наркомпроса. 2 января

1919 года Вахтангов уехал в санаторий "Захарьино" в Химках. Врачи настаивали на операции желудка. Евгений Багратионович согласился, не сообщая ничего жене и сыну - не хотел их волновать. В конце января он возвратился в Москву, с головой ушел в дела, успел завершить постановку "Потопа" в своей студии - для показа в Народном театре, а в марте - снова санаторий "Захарьино" и снова операция. Вахтангов хотел успеть как можно больше. В 1921 году он трудился в своей студии над "Принцессой Турандот", которая принесла ему всемирную славу. Стремление к поискам "современных способов разрешить спектакль в форме, которая звучала бы театрально", нашло блестящее воплощение в его последней постановке - пронизанный духом светлого жизнеутверждения. Спектакль "Принцесса Турандот" Гоцци (3-я Студия МХТ, 1922) был воспринят Станиславским, Немировичем-Данченко и другими театральными деятелями как крупнейшая творческая победа, обогащающая искусство сцены, прокладывающая новые пути в театре
Слайд 7

Поглощенный работой, Вахтангов за своим здоровьем следил эпизодически, одно время занимался

Поглощенный работой, Вахтангов за своим здоровьем следил эпизодически, одно время занимался

гимнастикой йогов, переходил на диетическое питание, но затем нарушал режим - непрерывно курил, сидел после спектакля на театральных вечеринках, по- прежнему завораживая молодежь своими песенками, пародиями, мандолиной. И случалось, ночь напролет с азартом играл в карты. В декабре 1921 года по настоянию родственников и близких был созван консилиум врачей: у Вахтангова появились особенно сильные боли. Консилиум собирался в театре на Арбате. Врачи вынесли приговор - рак, но от больного это скрыли.
31 января 1922 года состоялась премьера "Гадибука", а 13 февраля Вахтангов в последний раз вышел на сцену - сыграл Фрезера в "Потопе". Доктор сообщила Надежде Михайловне, что ее мужу осталось жить не более двух-трех месяцев. Однако вплоть до 16 февраля Вахтангов репетировал новую роль - мастера Пьера в пьесе Н.Бромлей "Архангел Михаил". Последний спектакль Вахтангова "Принцесса Турандот" Гоцци давно стал легендой и визитной карточкой его театра. Он торопился закончить спектакль, работал днем и ночью.
Слайд 8

24 февраля 1922 года - последняя репетиция в жизни режиссера. После

24 февраля 1922 года - последняя репетиция в жизни режиссера. После

репетиции его отвезли на извозчике домой. Больше в театре он не появлялся. После 24 мая самочувствие режиссера резко ухудшилось. Он перестал узнавать близких; забываясь от морфия, представлял себя полководцем.
Вахтангов умер в понедельник 29 мая 1922 года в Москве 10 часов вечера. Он лежал среди цветов...в туфлях принцессы Турандот. В последний момент вдруг обнаружилось, что заготовленные тапочки не подходят, и Надежда Михайловна, увидев случайно оставленные кем-то туфли принцессы, в спешке надела их на ноги Евгения Багратионовича... Похоронили его на кладбище Новодевичьего монастыря, в том ряду, где похоронены артисты Художественного театра. В 1926 году Вахтанговская студия стала государственным театром имени Вахтангова.
Слайд 9

Принято считать, что работы Евгения Вахтангова сформировали классический багаж русского театра.

Принято считать, что работы Евгения Вахтангова сформировали классический багаж русского театра.

Среди учеников великого мастера - актеры Цецилия Мансурова, Рубен Симонов, Борис Щукин, Юрий Завадский и множество других звездных имен.
Евгений Вахтангов считал, что театр — не прерогатива обеспеченных и образованных людей. Актерское искусство, по мнению Евгения Багратионовича, принадлежит народу. Этого же принципа режиссер придерживался и в собственных постановках: происходящее на сцене было понятно каждому, и каждый зритель мог найти в переживаниях героев нечто близкое себе.
Слайд 10

Первый в России памятник Евгению Богратионовичу Вахтангову был открыт на родине

Первый в России памятник Евгению Богратионовичу Вахтангову был открыт на родине

режиссера во Владикавказе 8 июня 2013 года. Он установлен недалеко от дома, где Вахтангов родился и провел юные годы.

14 сентября 2020 года в честь 100-летия театра Вахтангова на Старом Арбате установлен Памятник Евгению Багратионовичу Вахтангову.

Второй памятник расположен в Москве в скверике Театрального института им. Б.В. Щукина. Его открытие приурочили к 100-летию Института.

Слайд 11

Вахтанговский Театр по праву гордится своей почти вековой историей, помнит и

Вахтанговский Театр по праву гордится своей почти вековой историей, помнит и чтит имя

основателя и дела его последователей, стремится сохранять и преумножать их славу. Без памяти о прошлом нет и будущего.
Сегодня Театр Вахтангова играет спектакли на четырех сценических площадках в Москве: на Основной сцене, на Новой сцене, в Студии и в Арт-кафе. Вскоре к ним будут присоединены две сцены в Симоновском филиале театра, который в данный момент на реконструкции.
Театр много гастролирует в России и за границей. Особенно востребованы зрителями разных стран спектакли: «Евгений Онегин», «Дядя Ваня», «Маскарад», «Улыбнись нам, Господи», «Мадемуазель Нитуш», «Минетти» и другие.
Слайд 12

ЕВГЕНИЙ БАГРАТИОНОВИЧ ВАХТАНГОВ (1913–1922) НАСЛЕДНИКИ (1922—1939) После смерти Вахтангова многие гадали,

ЕВГЕНИЙ БАГРАТИОНОВИЧ ВАХТАНГОВ (1913–1922)

НАСЛЕДНИКИ (1922—1939)
После смерти Вахтангова многие гадали, выживет ли без

него Студия. Третьего сентября 1922 года был избран новый художественный совет, в который вошли: Завадский, Захава, Тураев, Котлубай, Орочко, Толчанов, Ляуданская, Елагина, Глазунов и Басов.
Один за другим ученики Вахтангова стали пробовать свои силы в режиссуре.

РУБЕН НИКОЛАЕВИЧ СИМОНОВ Главный режиссер театра (1939–1968)

ЕВГЕНИЙ РУБЕНОВИЧ СИМОНОВ Главный режиссер театра (1969–1987)

Слайд 13

МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ УЛЬЯНОВ Художественный руководитель театра (1987–2007) РИМАС ВЛАДИМИРОВИЧ ТУМИНАС Художественный

МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ УЛЬЯНОВ Художественный руководитель театра (1987–2007)

РИМАС ВЛАДИМИРОВИЧ ТУМИНАС Художественный руководитель театра (с

2007 года — н.в.)
Слайд 14

Слайд 15