Футуризм

Содержание

Слайд 2

История зарождения В течение восьми лет, с 1905-го по 1913 год,

История зарождения

В течение восьми лет, с 1905-го по 1913 год,

художественные направления появлялись стремительно и неожиданно, словно пропавшие дальние родственники на похоронах миллиардера. Неведомые доселе сообщества стали претендовать на звание новых пионеров искусства, объявляя себя наследниками импрессионизма Моне или пуантилизма Сера: кто во Франции (фовизм, кубизм, орфизм), кто в Германии (группы «Мост» и «Синий всадник»), кто в России (лучизм), кто в Нидерландах (неопластицизм, группа «де Стиль»), кто в Великобритании (вортицизм). Одни крупнее, другие мельче, одни влияли на других, но все внесли свой вклад в современное искусство.
Слайд 3

История зарождения В Стремительность их появления - а иногда и исчезновения

История зарождения

В Стремительность их появления - а иногда и исчезновения

- отражала ситуацию в Европе того времени: континент при-шел в движение, перемены стали привычным фоном. Лейтмотивом для всей Европы стало «Долой старое! Да здравствует новое!»

Во всяком случае, к этому призывал в своих речах и памфлетах Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944), провокационный итальянский поэт и прозаик.

Филиппо Томмазо Маринетти

Слайд 4

История зарождения Только представьте, поэт и писатель, практически не известный никому,

История зарождения

Только представьте, поэт и писатель, практически не известный никому,

кроме итальянского авангарда, решил опубликовать свой радикальный манифест в газете - да еще и на первой полосе.
20 февраля 1909 года Маринетти явил миру манифест футуризма в передовице зна-менитой французской газеты «Фигаро». Это был смелый, хорошо рассчитанный, умный шаг.
Озаглавленный «Футуризм», он состоял из двух частей: вступления и программы, включавшей одиннадцать осново-полагающих тезисов.
Это был острый и язвительный документ.
Слайд 5

История зарождения Как бы то ни было, Маринетти достиг желаемого. Если

История зарождения

Как бы то ни было, Маринетти достиг желаемого. Если

еще вчера о нем спрашивали: «А кто это?», то на другой день уже возмущались: «Кем, черт возьми, он себя возомнил?» Но пока футуризм представлял собой лишь манифест.
Но год спустя появилось и соответствующее художественное направление. Маринетти удалось завербовать таких итальянских художников, как Умберто Боччони (1882-1916), Карло Карра ( 1881-1966), Джино Северини ( 1883-1966) и Джакомо Балла ( 1871-1958 ). Их картины и скульптуры вполне соответствовали неисто-вым лозунгам манифеста и наглядно воплощали его напы-щенные тезисы.

Джакомо Балла

Умберто Боччони

Карло Карра

Джино Северини

Слайд 6

Полет ласточки, Джакомо Балла, 1913 Смех, Умберто Боччони, 1911 Красный всадник,

Полет ласточки, Джакомо Балла, 1913

Смех, Умберто Боччони, 1911

Красный всадник, Карло Карра,

1913

Танец пан-пан в Монико,
Джино Северини, 1959

Слайд 7

Да здравствует будущее! Скульптура Умберто Боччони «Уникальные формы непрерывности в пространстве»

Да здравствует будущее!

Скульптура Умберто Боччони «Уникальные формы непрерывности в пространстве»

(1913) весьма хороша и прекрасно воплощает художественную задачу футуризма – соединить человека и механизированную среду обитания в энергичный образ скорости и прогресса. Скульптура изображает шагающего киборга - получеловека-полумашину. У него нет ни лица, ни рук, но аэродинамические очертания изогнутого тела подчеркивают его готовность к полету, к скольжению по воздуху со скоростью, недоступной смертным. Именно такие композиции сделали слово «футуризм» ярлыком по умолчанию для всякого востор-женного воспевания технического прогресса: отныне они стали именоваться «футуристическими».
Слайд 8

Футуризм. Своим появлением футуристичес-кие картины и скульптуры во многом обязаны техническим

Футуризм.

Своим появлением футуристичес-кие картины и скульптуры во многом обязаны техническим

и композицион-ным изобретениям кубизма. Кубисты тоже пытались соединить время и пространство в единое целое.
Но если кубисты относились к своим произведениям как к искусству и только, то футуристы рассчитывали прежде всего на резкую эмоциональ-ную реакцию публики.
Сходство между футуристами и кубистами стало еще более заметным после того, как художественный десант Маринетти высадился в Париже в 1911 году и увидел работы Брака и Пикассо в галерее Канвейлера, Немед-ленным ответом на визит в Париж стал триптих Боччони «Состояния души» (1911).

Скрипка и подсвечник,
Жорж Брак, 1910

Слайд 9

Футуризм. Триптих «Состояния души, «Прощание, Умберто Боччони, 1911

Футуризм.

Триптих «Состояния души, «Прощание, Умберто Боччони, 1911

Слайд 10

Футуризм. Триптих «Состояния души, «Те, кто уходят», Умберто Боччони, 1911

Футуризм.

Триптих «Состояния души, «Те, кто уходят», Умберто Боччони, 1911

Слайд 11

Футуризм. Триптих «Состояния души, «Те, кто остаются», Умберто Боччони, 1911

Футуризм.

Триптих «Состояния души, «Те, кто остаются», Умберто Боччони, 1911

Слайд 12

Футуризм. Вообще-то он писал эту серию дважды, оба раза в 1911

Футуризм.

Вообще-то он писал эту серию дважды, оба раза в 1911

году: накануне поездки в Париж и по возвращении. Триптих, созданный по возвращении из Парижа, уже гораздо ближе к нашим представлениям о футуристическом искусстве. В угло-ватых, упрощенных геометрических формах «Тех, кто уезжает» явственно прослеживается влияние кубизма. атмосфера совершенно иная: отчетливо-футуристическая.
Своей эмоциональностью картина «Те, кто уезжает» разительно отличается от трезвости кубизма. Темные тона и острые, как стрела, диагональные синие штрихи-осколки усиливают ощущение тревоги. Головы пассажиров – полу-людей-полуроботов, - должно быть, подсказали режиссеру Фрицу Лангу образ человекомашины в научно-фантастическом киношедевре «Метрополис~ (1927). Да и само полотно Боччони, по сути, готовый фильм. Или скорее киноафиша, с характерным смешением интерьера (люди в тусклом освещении вагона) и наружного вида (залитый солнцем город на заднем плане): сюжет охватывает события разного времени, но зрительно они соединены вместе. У футуристов было собственное название этой насыщенной действием художественной техники, как бы сжимающей время: симультанность.
Вторая картина триптиха, «Состояния души: Прощания», использует схожие стилистические приемы.
Картина «Те, кто остается» лишена насыщенного цвета и энергии первых двух полотен. Это почти монохромный образ поражения.
Второй триптих «Состояния души» - это квинтэссенция футуристической живописи. Он стал одним из самых ярких экспонатов первой выставки футуристов, которая состоялась в 1912 году в Париже, в галерее Бернгейма-младшего.
Слайд 13

Кубизм Художники с обеих сторон - кубисты и футуристы - продолжали

Кубизм

Художники с обеих сторон - кубисты и футуристы -

продолжали присматриваться друг к дружке, взаимообучаясь и влияя друг на друга. Французский кубист Робер Делоне (1885-1941) пристально следил за успехами итальянских коллег. Его картина «Команда Кардиффа» (1912-1913) сочетает в себе и кубистские, и футуристические черты.
Символ понятен: восходящий импульс, прыжок к небу, в будущее. Несколько действий, происходя-щих в разное время и разных местах, соединены вместе: еще один пример футуристической симультанности.
Слайд 14

Футуризм Футуристическая парижская выставка начала свое шествие по Европе. И повсюду

Футуризм

Футуристическая парижская выставка начала свое шествие по Европе. И

повсюду был Маринетти - выступая, споря, убеждая. От Санкт-Петербурга до Сан-Франциско Маринетти пожимал тысячи рук и оглушал тысячи ушей, прежде чем представить публике картины, приглянувшиеся его механи-стическому и все более маниакальному воображению. И мир прислушался. Футуристы сломали монополию Парижа на контроль за развитием совре-менного искусства. Начиная с 1912 года новые главы истории этого искусства будут написаны в разных городах мира..

Итальянские футуристы
(слева направо): Луиджи Руссоло, Карло Карра, Филиппо Томмазо Маринетти, Умберто Боччони и Джино Северини
перед зданием редакции газеты «Фигаро», Париж, 9 февраля 1912 г.

Слайд 15

Вортицизм В Великобритании художник и писатель Уиндэм Льюис (1882-1957) объединил единомышленников

Вортицизм

В Великобритании художник и писатель Уиндэм Льюис (1882-1957) объединил

единомышленников – лондонских художников и скульпторов в новое направление, вортицизм, которое вышло из кубофутуризма. Название направлению дал в 1913-1914 годах поэт Эзра Паунд, назвавший вихрь (англ. vortex) точкой максимальной энергии. С началом Первой мировой войны направление перестало существовать, не успев окончательно оформиться. Однако времени хватило на создание нескольких запоминающихся произве-дений искусства, самым мощным среди которых стал «Перфоратор» Джейкоба Эпстайна
(1913-1915).