Гжельская роспись

Содержание

Слайд 2

Одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства следует считать роспись. Вполне

Одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства следует считать роспись. Вполне

понятно желание украсить росписью немудреную деревянную посуду. Роспись не только украшала посуду, но и предохраняла ее от вредных действий влаги. Роспись естественными природными красками была дешева, доступна и красочна.
Каждому творческому коллективу оказалось под силу создать свою художественную систему, свой образный язык, свою школу мастерства, которые приобрели значение традиции.
От древних ремесел унаследованы классические формы деревянных токарных изделий и четкие ритмы орнамента. Живописное мастерство Древней Руси обогатило её рисунками растительных мотивов и приёмами свободного их исполнения кистью. Оно способствовало и формированию оригинальной техники окраски изделий, каждому центру народных промыслов присуща своя цветовая гамма и стиль орнамента.
Слайд 3

от Москвы (ныне Раменский район), давно славился своими глинами и гончарами.

от Москвы (ныне Раменский район), давно славился своими глинами и гончарами.

Центром гончарства была Гжельская волость – деревни Речицы, Гжель, Жирово, Турыгино, Бахтеево и др., где было много мастерских. В произведениях майолики XVIII в., полуфаянса и фарфора XIX в. ярко представлено искусство народных мастеров России. Имея большой опыт гончарного делаСамый известный крупный народный художественный керамический промысел – подмосковная гжель. Этот район из 30 сел и деревень бывших Бронницкого и Белгородского уездов, в 60 км , отличаясь живым сметливым умом, гжельские мастера быстро осваивали производство майолики на заводе Гребенщикова, а затем уходили от хозяина и начинали изготовлять подобные изделия в своих мастерских.
Слайд 4

Они создали нарядную посуду: квасники – декоративные кувшины с кольцевидным туловом,

Они создали нарядную посуду: квасники – декоративные кувшины с кольцевидным туловом,

высокой куполообразной крышкой, длинным изогнутым носиком, скульптурной ручкой, часто на четырех массивных округлых ножках; кумганы, подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе; кувшины, рукомои, кружки-шутихи, «напейся - не облейся», блюда, тарелки и др., украшенные орнаментальной и сюжетной росписью, исполненной зеленой, желтой, синей и фиолетово-коричневой красками по белому фону.
Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Начинать изучение техники нужно с прямых линий различной толщины, точек, сеточек,

Начинать изучение техники нужно с прямых линий различной толщины, точек,

сеточек, завитков, дуг, травинок. Необходимо научиться проводить прямые параллельные линии, рисовать точки и кружочки, повторяя и дорисовывая предложенные узоры. Для этого лучше воспользоваться кистью №2-№4.
Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Мазок «Капелька» Этот мазок лежит в основе многих узоров и мотивов.

Мазок «Капелька»
Этот мазок лежит в основе многих узоров и

мотивов. Название его связано с внешним видом, который напоминает дождевую капельку. «Капелькой» изображают листочки веточки и лепестки многих цветов. Очень красиво смотрятся капельки, расположенные с одной или двух сторон от стебля, особенно если размер их меняется
Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок "мазок на одну сторону”

Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок "мазок на одну сторону”

или " мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному
Этот мазок представляет особую трудность при его освоении и требует определенных навыков. Мазок с тенями – это особый тональный мазок, в котором отчетливо виден переход от темного к светлому оттенку синего цвета. Очень важным для получения хорошего мазка является правильное распределение краски по кисти – к краю ее должно быть больше, а к середине меньше. Для этой работы лучше всего брать толстые кисти (№8, №10) с тупыми закругленными по типу «лопаточки» концами. Кисть аккуратно прикладывается к бумаге, а затем уверенным движением руки наносится соответствующая линия.
Слайд 19

Пожалуй, самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно,

Пожалуй, самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно,

широкими мазками. А иногда, написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности.
Слайд 20

Какие розы и пионы На чашках пишут мастера. И сине-белые бутоны

Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера.
И сине-белые бутоны
Прекрасны нынче, как

вчера!
Л. Куликова.
Для выполнения синей розы используется кисть среднего размера (№6- №8). Дети учатся наносить мазок сначала в одну сторону, потом в другую. Роспись самого цветка необходимо начинать с середины, затем наносятся два мазка слева и два мазка справа.
Слайд 21

Часто изображают сказочных животных и птиц. На больших изделиях нередко можно

Часто изображают сказочных животных и птиц. На больших изделиях нередко можно

увидеть пейзаж. Птица – один из любимых мотивов гжельских мастеров. Мастера изображали их в разных позах, стоящими ли сидящими, клюющими и пархающими, редко можно найти пейзаж, на котором бы не были изображены птицы.
Слайд 22