Культура эпохи Возрождения

Содержание

Слайд 2

План Общая характеристика эпохи. Идеи гуманизма. Гении и титаны. Заальпийское Возрождение и Реформация.

План

Общая характеристика эпохи.
Идеи гуманизма.
Гении и титаны.
Заальпийское Возрождение и Реформация.

Слайд 3

Термин: Ренессанс, Ринашименто, Возрождение Введен Джорджо Вазари (XVI в.) в связи

Термин: Ренессанс, Ринашименто, Возрождение

Введен Джорджо Вазари (XVI в.) в связи с

отрицанием средневековой идеологии и психологии и похожестью на античные идеалы.
Начало периода – Италия. Конец эпохи – Заальпийские страны.
Слайд 4

Положение в истории: Находится между Средневековьем и Новым временем. Заканчивается Реформацией

Положение в истории:

Находится между Средневековьем и Новым временем.
Заканчивается Реформацией в Европе.
Возрождение

– это не исторический период, а социокультурное идеологическое течение
Слайд 5

Периодизация Проторенессанс – Предвозрождение - Дученто – XIII в. Ранний Ренессанс

Периодизация

Проторенессанс – Предвозрождение - Дученто – XIII в.
Ранний Ренессанс – Треченто

– XIV в.
Высокий Ренессанс – Кватроченто – XV в.
Поздний Ренессанс - Чинквеченто - XVI в.
Заальпийский Ренессанс (Северное Возрождение) – XV–нач. XVII в.
Слайд 6

Приметы цивилизации кругосветные путешествия, торговый и культурный обмен; колонизация Нового Света;

Приметы цивилизации

кругосветные путешествия, торговый и культурный обмен;
колонизация Нового Света;
переход

от феодального к буржуазному способу производства.
Слайд 7

Крупнейшие географические открытия (Колумб, Магеллан, Васко де Гама, Америго Веспучи); Конкретно:


Крупнейшие географические открытия (Колумб, Магеллан, Васко де Гама, Америго Веспучи);
Конкретно:
в

1492 г. X. Колумб открыл Америку,
Васко да Гама в 1498 г.- морской путь в Индию.
В 1519- 1522 гг. Магеллан совершил первое кругосветное плавание,
Слайд 8

Скачок в естествознании, медицине, астрономии, механике Открытие Коперником гелиоцентрической системы мира.

Скачок в естествознании, медицине, астрономии, механике
Открытие Коперником гелиоцентрической системы мира.


Открытие Кеплером закона движения планет; изобретение телескопа с двояковыпуклыми линзами.
Открытия Галилея: закон инерции, открытие 4-х спутников Юпитера, гор на Луне, пятен на Солнце.
Основание Гарвеем основ физиологии и эмбриологии.
Слайд 9

От рукописи – к печати Изобретение печатного станка – это тираж

От рукописи – к печати

Изобретение печатного станка – это тираж

и приобщение к культуре широких слоев.
Книгопечатанию положил начало
И. Гутенберг в 1445 г.
Слайд 10

Теории социального УСТРОЙСТВА Утопии Кампанеллы, Томаса Мора, теория государства Маккиавели.

Теории социального УСТРОЙСТВА

Утопии Кампанеллы, Томаса Мора, теория государства Маккиавели.

Слайд 11

Революция в культуре Внимание фокусируется на человеке Индивидуальность: осознание ценности Расцвет

Революция в культуре

Внимание фокусируется на человеке
Индивидуальность: осознание ценности
Расцвет скульптуры и

живописного портрета
Светский архитектурный облик городов
Высокий авторитет художника, творца
Слайд 12

Человек в представлениях Ренессенса Пико делла Мирандола «Речь о достоинстве человека»

Человек в представлениях Ренессенса

Пико делла Мирандола «Речь о достоинстве человека»
Божественная природа

человека.
Активная (а не созерцательная) природа человека
Его уникальность, неповторимость и индивидуальность (Автобиография Бенвенуто Челлини)
Человек обладает талантом, что очень высоко ценится.
Слайд 13

Тип человека, порожденный эпохой Например, Лоренцо Великолепный – политик, поэт, писатель. Коллекционер, собиратель. Универсальная личность.

Тип человека, порожденный эпохой

Например, Лоренцо Великолепный – политик, поэт, писатель. Коллекционер,

собиратель. Универсальная личность.
Слайд 14

Титаны и гении Франческо Петрарка (1304 – 1374) (открыл античность, воспроизводил

Титаны и гении

Франческо Петрарка (1304 – 1374)
(открыл античность, воспроизводил античных авторов

– Цицерона, Вергилия, заказал перевод Гомера). Впервые выражение собственных мыслей и ощущений.
Слайд 15

ПИСАТЕЛИ Данте Алигьери (1265 – 1321) «Божественная комедия», одно из величайших

ПИСАТЕЛИ
Данте Алигьери (1265 – 1321)
«Божественная комедия», одно из величайших произведений.
Джованни Бокаччо

(1313 1375). Ученик Петрарки. Способствовал полному переводу Гомера. Составил сборник выдержек из античных авторов. Сборник новелл «Декамерон»
Слайд 16

Леонардо да Винчи (1452 – 1519) Живописец, скульптор, архитектор, инженер, ученый.

Леонардо да Винчи (1452 – 1519)
Живописец, скульптор, архитектор, инженер, ученый.
Отлично пел,

играл на лютне.
Изобретал машины, муз. Инструменты.
Занимался стройкой конюшен, купален, загородных вилл.
Гениальные открытия в языке живописи (композиция, светотень).
(«Тайная Вечера») (1496 1497),
«Джоконда» (1503 – 1506). «Мадонна Бенуа», «Мадонна Литта».
Слайд 17

План крепости проект Леонардо да Винчи

План крепости проект Леонардо да Винчи


Слайд 18

"Тайная вечеря" фреска (Милан, монастырь Санта Мариа делле Грацие (1495-1497)

                                                                                                                     <>

"Тайная вечеря" фреска (Милан, монастырь Санта Мариа делле Грацие

(1495-1497)
Слайд 19

Реставрационная копия фрески Тайная вечеря Конец 16 века. Музей Леонардо да Винчи, Тонжерло.

Реставрационная копия фрески Тайная вечеря Конец 16 века. Музей Леонардо да Винчи,

Тонжерло.
Слайд 20

Портрет Моны Лизы ("Джоконда", 1503, Лувр)

                                                                                                       <>

Портрет Моны Лизы ("Джоконда", 1503, Лувр)

Слайд 21

Открытия Леонардо в области выразительного языка живописи Синтез Леонардо Композиция Светотень (техника сфумато)

Открытия Леонардо в области выразительного языка живописи

Синтез Леонардо
Композиция

Светотень (техника сфумато)
Слайд 22

Мадонна Литта Ок.1491, Эрмитаж, Санкт-Петербург Светотень (сфумато)

Мадонна Литта Ок.1491, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Светотень
(сфумато)

Слайд 23

Мадонна Бенуа, 1478 Эрмитаж, Санкт-Петербург

Мадонна Бенуа, 1478
Эрмитаж, Санкт-Петербург

Слайд 24

Микеланджело Буонарроти (1475 - 1564) Итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт.

Микеланджело Буонарроти (1475 - 1564)

Итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт.
Скульптура

«Давид».
Росписи Сикстинской капеллы в Риме (свше 600 кв. м.)
Слайд 25

Слайд 26

Сикстинская капелла (часовня в католической архитектуре) в Ватикане Самая большая фреска

Сикстинская капелла (часовня в католической архитектуре) в Ватикане

Самая большая фреска в

то время. Более 300 фигур в картине Страшного суда. Восставших из могил мертвецов судит окруженный святыми Христос, рядом с которым сидит его мать. Потолочная роспись капеллы, тоже сделанная Микеланджело. Увидев фреску, папа Павел III упал перед ней на колени.
Слайд 27

Моисей

Моисей

Слайд 28

гробница должна была символизировать трехступенчатый подъем от земной жизни к вечной.

гробница должна была символизировать трехступенчатый подъем от земной жизни к вечной.

У основания должны были находиться статуи апостола Павла, Моисея и пророков, символы двух путей достижения спасения. Наверху должны были помещаться два ангела, несущие Юлия II в рай.
Слайд 29

Давид

Давид

Слайд 30

К концу эпохи На исходе эпохи – разочарование, потому что идеалы не осуществились.

К концу эпохи

На исходе эпохи – разочарование, потому что идеалы не

осуществились.
Слайд 31

Четверостишие Микельанджело Молчи, прошу, не смей меня будить, О, в этот

Четверостишие Микельанджело

Молчи, прошу, не смей меня будить,
О, в этот век преступный

и постыдный
Не жить, не чувствовать удел завидный …
Отрадно спать, отрадней камнем быть.
(Перевод Ф.И. Тютчева)
Слайд 32

Рафаэль Санти (1483 – 1520) Главная тема – светлая тема материнской

Рафаэль Санти (1483 – 1520)

Главная тема – светлая тема материнской любви. «Сикстинская

Мадонна». Расписывал парадные залы Ватиканского дворца.
Слайд 33

Рафаэль Санти. Автопортрет

Рафаэль Санти. Автопортрет

Слайд 34

Сикстинская Мадонна (Дрезденская картинная галерея)

Сикстинская Мадонна (Дрезденская картинная галерея)

Слайд 35

Слайд 36

Гуманизм Главное знание – гуманитарные науки (studia humanitatis). Искусство обожествляется, поскольку

Гуманизм

Главное знание – гуманитарные науки (studia humanitatis).
Искусство обожествляется, поскольку дополняет мир

своим творением.
Формулировали идеалы духовного и социального переустройства мира.
Слайд 37

Социальные утопии Ориентация на практическое переустройство мира породила социальные утопии: «Город

Социальные утопии

Ориентация на практическое переустройство мира породила социальные утопии: «Город Солнца»

Кампанеллы, «Утопия» Томаса Мора, «Блаженные острова» Ронсара, «Телемское аббатство» в книге Рабле.
Слайд 38

Природа в представлениях Ренессанса Предпосылки натурфилософии: а) живое, творящее («пайдейя»)

Природа в представлениях Ренессанса

Предпосылки натурфилософии:
а) живое, творящее («пайдейя»)

Слайд 39

Cобор Санта-Мария-дель-Фьоре Во Флоренции в неоготическом стиле.

Cобор Санта-Мария-дель-Фьоре Во Флоренции
в неоготическом стиле.

Слайд 40

ФЛОРЕНЦИЯ. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции (купол)

ФЛОРЕНЦИЯ. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции (купол)

Слайд 41

La Cattedrale di Santa Maria del Fiore (1296-1461) Собор Санта-Мария-дель-Фьоре —

La Cattedrale di Santa Maria del Fiore (1296-1461)

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре —

кафедральный собор во Флоренции, самое знаменитое из архитектурных сооружений флорентийского КВАТРОЧЕНТО.
Купол создан по проекту ФИЛИППО БРУНЕЛЛЕСКИ.
Стены с внешней стороны облицованы полихромными мраморными плитакми зелёного и розового цветов с белой каймой.
Слайд 42

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (еще одно название - Дуомо (итал. Duomo) Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (еще одно название - Дуомо (итал. Duomo)

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

вмещал всё население города (на момент строительства — 90 000 человек), т. е. был чем-то вроде огромной крытой площади.
Размеры собора: длина — 153 метра ширина в трансепте — 90 метров высшая точка сводов -  23  метра.
Слайд 43

Духовные приоритеты эпохи Гуманизм Творчество Наука Образование

Духовные приоритеты эпохи

Гуманизм
Творчество
Наука
Образование

Слайд 44

Слайд 45

Собор Св. Петра в Риме

Собор Св. Петра в Риме

Слайд 46

Слайд 47

Собор Святого Петра (итал. Basilica di San Pietro; Базилика Святого Петра)

Собор Святого Петра (итал. Basilica di San Pietro; Базилика Святого Петра)

Собор Святого

Петра — католический собор, один из величайших храмов мира, являющийся «Сердцем Ватикана». церемониальный центр Римско-католической церкви. Освящён в 1626 году. Над его созданием трудились великие мастера: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини, Манцу.
Высота собора составляет 136м.
Слайд 48

Слайд 49

Слайд 50

Миекльанджео Пьета

Миекльанджео Пьета

Слайд 51

Слайд 52

Слайд 53

Тициа́н Вече́ллио (итал. Tiziano Vecellio, 1488/1490—1576) — итальянский живописец эпохи Возрождения.

Тициа́н Вече́ллио (итал. Tiziano Vecellio, 1488/1490—1576) — итальянский живописец эпохи Возрождения.

Имя Тициана стоит в одном ряду с такими художниками Возрождения, как Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэль.
Слайд 54

Папа Павел III с кардиналом Алессандро Фарнезе и герцогом Оттавио Фарнезе (не завершена) Год1545.

Папа Павел III с кардиналом
Алессандро
Фарнезе и
герцогом
Оттавио

Фарнезе
(не завершена)
Год1545.
Слайд 55

Портрет Карла V в кресле

Портрет Карла V
в кресле

Слайд 56

Кающаяся Мария Магдалина 1560-е гг. (Эрмитаж, Санкт-Петербург)

Кающаяся Мария Магдалина 1560-е гг.
(Эрмитаж,
Санкт-Петербург)

Слайд 57

Тициан. Изабелла д'Эсте. Год создания1535.

Тициан.
Изабелла д'Эсте.
Год создания1535.

Слайд 58

Реформация (Лат. reformatio – преобразование) XVI век, Зап. и Центр. Европа.

Реформация (Лат. reformatio – преобразование) XVI век, Зап. и Центр. Европа.


Массовое движение против католической церкви. против Ватикана, Папы и в целом католицизма. Против их претензий на абсолютную духовную и политическую власть в христианском мире.
Во главе стояли Мартин Лютер, Ж. Кальвин, Томас Мюнцер.
В 1517 году Мартин Лютер выступил против индульгенций. Сформулировал 95 тезисов.

Слайд 59

протестантизм Реформация положила начало протестантизму. Это самостоятельная ветвь христианства, состоит их

протестантизм

Реформация положила начало протестантизму.
Это самостоятельная ветвь христианства, состоит их множества

церквей и сект -
лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, адвентисты, баптисты и др.
Слайд 60

Альбрехт Дюрер. Автопортрет 1498 1500 год

Альбрехт Дюрер. Автопортрет 1498 1500 год

Слайд 61

Dürer Albrecht (1471–1528) Немецкий живописец, рисовальщик и гравер, один из величайших мастеров западноевропейского искусства Возрождения.

Dürer Albrecht (1471–1528)

Немецкий живописец, рисовальщик и гравер, один из величайших

мастеров западноевропейского искусства Возрождения.
Слайд 62

Слайд 63

ПРАЗДНИК ЧЕТОК алтарный образ для немецкой церкви в Риальто (1506, Прага,

ПРАЗДНИК ЧЕТОК алтарный образ для немецкой церкви в Риальто (1506, Прага,

Национальная галерея)

Дюрер использовал традиционную итальянскую иконографию sacra conversazione (Мадонна на троне с предстоящими ей святыми по сторонам). На этой картине Мадонне с Младенцем поклоняются император и папа римский, а позади них – толпа народа, в которой Дюрер изобразил многих своих современников.

Слайд 64

Альбрехт Дюрер. Акварель "Заяц". 1502.

Альбрехт Дюрер. Акварель "Заяц".
1502.

Слайд 65

Иеронимус Босх Ван Акен (Hieronimus Van Bosch) 1440-1516 Нидерландский живописец один

Иеронимус Босх Ван Акен (Hieronimus Van Bosch) 1440-1516

Нидерландский живописец один

из крупнейших мастеров Северного Возрождения, считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства.
Слайд 66

Слайд 67

Слайд 68

Сад земных наслаждений (1504, Музей Прадо в Мадриде) Самое большое (2,1

Сад земных наслаждений (1504, Музей Прадо в Мадриде)

Самое большое (2,1

х 3,9 м) и самое загадочное из творений Босха (триптих, т.е. на трех створках).
Представлены Рай и Ад.
Характерная черта: гротескный характер всего происходящего, нелепость населяющих картину существ.
Слайд 69

"Несение креста" 1516, Королевский музей, Гент

"Несение креста" 1516,
Королевский
музей, Гент

Слайд 70

Иероним Босх "Корабль дураков" 1490-1500, Музей Лувр, Париж

Иероним Босх "Корабль дураков" 1490-1500, Музей Лувр, Париж

Слайд 71

Образы Босха острые, ироничные, фантастические; в его мировоззрении преобладают эсхатологические мотивы.

Образы Босха

острые, ироничные, фантастические; в его мировоззрении преобладают эсхатологические мотивы.


Эсхатология – религиозное учение о конечной судьбе мира.
Слайд 72

Эль Греко (Доменико Теотокопули, 1541-1614), великий испанский живописец, архитектор и скульптор. Грек с острова Крит.

Эль Греко (Доменико Теотокопули, 1541-1614), великий испанский живописец, архитектор и скульптор.


Грек с острова Крит.
Слайд 73

Эль Греко. Апостолы Павел и Петр 1614 Санкт- Петербург, Эрмитаж.

Эль Греко. Апостолы Павел и Петр 1614 Санкт- Петербург, Эрмитаж.

Слайд 74

Эль Греко Сошествие Св. духа. 1604-14. Мадрид. Прадо Эль Греко Сошествие Св. духа.1604-14.Мадрид. Прадо.

Эль Греко Сошествие Св. духа. 1604-14. Мадрид. Прадо

Эль Греко
Сошествие Св. духа.1604-14.Мадрид. Прадо.


                                                                        <>
Слайд 75

Иоганн Гутенберг Даты жизни: род. между 1397 и 1400, в городе

Иоганн Гутенберг
Даты жизни: род. между 1397 и 1400, в

городе Майнц —
ум. 3 февраля 1468, Майнц.
Первые опыты Гутенберга по книгопечатанию относятся к 1440 году – в городе Страсбурге.
Слайд 76

Печатный станок Гутенберга Гениальное изобретение Гутенберга состояло в том, что он

Печатный станок Гутенберга
Гениальное изобретение Гутенберга состояло в том, что он

изготовлял из металла подвижные выпуклые буквы, вырезанные в обратном виде, набирал из них строки и с помощью пресса оттискивал на бумаге.