Художественная керамика

Содержание

Слайд 2

Керамика (др.-греч. κέραμος — глина) — изделия из неорганических материалов (например,

Керамика (др.-греч. κέραμος — глина) — изделия из неорганических материалов (например,

глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением. В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг.

КЕРАМИКА

фарфор

фаянс

майолика

гончарная керамика

Слайд 3

Фарфор имеет плотный спёкшийся черепок белого цвета (иногда с голубоватым оттенком)

Фарфор имеет плотный спёкшийся черепок белого цвета (иногда с голубоватым оттенком)

с низким водопоглощением (до 0,2 %), при постукивании издаёт высокий мелодичный звук, в тонких слоях может просвечивать Глазурь не покрывает край борта или основание изделия из фарфора.

Фаянс имеет пористый белый черепок с желтоватым оттенком, пористость черепка 9 — 12 %. Из-за высокой пористости изделия из фаянса полностью покрываются бесцветной глазурью невысокой термостойкости. Фаянс применяется для производства столовой посуды повседневного использования.

Слайд 4

Майолика имеет пористый черепок, водопоглощение около 15 %, изделия имеют гладкую

Майолика имеет пористый черепок, водопоглощение около 15 %, изделия имеют гладкую

поверхность, блеск, малую толщину стенок, покрываются цветными глазурями и могут иметь декоративные рельефные украшения. Для изготовления майолики применяется литьё.

Гончарная керамика имеет черепок красно-коричневого цвета (используются красножгущиеся глины), большой пористости, водопоглощение до 18 %. Изделия могут покрываться бесцветными глазурями, расписываются цветными глиняными красками — ангобами.

Слайд 5

ГЖЕЛЬ Старинный гончарный промысел, расположенный недалеко от Москвы, самый крупный из

ГЖЕЛЬ

Старинный гончарный промысел, расположенный недалеко от Москвы, самый крупный из всех

художественных промыслов.

Сувенир "Сани". Гжельский фарфор.

Слайд 6

Гжельские мастера создали нарядную посуду: квасники - декоративные кувшины с кольцевидным

Гжельские мастера создали нарядную посуду: квасники - декоративные кувшины с кольцевидным

туловом, высокой куполообразной крышкой, длинным изогнутым носиком, скульптурной ручкой, часто на четырех массивных округлых ножках; кумганы, подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе; кувшины, рукомои, кружки-шутихи, «напейся - не облейся», блюда, тарелки и другие изделия, украшенные орнаментальной и сюжетной росписью, исполненной зеленой, желтой, синей и фиолетово-коричневой красками по белому фону.

КУМГАН

КВАСНИК

«напейся – не облейся»

Слайд 7

СКОПИНО Среди очагов народного художественного гончарства уникален промысел декоративной керамики, находящийся

СКОПИНО

Среди очагов народного художественного гончарства уникален промысел декоративной керамики, находящийся в

г. Скопин Рязанской области. Первое упоминание о Скопинском гончарном промысле встречается в 1640 году. Свой неповторимый стиль искусство скопинских мастеров приобрело к 1860 годам.
Слайд 8

До середины XIX в. глазури здесь не применялись, а делали обычные

До середины XIX в. глазури здесь не применялись, а делали обычные

черные (синюшки) и обварные горшки. С освоением глазурования скопинские изделия стали более яркими, декоративными. Обычная бытовая посуда скопинских гончаров XIX - начала XX веков выполнена из светлой глины, имеет мягкие очертания, края часто заканчивают фестончатые «оборочки».
Слайд 9

КЕРАМИЧЕСКИЕ ИГРУШКИ История русской глиняной игрушки начинается со II тысячелетия до н.э.

КЕРАМИЧЕСКИЕ ИГРУШКИ

История русской глиняной игрушки начинается со II тысячелетия до н.э.


Слайд 10

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА Русская глиняная игрушка, расписанная и обожжённая в печи. Название

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

Русская глиняная игрушка, расписанная и обожжённая в печи. Название происходит

от места производства — слобода Дымково Вятской губернии (ныне Кировской области). Наряду с другими продуктами народных промыслов считается одним из символов русского ремесла. Возник в XV—XVI веках.
Слайд 11

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население

слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
Слайд 12

Русская глиняная игрушка. Художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Спасском

Русская глиняная игрушка. Художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Спасском

районе Пензенской области. Производство игрушки возникло в XIX в. на базе местного гончарного промысла.

АБАШЕВСКАЯ ИГРУШКА

Слайд 13

Это свистульки, изображающие животных, нередко принимающих фантасмагорический сказочный облик. Фигурки имеют

Это свистульки, изображающие животных, нередко принимающих фантасмагорический сказочный облик. Фигурки имеют

удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами. Пышные челки, кудрявые бороды и гривы четко моделированы, их контуры, очерченные стекой, имеют строгий рисунок и высокий рельеф. Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками — синими, зелеными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом. Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали.
Слайд 14

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА Русская глиняная игрушка. Художественный промысел, распространённый в районе города Каргополя Архангельской области.

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА

Русская глиняная игрушка. Художественный промысел, распространённый в районе города Каргополя

Архангельской области.
Слайд 15

Каргопольская игрушка выглядит достаточно архаично. Тем не менее, она имеет узнаваемый

Каргопольская игрушка выглядит достаточно архаично. Тем не менее, она имеет узнаваемый

стиль, типажи и роспись. Сюжеты условно делятся на две категории. Первая – это архаичные типы, например, Берегиня (женцина, держащая в руках голубей), полкан, лошадки и другие животные. Вторая категория – это сюжетная игрушка, вольно демонстрирующая сцены деревенской жизни, а также иллюстрирующая сказочные сюжеты. Это композиции, например, такой тематики: «Мужики на рыбалке», «Девушка за стиркой», «Тройка», «Репка» и так далее.
Слайд 16

КОЖЛЯНСКАЯ ИГРУШКА Русская народная глиняная игрушка-свистулька. Название происходит от места изготовления

КОЖЛЯНСКАЯ ИГРУШКА

Русская народная глиняная игрушка-свистулька. Название происходит от места изготовления село

Кожля, Курчатовского района, Курской области.
Слайд 17

После обжига глина изменяет цвет на бледно-розовый или телесный и, если

После обжига глина изменяет цвет на бледно-розовый или телесный и, если

Дымковскую игрушку мастера подбеливают, подкрашивают, то Кожлянскую – нет. Ещё одна отличительная черта игрушки из Кожли – на ней нет “налепов”, то есть отдельно сделанных деталей, прилепленных на игрушку.
Фигурки игрушек разнообразны - это барыни, всадники на конях и множество зверушек. Весной игрушками-свистульками прогоняли зиму и закликали солнышко.
Слайд 18

ЖБАННИКОВСКАЯ ИГРУШКА Русский народный промысел в деревнях Жбанниково, Роймино, Рыжухино и

ЖБАННИКОВСКАЯ ИГРУШКА

Русский народный промысел в деревнях Жбанниково, Роймино, Рыжухино и других

Городецкого района Нижегородской области. Особенность этой игрушки в том, что туловище всех фигурок напоминает глиняную пирамиду на трёх ногах-основах.
Слайд 19

Промысел возник в начале XX в. Местная свистулька получила известность в

Промысел возник в начале XX в. Местная свистулька получила известность в

1930-е гг., тогда же появились новые типы игрушки, помимо традиционных (например, всадники) и сложился характер росписи, сохраняющийся и в современной игрушке. Причудливое сочетание красок в росписи создается использованием темной эмалевой краски в качестве фона, по которому наносятся пятна более светлых тонов. Отдельные детали фигур «серебрятся» с помощью алюминиевого порошка.
Слайд 20

ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА Русская глиняная игрушка. Древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в

ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА

Русская глиняная игрушка. Древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне

Филимоново Одоевского района Тульской области. По данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет. По другим данным около 1 тыс. лет.
Слайд 21

Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы,

Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы,

медведи, петухи и т. п. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги.
Слайд 22

Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным

Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным

изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, и т.д.

Медведь с зеркалом

Слайд 23

СТАРООСКОЛЬСКАЯ ИГРУШКА Русский народный художественный промысел в Старооскольском районе Белгородской области. Известен с начала XVIII века.

СТАРООСКОЛЬСКАЯ ИГРУШКА

Русский народный художественный промысел в Старооскольском районе Белгородской области. Известен


с начала XVIII века.
Слайд 24

Искусствоведы делят эту народную игрушку на крестьянскую, посадскую и городскую. Старооскольскую

Искусствоведы делят эту народную игрушку на крестьянскую, посадскую и городскую. Старооскольскую

относят к довольно редкой посадской. Посадская игрушка представляет собой нечто среднее между городской и крестьянской. В ней нет яркости и тщательности отделки, которая присуща городской игрушки, нет и примитивности пластики и грубой раскраски крестьянской игрушки.
Слайд 25

ТУЛЬСКАЯ ИГРУШКА Первое упоминание о Тульской городской игрушке датируется 1912 годом,

ТУЛЬСКАЯ ИГРУШКА

Первое упоминание
о Тульской городской игрушке датируется 1912 годом, но

распространены игрушки были задолго до начала XX века. Промысел, возникший в слободе Большие Гончары, просуществовал до революции. Затем игрушка была забыта.
Слайд 26

Тульская городская игрушка не отличается многообразием сюжетов: это барыни с зонтиками,

Тульская городская игрушка не отличается многообразием сюжетов: это барыни с зонтиками,

гуляющие и танцующие пары, амазонки и наездники, доярка с коровой, пеленальщица, монахи и монахини. Фигурки отличаются своеобразной пластикой. Их туловища вытянуты вверх. У них маленькие головки, широкие и высокие юбки-колоколы.
Слайд 27

ОРЛОВСКАЯ (ПЛЕШКОВСКАЯ) ИГРУШКА Русский народный художественный промысел по изготовлению керамических игрушек,

ОРЛОВСКАЯ (ПЛЕШКОВСКАЯ) ИГРУШКА

Русский народный художественный промысел по изготовлению керамических игрушек, возникший

в селе Плешково Ливенского района Орловской области, России. По письменным источникам о промысле известно с XVII века.
Слайд 28

Раскраска обычно выполнялась в синий и красный цвета (зелёный) в виде

Раскраска обычно выполнялась в синий и красный цвета (зелёный) в виде

свободно расположенных пятен, нанесенных тёртым кирпичом и соком лопуха и конопли. Лепились конь, женщина, солдат, уточка, петушок, курица, корова, баран, олень, птица-русалка с человеческим лицом (алконост или сирин).
Слайд 29

СКОПИНСКАЯ ИГРУШКА В середине — второй половине XIX в. производством замысловатых

СКОПИНСКАЯ ИГРУШКА

В середине — второй половине XIX в. производством замысловатых фигурных

сосудов прославились гончары города Скопина на Рязанщине.