Художественная культура XIV-XX века

Содержание

Слайд 2

Феофан Грек (около 1340-1410) Византийский и русский иконописец, миниатюрист и мастер

Феофан Грек (около 1340-1410)

Византийский и русский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных

фресковых росписей
Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Самым грандиозным изображением в храме является погрудное изображение Спаса Вседержителя в куполе.
Слайд 3

Феофан Грек (около 1340-1410) Им расписаны: Церковь Спаса Преображения на Ильине

Феофан Грек (около 1340-1410)

Им расписаны:
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице

(Новгород (1378)
Церковь Рождества Богородицы на Сенях (1395)
Архангельский собор Кремля (1399)
Благовещенский собор Кремля вместе с Андреем Рублёвым и Прохором из Городца (1405)
Икона Божией Матери Донская (1380)
Икона Успение Богородицы (1380)
Приписываются Феофану и иконы деисусного чина Благовещенского собора Кремля.
Слайд 4

Андрей Рублев (1360-1428) Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего,

Андрей Рублев (1360-1428)

Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился

он в Московском княжестве. Монашеский постриг принял, вероятно, незадолго до 1405 года в Андрониковом монастыре при Андронике Московском с именем Андрей; мирское имя неизвестно.
Первое упоминание об Андрее в летописи появилось только в 1405 году, свидетельствующее о том, что Феофаном Греком, Прохором-старцем и Андреем Рублёвым был расписан Благовещенский собор в Московском кремле. В пе­реч­не имён в летописи он на­зван по­след­ним, то есть он был млад­шим.
Слайд 5

Андрей Рублев (1360-1428) Им расписаны: Благовещенский собор Московского Кремля Успенский собор

Андрей Рублев (1360-1428)

Им расписаны:
Благовещенский собор Московского Кремля
Успенский собор во Владимире


Икона Богоматери Владимирской «Умиление» из Успенского собора во Владимире
Церковь Святой Троицы в Троицком монастыре
Икона «Троица»
Иконы из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля
Икона Богоматери Владимирской «Умиление»
Слайд 6

Дионисий (около 1440-1502) Ведущий московский иконописец и мастер фресок конца XV

Дионисий (около 1440-1502)

Ведущий московский иконописец и мастер фресок конца XV — начала

XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублёва.
Самая ранняя из известных работ — росписи собора Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре (1467—1477).
В 1481 году артель, возглавляемая Дионисием, расписывает Успенскую церковь в Москве (вероятнее всего, Успенский собор, построенный Аристотелем Фиораванти). Его помощниками в этой работе, как сообщает летопись, были «поп Тимофей, Ярец да Коня».
Слайд 7

Дионисий (около 1440-1502) Среди дошедших до нашего времени икон мастера известны:

Дионисий (около 1440-1502)

Среди дошедших до нашего времени икон мастера известны: житийные

иконы митрополитов Петра и Алексея (1462—1472 гг.), «Богоматерь Одигитрия» (1482 г.), «Крещение Господне» (1500 г.), «Спас в силах» и «Распятие» (1500), «Сошествие в ад», «Преподобный Кирилл Белозерский».
Слайд 8

Симон Ушаков (1628-1686) Симон Ушаков родился в 1626 году в городе

Симон Ушаков (1628-1686)

Симон Ушаков родился в 1626 году в городе Москве.


Происходил, вероятно, из посадских людей и, по-видимому, очень рано получил основательную подготовку к своей специальности, так как, будучи всего 22-х лет от роду, был принят в царские «жалованные» мастера Серебряной палат при Оружейном приказе. Здесь прямыми его обязанностями было «знаменить», то есть делать рисунки для разных предметов церковной утвари и дворцового обихода, преимущественно для золотых, серебряных и эмалированных изделий, расписывать знамёна, сочинять узоры для рукоделий, чертить карты, планы и т. д.
Слайд 9

Симон Ушаков (1628-1686) Им написаны: Благовещения, в которой главное изображение окружено

Симон Ушаков (1628-1686)

Им написаны:
Благовещения, в которой главное изображение окружено композициями на

темы акафиста Пресвятой Богородицы (находится в церкви Грузинской Божьей Матери, в Москве),
Владимирской Богоматери с московскими угодниками (там же),
святого Феодора Стратилата (патрональная икона у могилы царя Фёдора Алексеевича, в Архангельском соборе),
Нерукотворного Спаса (в соборе Троице-Сергиевой лавры),
Слайд 10

Григорий Семёнович Мусикийский (1670/1671 — после 1739) В 1709 году упоминался

Григорий Семёнович Мусикийский (1670/1671 — после 1739)

В 1709 году упоминался как художник

Оружейной палаты. В 1711 году был переведён из Москвы в Санкт-Петербург — «финифтяных дел мастером» в Оружейную канцелярию.
В Оружейной палате хранятся две панагии с эмалевыми медальонами работы Г. Мусикийского (1707 и 1720 гг.). На медальоне 1707 г. изображен Петр I в доспехах и горностаевой мантии, застегнутой на груди большой красивой пряжкой
Слайд 11

Григорий Семёнович Мусикийский (1670/1671 — после 1739) Оставил портреты семьи Петра

Григорий Семёнович Мусикийский (1670/1671 — после 1739)

Оставил портреты семьи Петра Великого, большинство

из которых хранится в Эрмитаже.
Некоторые из них подписные, а «Конклюзия на престолонаследие», как и портреты Екатерины I, Анны и А. Д. Меншикова из собрания Эрмитажа, приписывается художнику на основании стилистического анализа и архивных документов.
Слайд 12

Ф. С. Рокотов (1735-1808) Выходец из крепостных, получил вольную. Выучился на

Ф. С. Рокотов (1735-1808)
Выходец из крепостных, получил вольную. Выучился на художника

и вскоре стал одним из любимых мастеров российского дворянства. Писал в основном парадные портреты московской знати и самой Екатерины II.
С 1757 года Академия помещалась в доме Шувалова. Согласно Якобу Штелину, Рокотов занимался здесь с иностранными мастерами Луи Ле Лорреном и Пьетро Ротари, усваивая принципы эстетики рококо; также собрание картин Шувалова должно было произвести на него значительное впечатление. Изображение Шуваловской галереи — единственная известная работа Рокотова в ином жанре, нежели портретный.
В 1765 году Рокотов был удостоен звания академика «за оказанный опыт в живописном портретном искусстве» и копию с картины Луки Джордано «Венера и Амур».
Слайд 13

Ф. С. Рокотов (1735-1808) Количество портретов, приписываемых Рокотову, поражает — при

Ф. С. Рокотов (1735-1808)

Количество портретов, приписываемых Рокотову, поражает — при том, что

работал он не очень быстро («никогда скорее месяца не рабатывал что-нибудь с натуры»). Вероятно, многие из них были выполнены вместе с учениками (так, в 1787 году в доме Рокотова жили четверо крепостных, и среди них два брата-ученика, 27-летний Пётр и 25-летний Иван Андреевы).
Слайд 14

В. А Тропинин (1776-1857) Очень многие просвещенные и благородные люди, узнавая

В. А Тропинин (1776-1857)

Очень многие просвещенные и благородные люди, узнавая о

том, что живописец Тропинин — крепостной человек, бывали крайне этим возмущены. Молодые дворяне, с которыми граф Морков имел различные дела, считали своим долгом принародно требовать у него предоставления свободы талантливому крепостному.
Первые работы художника относят к романтизму. Будучи в Санкт-Петербурге, он находился в среде горожан, мелких и средних помещиков, с которых позже и стал писать портреты. Это привело его к реализму.
Слайд 15

В. А. Тропинин (1776-1857) Автор, в отличие от романтических портретистов, старался

В. А. Тропинин (1776-1857)

Автор, в отличие от романтических портретистов, старался подчеркнуть

качества героев. Но в то же время он симпатизировал им, что выливалось в изображении внутренней привлекательности. С этой же целью Тропинин пытался не показывать явную социальную принадлежность людей.
Такие работы художника, как «Кружевница», «Гитарист» и другие относятся к «портрету-типу». Тропинин изображал конкретного человека, а через него старался показать всё типичное для данного круга людей.
Слайд 16

К. П. Брюллов (1799-1852) Выдающийся мастер как парадного, так и камерного

К. П. Брюллов (1799-1852)

Выдающийся мастер как парадного, так и камерного портрета,

Брюллов совершил в своём творчестве показательную для эпохи романтизма эволюцию — от радостного приятия жизни ранних произведений («Всадница», 1832) до усложнённого психологизма поздних («Автопортрет», 1848), предвосхитив достижения мастеров второй половины века, например, таких как И. Е. Репин («Портрет М. П. Мусоргского», 1881).
Долгие годы Брюллов был связан с графиней Юлией Самойловой, которая была его музой и натурщицей.
Слайд 17

К. П. Брюллов (1799-1852) Список картин: Персей и Андромеда Последний день

К. П. Брюллов (1799-1852)

Список картин:
Персей и Андромеда
Последний день Пмпеи
Итальянский полдень
Портрет великой

княгини Елены Павловны с дочерью Марией
Всадница
Джудита Паста в роли Анны Болейн
Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини
Одалиска
Слайд 18

А. А. Иванов (1806-1858) Русский художник, академик; создатель произведений на библейские

А. А. Иванов (1806-1858)

Русский художник, академик; создатель произведений на библейские и

антично-мифологические сюжеты, представитель академизма, автор полотна «Явление Христа народу».
Александр Иванов родился в семье художника, профессора живописи Андрея Ивановича Иванова (1775—1848), который в том же году был утверждён адъюнкт-профессором исторического класса Императорской Академии художеств.
Картина имела большой успех как в Риме, так и в Санкт-Петербурге, где в 1836 году художник удостоился за неё звания академика.
Слайд 19

А. А. Иванов (1806-1858) Ободренный успехом, Иванов принялся за «Явление Христа

А. А. Иванов (1806-1858)

Ободренный успехом, Иванов принялся за «Явление Христа народу».

Работа затянулась на двадцать лет (1836—1857), и только в 1858 году Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург и явиться туда вместе с ней. Выставка самой картины и всех относящихся к ней эскизов и этюдов была организована в одном из залов Академии Художеств и произвела сильное впечатление на общественность.
Слайд 20

И. Н. Крамской (1837-1887) В 1870 году образовалось «Товарищество передвижных художественных

И. Н. Крамской (1837-1887)

В 1870 году образовалось «Товарищество передвижных художественных выставок»,

одним из основных организаторов и идеологов которого был Крамской.
Под влиянием идей русских демократов-революционеров Крамской отстаивал созвучное им мнение о высокой общественной роли художника, основополагающих принципах реализма, моральной сущности искусства и его национальной принадлежности.
Слайд 21

И. Н. Крамской (1837-1887)

И. Н. Крамской (1837-1887)

Слайд 22

А. К. Саврасов (1830-1897) Русский художник-пейзажист, член-учредитель Товарищества передвижников, автор ставшего

А. К. Саврасов (1830-1897)

Русский художник-пейзажист, член-учредитель Товарищества передвижников, автор ставшего архетипическим

и культовым пейзажа «Грачи прилетели», академик Императорской Академии художеств.
Вопреки желанию отца, который мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», мальчик в 1844 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где учился в классе пейзажиста Карла Ивановича Рабуса.
Слайд 23

А. К. Саврасов (1830-1897) В поисках новых принципов пейзажа он много

А. К. Саврасов (1830-1897)

В поисках новых принципов пейзажа он много работал

в окрестностях Москвы: Сокольниках, Филях, Кунцеве; выезжал в северные губернии России, в Поволжье. В этот период появились его картины: самая знаменитая — «Грачи прилетели» (1871), «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» (1871), «Разлив Волги под Ярославлем» (1871) .
Слайд 24

И. И. Шишкин (1832-1898) Выдающийся русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист.

И. И. Шишкин (1832-1898)

Выдающийся русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Представитель

дюссельдорфской художественной школы.
Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав.
Слайд 25

И. И. Шишкин (1832-1898)

И. И. Шишкин (1832-1898)

Слайд 26

И. К. Айвазовский (1817-1900) Русский художник-маринист армянского происхождения, баталист, коллекционер, меценат.

И. К. Айвазовский (1817-1900)

Русский художник-маринист армянского происхождения, баталист, коллекционер, меценат.
Живописец

Главного Морского штаба, академик и почётный член Императорской Академии художеств, почётный член Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.
Будучи художником с мировой известностью, Иван Константинович Айвазовский предпочитал жить и работать на своей родине — в Крыму.
Слайд 27

Айвазовский был в первую очередь маринистом. Зачастую сюжет картины является лишь

Айвазовский был в первую очередь маринистом. Зачастую сюжет картины является лишь

предлогом для написания морских волн, как, например, на картине «Наполеон на острове Святой Елены», где фигура Наполеона занимает ничтожно малое пространство на холсте.

И. К. Айвазовский (1817-1900)

Слайд 28

И. И. Левитан (1860-1900) Исаак Ильич Левитан родился в местечке Кибарт

И. И. Левитан (1860-1900)

Исаак Ильич Левитан родился в местечке Кибарт в

образованной обедневшей еврейской семье.
Левитан вышел из Московского училища живописи и ваяния без диплома. Денег не было. В апреле 1885 года он поселился неподалёку от Бабкина, в глухой деревне Максимовке. По соседству, в Бабкине в имении Киселёвых гостили Чеховы. А. С. Киселёв, племянник дипломата графа П. Д. Киселёва, служил в тех местах земским начальником; его жена — Мария Владимировна, дочь В. П. Бегичева.
Левитан познакомился с А. П. Чеховым, дружба и соперничество с которым продолжались всю жизнь.
Слайд 29

И. И. Левитан (1860-1900) В 1892 году Левитан как «лицо иудейского

И. И. Левитан (1860-1900)

В 1892 году Левитан как «лицо иудейского вероисповедания»

был вынужден покинуть Москву и некоторое время жил в Тверской и Владимирской губерниях. Затем, благодаря хлопотам друзей, художнику «в виде исключения» позволили вернуться. К этому периоду относится его полотно «Владимирка» (1892), где изображена дорога, по которой гнали в Сибирь каторжан.
Слайд 30

В. И. Суриков (1848-1916) Суриков никогда не брал заказов на портреты,

В. И. Суриков (1848-1916)

Суриков никогда не брал заказов на портреты, но

часто отправлялся от портретного образа в своей дальнейшей, чисто творческой работе. В 1899—1900 годах исполнил два графических портрета Ф. Ф. Пелецкого.
Слайд 31

В. И. Суриков (1848-1916) Важнейшие картины: «Меншиков в Берёзове» «Боярыня Морозова»

В. И. Суриков (1848-1916)

Важнейшие картины:
«Меншиков в Берёзове»
«Боярыня Морозова»
«Покорение Сибири Ермаком»
«Переход Суворова

через Альпы»
«Степан Разин»
Слайд 32

М. А. Врубель (1856-1910) В 1880—1890-е годы творческие искания Врубеля не

М. А. Врубель (1856-1910)

В 1880—1890-е годы творческие искания Врубеля не находили

поддержки Академии художеств и критиков искусства, однако его постоянным заказчиком сделался С. И. Мамонтов. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах, и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна.
Слайд 33

М. А. Врубель (1856-1910) Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля

М. А. Врубель (1856-1910)

Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением

к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», и «Царевна-Лебедь».
Тема лермонтовского Демона переплеталась с темой пушкинского «Пророка», по мотивам которого Врубель написал картину и сделал несколько иллюстраций
Слайд 34

В. А. Серов (1865-1911) Художник родился в 1865 году в Санкт-Петербурге,

В. А. Серов (1865-1911)

Художник родился в 1865 году в Санкт-Петербурге, в

семье композиторов Александра Николаевича Серова и Валентины Семёновны Серовой.
Летом 1869 года Валентин Серов впервые выехал с родителями за границу.
1889 год — 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой
Слайд 35

В. А. Серов (1865-1911) 1894 год— был избран членом Товарищества передвижных

В. А. Серов (1865-1911)

1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных

выставок. После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов.
Слайд 36

В. М. Васнецов (1842-1926) Русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и

В. М. Васнецов (1842-1926)

Русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной

живописи. Васнецов является основоположником «неорусского стиля», преобразованного из исторического жанра и романтических тенденций, связанных с фольклором и символизмом.
Творчество художника сыграло важную роль в развитии отечественного изобразительного искусства от эпохи передвижничества к стилю модерн. Младший брат — художник Аполлинарий Васнецов.
Слайд 37

В. М. Васнецов (1842-1926) Позже главным направлением становится былинно-историческое: «Витязь на

В. М. Васнецов (1842-1926)

Позже главным направлением становится былинно-историческое:
«Витязь на распутье»

(1882)
«После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880)
«Алёнушка» (1881)
«Иван-Царевич на Сером Волке» (1889)
«Богатыри» (1881—1898)
«Царь Иван Васильевич Грозный» (1897)
Слайд 38

И. Е. Репин (1844-1930) Русский живописец, педагог, профессор, действительный член Императорской

И. Е. Репин (1844-1930)

Русский живописец, педагог, профессор, действительный член Императорской Академии

художеств
Уже с самого начала своего творческого пути, с 1870-х годов, Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма. Художнику удалось решить задачу отражения в живописном произведении всего разнообразия окружающей жизни, в своём творчестве он сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность, живо реагировал на злобу дня.
Слайд 39

И. Е. Репин (1844-1930) Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы.

И. Е. Репин (1844-1930)

Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Он

создаёт галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен.
Стихией художника была современность, и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений.
Слайд 40

С. К. Малевич (1879-1935) Российский и советский художник-авангардист польского происхождения, педагог,

С. К. Малевич (1879-1935)

Российский и советский художник-авангардист польского происхождения, педагог, теоретик

искусства, философ. Основоположник супрематизма— одного из крупнейших направлений абстракционизма.
Слайд 41

С. К. Малевич (1879-1935)

С. К. Малевич (1879-1935)

Слайд 42

К. С. Петров-Водкин (1878 – 1939) Русский и советский живописец, график,

К. С. Петров-Водкин (1878 – 1939)

Русский и советский живописец, график, теоретик

искусства, писатель и педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930).
В начальный период творчества Петров-Водкин испытал сильное влияние зарубежных мастеров символизма и «модерна». Он считается одним из выразителей символистических тенденций в русской живописи в этот период.
Слайд 43

К. С. Петров-Водкин (1878 – 1939)

К. С. Петров-Водкин (1878 – 1939)

Слайд 44

М. В. Нестеров (1898 – 1942) Русский и советский художник, живописец,

М. В. Нестеров (1898 – 1942)

Русский и советский художник, живописец, участник

Товарищества передвижных выставок и «Мира искусства». Академик живописи (1898). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).
Летом того же года вопреки воле родителей обвенчался с М. И. Мартыновской.
Слайд 45

М. В. Нестеров (1898 – 1942) В 1938 году Михаил Нестеров

М. В. Нестеров (1898 – 1942)

В 1938 году Михаил Нестеров был арестован

и провёл две недели в Бутырской тюрьме. Его зять, видный юрист профессор Московского университета Виктор Шретер, был обвинён в шпионаже, а затем расстрелян. Дочь художника Ольга Михайловна была отправлена в лагерь в Джамбул, откуда вернулась в 1941 инвалидом на костылях.
Нестеров скончался от инсульта на 81-м году жизни в Москве в Боткинской больнице 18 октября 1942 года. До последнего дня жизни он держал в руках палитру и кисть и рисовал.
Слайд 46

А. В. Лентулов (1882-1943) Русский и советский художник, живописец, сценограф. Один

А. В. Лентулов (1882-1943)

Русский и советский художник, живописец, сценограф. Один из

родоначальников «Русского авангарда».
Участник многих авангардных выставок.
1910—1916 гг. — член-учредитель объединения «Бубновый валет».
1926—1927 гг. — член Ассоциации художников революционной России.
1928—1932 гг. — организатор и председатель Общества московских художников, куда вошли многие участники группы «Бубновый валет».
Слайд 47

А. В. Лентулов (1882-1943) Лентулов преподает: 1919 год— сотрудничает в Институте

А. В. Лентулов (1882-1943)

Лентулов преподает: 1919 год— сотрудничает в Институте художественной культуры;

1937 — профессор Московского художественного института имени В. И. Сурикова.
В течение всей жизни А. Лентулов работает и как художник театра: оформляет спектакли в Камерном театре («Виндзорские проказницы» Шекспира, 1916), Большом театре Скрябина (1919), "Миллионы Арлекина" Р. Дриго и других.
В 1942 году Лентулов перенес тяжелую операцию и скончался 15 апреля 1943 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище
Слайд 48

А. А. Дейнека (1899-1969) Советский живописец, монументалист и график. Академик АХ

А. А. Дейнека (1899-1969)

Советский живописец, монументалист и график.
Академик АХ СССР (1947).

Народный художник СССР (1963). Герой Социалистического Труда (1969). Лауреат Ленинской премии (1964). Член КПСС с 1960 года.
Историческая тема нашла своё воплощение в монументальных произведениях, посвящённых в основном дореволюционной истории. Художником были сделаны эскизы панно для выставок в Париже и Нью-Йорке (не реализовано). К числу наиболее значительных работ конца 1930-х — начала 1940-х относится «Левый марш» (1940).
Слайд 49

А. А. Дейнека (1899-1969) К числу значительных работ послевоенного времени можно

А. А. Дейнека (1899-1969)

К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести

полотна «Эстафета по кольцу Б» (1947), «У моря. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику