Художественная обработка металла. Гравирование

Содержание

Слайд 2

Содержание: 1. Гравирование 1.1. Плоскостное гравирование («Под глянец», гравирование для вида)

Содержание:

1. Гравирование
1.1. Плоскостное гравирование («Под глянец», гравирование для вида)
1.2. Обронное гравирование
1.3.

Гравирование под чернь, эмаль.
2. Инструменты, используемые при гравировании
Слайд 3

1. Гравирование Один из древнейших способов художественной обработки металлов и некоторых

1. Гравирование

Один из древнейших способов художественной обработки металлов и некоторых неметаллических

материалов (кости, дерева, камня и др.). Его сущность – нанесение (вырезание) линейного рисунка или рельефа на материал при помощи резцов - штихелей. За многие тысячелетия своего существования гравировка проникла в самые различные области производства, как художественные (ювелирные украшения, гравюры), так и чисто технические, например производство точных измерительных инструментов и приборов (нанесение делений, градуировка и оцифровка микрометрических шкал и т.п.).
Слайд 4

1.1. Плоскостное гравирование Плоскостное гравирование (двухмерное) - способ, при котором обрабатывается

1.1. Плоскостное гравирование

Плоскостное гравирование (двухмерное) - способ, при котором обрабатывается только

поверхность.
Это широко распространенный прием в художественной обработке металла. Его назначение - декорирование поверхности изделия нанесением простого узора или сложных портретных, многофигурных или ландшафтных композиций, а также исполнение различных надписей и шрифтовых работ.
Возможности плоскостного гравирования очень широки - это рисунок, графика резцом на металле, еще более тонкая и совершенная, чем карандашом или даже пером, так как штрихи резца значительно тоньше и четче линий, проведенных пером.
Слайд 5

Слайд 6

1.2. Обронное гравирование Обронное гравирование (трехмерное) - способ, при котором резцом

1.2. Обронное гравирование

Обронное гравирование (трехмерное) - способ, при котором резцом создается

рельеф или даже объемная (круглая) скульптура из металла.
В современных условиях художественное гравирование применяется с различными целями. В одних случаях обрабатывают непосредственно поверхность изделия и получают художественное произведение (декоративные предметы, ювелирные изделия и т. п.). В других случаях изготовляют инструменты или приспособления, которыми потом производят художественные изделия серийным или массовым тиражом. К ним относятся производство гравюр, эстампов, офортов, клише для печати, пуансонов и матриц для штамповки и т.д.
Обронное гравирование - более трудоемкий процесс по сравнению с плоскостным гравированием. Оброном выполняют рельеф (или контррельеф) и объемные предметы (или формы для объемов). Эта работа, естественно, требует снятия значительно большей массы металла с заго­товки.
Слайд 7

Слайд 8

1.3. Гравирование под чернь, эмаль. Гравирование под чернь. Это вид плоскостного

1.3. Гравирование под чернь, эмаль.

Гравирование под чернь.
Это вид плоскостного гравирования. Технологически

он мало чем отличается от плоскостного. Углубление, полученное в результате гравирования, заполняется чернью.
Гравирование под эмаль.
Может быть либо с целью создания перегородчатой эмали, либо эмали по гильошировке ( должен быть узор в виде тонких волнообразных линий, чешуек, спиралей, отчетливо просвечивающий сквозь эмалевую поверхность).
Слайд 9

Гравирование под чернь

Гравирование под чернь

Слайд 10

Гравирование под эмаль Перегородчатая эмаль Эмаль по гильошировке

Гравирование под эмаль

Перегородчатая эмаль

Эмаль по гильошировке

Слайд 11

2. Инструменты, используемые при гравировании 1. Кранц 2. Крепежные дощечки 3. Шрабкугель 4.Штихели

2. Инструменты, используемые при гравировании

1. Кранц
2. Крепежные дощечки
3. Шрабкугель
4.Штихели

Слайд 12

Кранц Кранц – граверная подушка. Тяжелая кожаная или парусиновая круглая подушка,

Кранц

Кранц – граверная подушка. Тяжелая кожаная или парусиновая круглая подушка, туго

набитая песком. Диаметр 15-20 см. Служит подкладной под крепежную дощечку. Кранцы придают устойчивость и маневренность (поворот) лежащим на них приспособлениям при работе резцом, а также поглощают шум от ударов при работе зубилом.
Слайд 13

Слайд 14

Крепежные дощечки Крепежные дощечки служат для укрепления плоских изделий и изготовляются

Крепежные дощечки

Крепежные дощечки служат для укрепления плоских изделий и изготовляются из

вязких пород дерева. Толщина дощечек 20-25 миллиметров, а длина и ширина зависят от размеров изделия. С помощью маленьких гвоздиков изделие закрепляется на дощечке, и по контуру пластина прижимается сургучом, шляпками и закрепочными пастами.
Слайд 15

Шрабкугель Шрабкугель или иначе шаровые тиски внешне выглядит как чугунный шар

Шрабкугель

Шрабкугель или иначе шаровые тиски внешне выглядит как чугунный шар в

диаметре около 130 миллиметров, сверху у которого срезан сегмент и вырезан паз с болтами для зажима дощечки с изделием. Для свободного передвижения изделия под любым углом, под тиски подкладывается кожаное кольцо.
Слайд 16

Слайд 17

Штихели Штихель — это стальной резец, подобно закрепочному, вставленный в деревянную

Штихели

Штихель — это стальной резец, подобно закрепочному, вставленный в деревянную ручку

грибовидной формы. Длина резца 100-120 мм. Изготовляют штихели из инструментальных сталей У12А или ХВГ. Обязательное требование к штихелю — хорошая заделка и правильная заточка. От этого во многом зависит качество выполняемой работы. Если штихель недокален, он быстро притупляется или сминается его режущая кромка, если же перекален — режущая кромка его постоянно выкрашивается. Термически обработанные штихели вставляются в ручки различной длины, для подгонки штихеля по руке по мере его стачивания.