Художники в годы Великой Отечественной войны

Содержание

Слайд 2

Тема защиты Отечества – вечная в изобразительном искусстве и одна из

Тема защиты Отечества – вечная в изобразительном искусстве и одна из

наиболее почитаемых в российской художественной культуре. Освободительная борьба против фашизма вызвала в народе всплеск духовных и физических сил, превратилась в смысл и содержание жизни: во что бы то ни стало выстоять и победить! С этим чувством прошли через войну и деятели искусства – художники, музыканты, скульпторы, писатели. Свое служение Родине они видели в создании произведений, мобилизующих духовные силы общества. Как оказалось, художественные произведения стали могучим оружием и эффективным агитационным средством в великой битве протии фашизма.
Слайд 3

На фронтах Великой Отечественной сражалось множество художников – профессионалов и начинающих

На фронтах Великой Отечественной сражалось множество художников – профессионалов и начинающих

авторов. Среди них было не мало добровольцев отправившихся на фронт в первые дни войны, причем, далеко не каждый из них выполнял свою боевую задачу с карандашом и бумагой в руках. Воевали в артиллерии, в танковых войсках, в партизанских и развед. подразделениях, но чаще всего – рядовыми пехоты. Вместе со всеми мерзли в окопах, ходили в атаку, в полной мере разделяли боль отступления и радость побед. За годы войны окрепло и выросло дарование многих художников. Они поэтому и смогли создать волнующие произведения, потому что сами находились в центре событий. Репортажный рисунок – фронтовые портреты, виды разрушенных городов. Эти работы представляют несомненную историческую ценность как подлинные документы той эпохи. В них органически сочетаются ощущения автора и объективная правда войны. Шестеро художников за боевые подвиги удостоены звания Героев Советского Союза. И все эти годы они не оставляли своей любимой профессии – рисовали, писали, лепили. Их творческим трудом была создана впечатляющая изобразительная летопись войны. В натурных рисунках и этюдах, сделанных в окопах, во время боев, в медсанбатах и госпиталях, в партизанских отрядах, в подразделениях пехоты, штурмовой авиации, разведки, в расположениях танковых войск и осажденных городах ими создана галерея сильных народных характеров. Сохранившиеся картины того периода, фронтовые рисунки и этюды – уникальные исторические свидетельства военного лихолетья.
Слайд 4

И сегодня, с уверенностью можно говорить, что задачу - поддерживать в

И сегодня, с уверенностью можно говорить, что задачу - поддерживать в

народе боевой дух, веру в победу и вдохновлять людей на подвиги, представители изобразительного искусства выполнили всесторонне.
Слайд 5

Художники войны Василий Васильевич Журавлёв Пётр Петрович Кончаловский Лентулов Аристарх Васильевич

Художники войны

Василий Васильевич Журавлёв
Пётр Петрович Кончаловский
Лентулов Аристарх Васильевич
Нисский Георгий Григорьевич
Юрий Иванович

Пименов
Пластов Аркадий Александрович
Яковлев Василий Николаевич
Слайд 6

Василий Васильевич Журавлёв Выдающийся художник и педагог В.В. Журавлёв в 1941-1945

Василий Васильевич Журавлёв

Выдающийся художник и педагог В.В. Журавлёв в 1941-1945 гг.

отметился циклом работ на военную тематику. Одна из самых примечательных из них – «Московские зенитчики».
Все элементы картины наполнены глубоким смыслом. Счетверённая зенитная пулемётная установка М4 обр. 1931 г. – далеко не самое надёжное средство ПВО в условиях Великой Отечественной войны, но мощи 4-х пулемётов «Максим» вполне достаточно, чтобы воспрепятствовать прицельному бомбометанию по мосту немецких штурмовиков в случае их прорыва к Москве. Наличие девушки в расчете орудия – очевидный признак того, что мужчин для службы в ПВО уже не хватает, всё больше их уходит на фронт и заменять их на боевых постах в тылу и у станков приходится женщинам. На заднем плане картины изображен Московский Кремль – его стены и башни давно стали скорее объектом духовного и культурного наследия – и теперь сами нуждаются в защите от фашистских варваров.

ХУДОЖНИКИ ВОЙНЫ

КАРТИНА

Слайд 7

Московские зенитчики ВЕРНУТЬСЯ В СПИСОК ХУДОЖНИКОВ ВЕРНУТЬСЯ К ХУДОЖНИКУ

Московские зенитчики

ВЕРНУТЬСЯ В СПИСОК ХУДОЖНИКОВ

ВЕРНУТЬСЯ К ХУДОЖНИКУ

Слайд 8

Пётр Петрович Кончаловский Поездка на Кавказ, предпринятая Кончаловским в 1927 году,

Пётр Петрович Кончаловский

Поездка на Кавказ, предпринятая Кончаловским в 1927 году, вдохновила

его на создание нескольких полотен, посвященных творчеству поэта: «Мцыри. Гроза», «С развалин Мцыри», «Казбек», «Пятигорск. Дом Лермонтова».
В 1941 году, перечитывая Лермонтова в бомбоубежище, Кончаловский задумал написать его портрет. По словам художника, темой картины стала первая ссылка Лермонтова: «После смерти Пушкина еще мало известный Лермонтов, потрясенный и разгневанный… пишет гениальные стихи “На смерть поэта”. Стихи на устах у всей России. Лермонтов, уже признанный поэт, едет в изгнание на Кавказ… «Образ Лермонтова я искал в портретах, написанных с натуры, в воспоминаниях современников и, наконец, в его поэзии. Лермонтов гордый и счастливый признанием, тоскующий по родине, почти юноша таков он должен быть на моей картине». В мастерской было холодно, и художник перенес полотно домой. Но и здесь писать приходилось в полушубке и перчатках, а во время бомбежек – спускаться в бомбоубежище. Так рождалась картина «Лермонтов на Кавказе», работа над которой продолжалась в течение нескольких лет. Впоследствии она хранилась в семье художника, а 2007 году через Россвязьохранкультуру потомки П.П. Кончаловского – А.С. Михалков-Кончаловский, Н.С. Михалков, О.Ю. Семенова и М.М. Баратова передали ее в дар Государственному Литературному музею.

ХУДОЖНИКИ ВОЙНЫ

КАРТИНА

Слайд 9

Лермонтов на Кавказе ВЕРНУТЬСЯ В СПИСОК ХУДОЖНИКОВ ВЕРНУТЬСЯ К ХУДОЖНИКУ

Лермонтов на Кавказе

ВЕРНУТЬСЯ В СПИСОК ХУДОЖНИКОВ

ВЕРНУТЬСЯ К ХУДОЖНИКУ

Слайд 10

Лентулов Аристарх Васильевич Выдающийся русский живописец и сценограф А.В. Лентулов изобразил

Лентулов Аристарх Васильевич

Выдающийся русский живописец и сценограф А.В. Лентулов изобразил на

своей картине «Оборона Ленинграда» матросов Краснознамённого Балтийского флота, ведущих огонь из зенитных орудий. Фактически запертыми с началом войны в узкой акватории Финского залива, а потом и оттеснёнными на Кронштадтский рейд, морякам-балтийцам удалось сыграть огромную роль в обороне города на Неве от гитлеровских полчищ.

ХУДОЖНИКИ ВОЙНЫ

КАРТИНА

Слайд 11

Оборона Ленинграда ВЕРНУТЬСЯ В СПИСОК ХУДОЖНИКОВ ВЕРНУТЬСЯ К ХУДОЖНИКУ

Оборона Ленинграда

ВЕРНУТЬСЯ В СПИСОК ХУДОЖНИКОВ

ВЕРНУТЬСЯ К ХУДОЖНИКУ

Слайд 12

Нисский Георгий Григорьевич В годы Великой Отечественной войны Г.Г. Нисский оставался

Нисский Георгий Григорьевич

В годы Великой Отечественной войны Г.Г. Нисский оставался в

Москве. Сотрудничал в «Окнах ТАСС».
Г.Г. Нисский – один из самых известных советских художников-маринистов. Для лучшего погружения в сюжет будущей картины ему не раз приходилось подниматься в небо на аэроплане, участвовать в походах на катерах, боевых кораблях и даже на подводных лодках.
Его картина «Над Баренцевым морем» полна торжествующей мстительности, с которой советский истребитель уничтожает орудие террора - фашистский бомбардировщик. Спасения фашистским лётчикам ждать негде - под ними холодные воды Баренцева моря.
Труды Г.Г. Нисского в 1941-1945 гг. нашли признание в награждении его медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

ХУДОЖНИКИ ВОЙНЫ

КАРТИНА

Слайд 13

Бой над Баренцевым морем ВЕРНУТЬСЯ В СПИСОК ХУДОЖНИКОВ ВЕРНУТЬСЯ К ХУДОЖНИКУ

Бой над Баренцевым морем

ВЕРНУТЬСЯ В СПИСОК ХУДОЖНИКОВ

ВЕРНУТЬСЯ К ХУДОЖНИКУ

Слайд 14

Юрий Иванович Пименов Во время Великой Отечественной войны Пименов входил в

Юрий Иванович Пименов

Во время Великой Отечественной войны Пименов входил в рабочую

группу художников "Окон ТАСС". Картина "Фронтовая дорога" (1944) – одна из многочисленных работ, созданных за год до окончания войны. В ней художник использовал тот творческий метод, который найден был им в середине 1930-х и о чем свидетельствует его картина "Новая Москва" (1937). Художник строит композицию таким образом, что зритель как бы внезапно въезжает на дорогу и перед ним открывается широкая панорама разграбленного и разрушенного в результате фашистского нашествия города. Вместе с девушкой-водителем и ее спутником он ощущает сопричастность к происходящему. Юрий Пименов умеет с необыкновенной зоркостью угадать душу времени, уловить его могучий пульс и романтическое начало.

ХУДОЖНИКИ ВОЙНЫ

КАРТИНА

Слайд 15

Фронтовая дорога ВЕРНУТЬСЯ В СПИСОК ХУДОЖНИКОВ ВЕРНУТЬСЯ К ХУДОЖНИКУ

Фронтовая дорога

ВЕРНУТЬСЯ В СПИСОК ХУДОЖНИКОВ

ВЕРНУТЬСЯ К ХУДОЖНИКУ

Слайд 16

Пластов Аркадий Александрович "Фашист пролетел" — одна из самых знаковых картин

Пластов Аркадий Александрович

"Фашист пролетел" — одна из самых знаковых картин времен

Великой Отечественной войны. Зрителю кажется, будто «Мессершмитт» только-только пронесся над его головой и всего-навсего несколько секунд назад раздалась пулеметная очередь. Лишь случайно пули не задели зрителя, а сразили мальчонку уткнувшегося лицом в траву на косогоре...
Картина "Фашист пролетел" была написана А. Пластовым в 1942 г. в период Великой Отечественной войны. Работа выполнена маслом на холсте. Размер картины составляет 138 x 185 см. Картина находится в Государственной Третьяковской галерее.

ХУДОЖНИКИ ВОЙНЫ

КАРТИНА

Слайд 17

Фашист пролетел ВЕРНУТЬСЯ В СПИСОК ХУДОЖНИКОВ ВЕРНУТЬСЯ К ХУДОЖНИКУ

Фашист пролетел

ВЕРНУТЬСЯ В СПИСОК ХУДОЖНИКОВ

ВЕРНУТЬСЯ К ХУДОЖНИКУ

Слайд 18

Яковлев Василий Николаевич Один из художников-классиков социалистического реализма В.Н. Яковлев в

Яковлев Василий Николаевич

Один из художников-классиков социалистического реализма В.Н. Яковлев в годы

Великой Отечественной войны создал цикл работ, включавший в себя как портретную, так и жанровую живопись. Хотя даже портреты, выходившие из-под его кисти, поражают динамичностью и насыщенностью историческим контекстом. За виртуозное изображение героев войны В.Н. Яковлев неоднократно был удостоен высших правительственных премий, в т.ч. и Сталинской первой степени.
«Портрет генерал-майора И.В. Панфилова», выполненный уже после смерти военачальника, вселяет надежду в скорый разгром врага не только под Москвой, но и по всему фронту.

ХУДОЖНИКИ ВОЙНЫ

КАРТИНА

Слайд 19

Портрет генерал-майора И.В. Панфилова ВЕРНУТЬСЯ В СПИСОК ХУДОЖНИКОВ ВЕРНУТЬСЯ К ХУДОЖНИКУ

Портрет генерал-майора И.В. Панфилова

ВЕРНУТЬСЯ В СПИСОК ХУДОЖНИКОВ

ВЕРНУТЬСЯ К ХУДОЖНИКУ

Слайд 20

Спасибо за внимание! В НАЧАЛО

Спасибо за внимание!

В НАЧАЛО