Иконы и фрески древней Руси 11-13 вв. (до 1240 года)

Содержание

Слайд 2

Введение Внешнее убранство храмов выглядит значительно сдержаннее внутреннего. Церковные интерьеры украшаются

Введение

Внешнее убранство храмов выглядит значительно сдержаннее внутреннего. Церковные интерьеры украшаются фресками,

сюжетно-символическими, библейско-евангельскими сценами на стенах, изображениями пророков и святых на столбах и, наконец, Христом.
Слайд 3

Христос-Пантократор Мозаика центрального купола Собора св. Софии. Местонахождение: Киев, Украина. Годы

Христос-Пантократор

Мозаика центрального купола Собора св. Софии.
Местонахождение: Киев, Украина.
Годы создания: 1043-1046.
Особенности: Образ

Христа аскетичен и суров. Круглый щит с образом Спасителя в куполе окружают четыре архангела в богатых византийских церемониальных одеяниях.
Слайд 4

Богоматерь Оранта Мозаика в центральной апсиде Собора св. Софии. Местонахождение: Киев,

Богоматерь Оранта

Мозаика в центральной апсиде Собора св. Софии.
Местонахождение: Киев, Украина.
Годы создания:

1043-1046.
Особенности: Оранта представляет Богоматерь без младенца, в полный рост поднятыми и раскинутыми в стороны руками, ладонями наружу. Мозаика насчитывает 177 оттенков. Мозаика была умышленно неровной, что создает эффект объемности.
Слайд 5

Сцена Благовещения Мозаика на алтарном столбе Собора св. Софии. Местонахождение: Киев,

Сцена Благовещения

Мозаика на алтарном столбе Собора св. Софии.
Местонахождение: Киев, Украина.
Годы создания:

1043-1046.
Особенности: Архангел Гавриил изображен в стремительном движении, протягивая правую руку Деве Марии. Богородица запечатлена с веретеном за пряжей.
Слайд 6

Евхаристия Мозаика в апсиде Собора св. Софии. Местонахождение: Киев, Украина. Годы

Евхаристия

Мозаика в апсиде Собора св. Софии.
Местонахождение: Киев, Украина.
Годы создания: 1043-1046.
Особенности: самая

архаичная мозаика, сохранившаяся в Софийском соборе. Здесь мы видим приметы аскетического стиля: фигуры пропорционально укорочены, головы их крупные, набор поз и жестов невелик. Спаситель изображен дважды: слева он причащает хлебом, а справа – вином.
Слайд 7

Богоматерь Владимирская Местонахождение: Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия. Годы создания: начало

Богоматерь Владимирская

Местонахождение: Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Годы создания: начало XII века.
Создатель:

евангелист Лука.
Особенности: привезена из Византии. В 1164 году Андрей Боголюбский с этой иконой выступает в поход против волжских булгар, с этого времени ее стали почитать как заступницу за русскую землю. Перед этой иконой венчали монархов на царство, молились перед выступлением на врага.
Слайд 8

Святой Георгий Новгородская икона. Местонахождение: Успенский собор Московского Кремля, Москва, Россия.

Святой Георгий

Новгородская икона.
Местонахождение: Успенский собор Московского Кремля, Москва, Россия.
Годы создания: начало

XII века.
Особенности: относится к числу древнейших произведений новгородской школы иконописи. Почитается как покровитель русского воинства. На обороте иконы находится изображение Богородицы Одигитрии.
Слайд 9

Пророк Иеремия Фреска в куполе Собора св. Софии. Местонахождение: Великий Новгород,

Пророк Иеремия

Фреска в куполе Собора св. Софии.
Местонахождение: Великий Новгород, Россия.
Год создания:

1108.
Особенности: у пророка длинное лицо с большими глазами, клинообразная форма бороды и ниспадающие на плечи длинные волосы. Изображен со свитком в левой руке.
Слайд 10

Пророк Соломон Фреска в куполе Собора св. Софии. Местонахождение: Великий Новгород,

Пророк Соломон

Фреска в куполе Собора св. Софии.
Местонахождение: Великий Новгород, Россия.
Год создания:

1108.
Особенности: Царь Соломон изображен во фронтальной позе со свитком в правой руке. Царь выглядит молодым: на лице нет морщин. На голове – корона с подвесками.
Слайд 11

Фрески Спасо-Преображенского собора Мужского монастыря Местонахождение: Псков, Россия. Годы создания: до

Фрески Спасо-Преображенского собора Мужского монастыря

Местонахождение: Псков, Россия.
Годы создания: до 1156.
Особенности: купол

украшает композиция «Вознесение Христово», а в простенках барабана изображены попарно в рост святые пророки. В парусах – фрески четырех евангелистов, на лицевых сторонах арок – два нерукотворных образа Спаса. В росписи представлены Деисус, Преображение, Евхаристия. Фрески Спасо-Преображенского собора Мужского монастыря.
Слайд 12

Дмитрий Солунский Мозаика Михайловского монастыря. Местонахождение: Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Дмитрий Солунский

Мозаика Михайловского монастыря.
Местонахождение: Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия. (Изначально –

Киев).
Годы создания: XII век.
Особенности: почитается как небесный защитник от врага и покровитель воинов. Мозаика украшала один из столбов Михайловского собора в Киеве, мозаика была снята при уничтожении собора в 1935-1936 гг.
Слайд 13

Спас Нерукотворный Новгородская икона из Успенского Собора Московского Кремля. Местонахождение: Государственная

Спас Нерукотворный

Новгородская икона из Успенского Собора Московского Кремля.
Местонахождение: Государственная Третьяковская Галерея,

Москва, Россия.
Годы создания: XII век.
Особенности: почитался как помощник и защитник страждущих на Руси. Его изображение помещали при въезде в древнерусские города и крепости и на боевых знаменах.
Слайд 14

Богоматерь Знамение Икона из Собора св. Софии. Местонахождение: Великий Новгород, Россия.

Богоматерь Знамение

Икона из Собора св. Софии.
Местонахождение: Великий Новгород, Россия.
Годы создания: XII

век.
Особенности: по приданию, икона в XII веке помогла новгородцам победить осадивших город суздальцев. Почиталась покровительницей Новгорода. По молитве перед этой иконой получали исцеление, пораженные чумой.
Слайд 15

Спас Эммануил с архангелами Владимиро-суздальская икона. Местонахождение: Успенский собор, Московский Кремль,

Спас Эммануил с архангелами

Владимиро-суздальская икона.
Местонахождение: Успенский собор, Московский Кремль, Москва, Россия.
Годы

создания: XII век.
Особенности: Спаситель представлен в виде отрока. Справа и слева от Спаса Эммануила изображены архангелы Михаил и Гавриил.
Слайд 16

Богоматерь Толгская Ярославская икона. Местонахождение: Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия. Годы

Богоматерь Толгская

Ярославская икона.
Местонахождение: Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Годы создания: XIII

век.
Особенности: представляет Тронное умиление. Младенец стоит на коленях Богоматери. Отражает изменения, которые произошли в церковном искусстве Ростова Великого и Ярославля в начале XIV века.
Слайд 17

Успение Богоматери Новгородская икона. Местонахождение: Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия. Годы

Успение Богоматери

Новгородская икона.
Местонахождение: Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Годы создания: XIII

век.
Особенности: ложа усопшей Богоматери окружают апостолы, а Христос, спустившийся с небес, принял ее душу.
Слайд 18

Богоматерь Великая Панагия Ярославская икона. Местонахождение: Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Богоматерь Великая Панагия

Ярославская икона.
Местонахождение: Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Годы создания:

XIII век.
Особенности: изображена Богоматерь без младенца, стоящая на овальном подножии красного цвета. Иконописец имитирует жемчуг и драгоценные камни, украшающие одежду. В углах изображены два ангела.
Слайд 19

Благовещение Устюжское Новгородская икона. Местонахождение: Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия. Годы

Благовещение Устюжское

Новгородская икона.
Местонахождение: Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Годы создания: XII-XIII

века.
Особенности: изображение на груди Богоматери уже воплощенного младенца Иисуса. Триединый Бог представлен в верхней части иконы. Архангел Михаил в состоянии левитации.
Слайд 20

Заключение В XI-XIV веках закладываются основы многовековой системы храмового декора. Формы

Заключение

В XI-XIV веках закладываются основы многовековой системы храмового декора. Формы ранних

мозаик и фресок незыблемо статичны и по-своему архитектурны. В это время появляется большое количество икон и фресок, которые отражали духовный мир русского человека. Духовная и художественная значимость русской иконописи общепризнана, и слава её давно перешагнула границы нашей страны.