Содержание
- 2. План: 1. Культура, функции культуры и культурная картина мира 2. Нормы и ценности культуры 2.1. Ценности
- 3. 1. Культура и культурная картина мира Культура – это продукт совместной жизнедеятельности людей, система согласованных способов
- 4. Антропологическое определение культуры состоит в том, что культура есть мир вещей, созданный человеком и противостоящий природе.
- 5. Функции культуры Можно выделить следующие функции культуры: 1) социализации – формирования человека как продукта общества и
- 6. 3) трансляционную – передачи культурных достижений; 4) регулятивную – создания норм поведения;
- 7. 5) ценностную – создания системы ценностей, воспринимаемых человеком; 6) знаковую – создания языка культуры;
- 8. 7) синтезирующую – соединения больших масс населения в единое целое; 8) смысловую – обретения смысла жизни
- 9. К основным функциям культуры относятся функции информационная и социализации.
- 10. Культурный ландшафт – земное пространство, включающее все присущие ему природные и антропогенные компоненты. Культурный ландшафт
- 11. Культурный ландшафт формируется в результате сознательной, целенаправленной деятельности человека для удовлетворения тех или иных практических потребностей.
- 12. Культурный ландшафт включает в себя агросферу и техносферу.
- 13. По мере развития человеческой цивилизации взаимная зависимость природы и культуры усиливается.
- 14. Культура в обществе проявляется в социальных технологиях. Своеобразие культуры
- 15. Своеобразие культуры может проявляться в самых разных сторонах человеческой жизнедеятельности.
- 16. Так, по наблюдениям этнографов, народы, живущие в сходных географических условиях и по соседству друг с другом,
- 17. Балкарцы, осетины, карачаевцы много веков живут на Кавказе по соседству. Однако первые строят каменные одноэтажные дома,
- 18. Раньше одна лишь тюбетейка узбека позволяла определить, из какой местности происходит ее владелец, а одежда русской
- 19. Своеобразие любой локальной или этнической культуры получает свое завершение в культурной картине мира (ККМ). Культурная картина
- 20. ККМ – это система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в нем, единая
- 21. Ее содержательной основой является система ценностных ориентаций данной социальной общности (понимание ею добра и зла, счастья,
- 22. Ядром культурной картины мира является менталитет.
- 23. Культурная картина мира находит свое выражение в различном отношении к тем или иным явлениям культуры. Выражение
- 24. Так, например, на Мадагаскаре похороны отражают оценку достигнутого при жизни человеком статуса и уважение к умершему.
- 25. У некоторых народов прощание с покойником растягивается на целые недели. И, напротив, в современной России, Европе
- 26. Различное отношение к одному и тому же событию у разных народов можно объяснить только различиями их
- 27. 2. Нормы и ценности культуры 2.1. Ценности культуры Ценность понимается как общепризнанная норма, сформированная в определенной
- 28. Именно в соответствии с ними происходит выбор информации в процессе взаимодействия с окружающей действительностью, складываются социальные
- 29. Все множество ценностей можно условно классифицировать, акцентируя те сферы жизни, в которых они реализуются: витальные ценности:
- 30. экономические ценности: наличие равных условий для товаропроизводителей и благоприятных условий для развития производства товаров и услуг,
- 31. социальные ценности: общественное положение, трудолюбие, семья, достаток, равенство полов, личная независимость, способность к достижениям, терпимость;
- 32. политические ценности: патриотизм, гражданская активность, гражданские свободы, гражданский мир;
- 33. моральные ценности: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, бескорыстие, честность, верность, любовь к детям, справедливость, порядочность,
- 34. религиозные ценности: Бог, вера, спасение, благодать, Священное писание и предание;
- 35. эстетические ценности: красота, гармония, стиль и т.д.
- 36. Из всей системы ценностей человека и общества выделяются культурные ценности, которые в свою очередь подразделяются на
- 37. 1) совокупность выдающихся произведений интеллектуального, художественного и религиозного творчества.
- 38. Кроме того, эта группа включает уникальные архитектурные сооружения, значительные произведения ремесла, археологические и этнографические раритеты.
- 39. 2) доказавшие на практике свою эффективность принципы совместного сосуществования людей: обычаи, нравы, стереотипы сознания и поведения
- 40. Обе группы культурных ценностей составляют стержень любой культуры, определяя ее неповторимый характер.
- 41. Обычно обнаруживаются значительные различия в восприятии одних и тех же ценностей представителями различных культур. Различия в
- 42. Например, такая социальная ценность, как равенство полов, принимается не всеми государствами.
- 43. Страны арабского мира, как известно, отрицают равенство возможностей для женщин.
- 44. Они даже были предупреждены в отчёте ООН 2008 г. о том, что это бесправие является одним
- 45. 2.2. Нормы культуры Культурные нормы – определенные образцы, правила поведения.
- 46. Культурные нормы поведения отражаются в понятиях мораль и нравственность.
- 47. Мораль подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта (других людей, общество, церковь и т.д.).
- 48. Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения.
- 49. Андрей Яковлевич Флиер делит нормы на: – институциональные – зафиксированные в официальных документах и поддерживаемые силой
- 50. – этнографические – такие нормы складываются в виде массового обычая, но их неофициальный характер не означает
- 51. – конвенциональные – рожденные в процессе общественного договора, но не имеющие силу закона. Эти нормы тяготеют
- 52. Нормы конвенциональные предписывают и разрешают, но оставляют при этом определенную степень свободы для индивида в следовании
- 53. – эталонные – специально созданные в качестве образца для подражания, и в этом смысле искусство оказывает
- 54. Не менее интересна типология у Юрия Никифоровича Солонина и Моисея Самойловича Кагана, нормы подразделяются на 3
- 55. – общекультурные нормы – нормы, которые распространяются на всех членов общества.
- 56. К ним относятся правила поведения в общественных местах, правила общепринятой вежливости, гражданские права и обязанности, устанавливаемые
- 57. Нормы специфичные для одной культуры могут показаться неприемлемыми представителям других. Так, например, французы едят улиток, китайцы
- 58. Однако существуют нормы одинаковые почти для всех культур: уважение к родителям, забота о детях, любовь к
- 59. В наши дни существуют и международные, межкультурные нормы – правила охраны памятников ЮНЕСКО, правила проведения спортивных
- 60. – групповые нормы – регулируют поведение представителей какой-либо группы людей, являющейся лишь частью культуры.
- 61. Это могут быть формы обращения военнослужащих друг к другу, нравы, сложившиеся у фанатов эстрадной звезды, правила
- 62. – ролевые нормы – предписывают как должен вести себя человек в соответствии с выполняемой им социальной
- 63. Социальная роль – совокупность функций, которые подлежат исполнению, согласно неписанным традициям, обычаям. Человек за свою жизнь
- 64. Интересно, что если изменяются нормы поведения, характерные для одной роли, то это вызывает изменение и в
- 65. Перечисленные выше классификации лишь дополняют друг друга, но не исключают.
- 66. При этом требования к одним и тем же нормам, распространенным в разных социальных группах, в разные
- 67. Нарушение столового этикета, этикета деловой встречи вызывает неловкость, ставит в затруднительное положение, но не влечет за
- 68. В случае неисполнения обязательных норм (к примеру, правовых) могут применяться более серьезные санкции.
- 69. Иногда допускается вариативность норм: человек может выбирать из набора стандартных образцов, существующих традиций. Возможны ситуации, когда
- 70. Культурные нормы и ценности являются культурными универсалиями. Культурные универсалии
- 71. Культурные универсалии – это такие нормы, ценности, правила, которые присущи всем культурам независимо от географического места,
- 72. В 1959 г. американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 70 универсалий – общих элементов
- 73. Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически
- 74. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Поскольку
- 75. Так, картотека «общекультурного обозрения» Йельского университета построена в соответствии с такими категориями, как «брачные церемонии», «кризисные
- 76. Самая известная классификация культурных норм принадлежит американскому социологу Уильяму Грему Самнеру (1840-1910). 2.3. Классификация культурных норм
- 77. Он выделял следующие виды норм: обычаи; нравы; законы. Они составляют основу нормативной системы культуры. Следует отметить,
- 78. Сегодня типологии культурных норм учитывает традиции, обычаи, привычки, нравы, табу, законы, моду, вкус и увлечения, верования
- 79. Если расположить все нормы в нарастающем порядке, в зависимости от меры наказания за их нарушение, последовательность
- 80. Привычка – это установившаяся схема (стереотип) поведения в определенных ситуациях. 2.3.1. Привычки и манеры
- 81. Большинство привычек не встречают со стороны окружающих ни одобрения, ни осуждения. Но есть так называемые вредные
- 82. Манеры – внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. Они основаны на привычках.
- 83. Примером может служить жест, обозначающий внимание к собеседнику, состоящий в том, что слушатель вытягивает шею и
- 84. Но в других центрально-европейских странах он распространен меньше. Так, в северной Германии считается учтивым, чтобы слушатель
- 85. Смысл жестов учтивости понятен только представителям данной культуры. Значение жестов
- 86. Японские жесты учтивости, при которых слушающий подставляет ухо и иногда сгибается в церемониально в поклоне, немцу
- 87. Константин Коровин За чайным столом Этикет – совокупность специальных приемов и черт поведения, с помощью которых
- 88. 2.3.3. Обычаи, традиции и обряды Обычаи – одобренные обществом массовые образцы действий, которым рекомендуется следовать. К
- 89. У славян существовали такие коллективные действия, как обычай рожать первого ребенка в родительском доме, обычай кормить
- 90. Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.
- 91. Бинтование ног – обычай, практиковавшийся в Китае (особенно в аристократической среде) с начала X до начала
- 92. Примерами могут быть и обычаи встречи Нового года в разных культурах. Обычай встречи Нового года
- 93. Так, итальянцы считают, что Новый год нужно встретить, освободившись от всего старого, плохого, печального, накопившегося в
- 94. Поэтому большинство итальянцев придерживается обычая в полночь 31 декабря выбрасывать из окон старые вещи, будь то
- 95. В Испании и Португалии по обычаю в новогоднюю ночь с каждым ударом часов съедают по виноградине
- 96. В Болгарии в канун Нового года приобретают кизиловые палочки – непременный атрибут новогоднего праздника. Первого января
- 97. С последним ударом часов уходящего года во всех домах на 3 минуты гаснут огни: это минуты
- 98. На Британских островах имеет большое распространение обычай «впуска Нового года». Это как бы символический рубеж перехода
- 99. Обычай впуска Нового года заключается в том, что когда часы бьют двенадцать, открывают заднюю дверь дома,
- 100. В Шотландии праздник Нового года называют Хогмани. По обычаю, на новогоднюю ночь поджигают бочки с дегтем
- 101. Шотландцы считают, что от того, кто войдет первым в их дом в новом году, зависит удача
- 102. Поскольку в Бирме и Таиланде наступление Нового года приходится на самое жаркое время, его приход отмечается
- 103. В новогоднюю ночь во Вьетнаме принято выпускать живых карпов в реки и пруды. По преданию, на
- 104. На Кубе перед Новым годом все наполняют бокалы водой, а когда часы бьют двенадцать, выплескивают ее
- 105. Это означает, что старый новый год счастливо закончился и кубинцы желают друг другу, чтобы и новый
- 106. Часы в Новый Год на Кубе бьют только 11 раз. Поскольку 12-й удар приходится как раз
- 107. Традиция – все то, что унаследовано от предшественников. В качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы
- 108. Основными компетенциями культурных традиций являются трансляция социального опыта и регуляция межличностных отношений.
- 109. Традиционными могут стать встречи бывших однокашников, однополчан, подъем национального или корабельного флага.
- 110. Одни традиции выполняются в обыденной, а другие – в праздничной, приподнятой обстановке. Они относятся к культурному
- 111. Примером может служить традиция приглашения на обед друзей и знакомых. В Азии сразу после обеда принято
- 112. И, напротив, если так поступить в Европе или Северной Америке, то это будет расценено как невоспитанность
- 113. Разновидностью традиции является обряд. Он характеризует не избирательные, а массовые действия. Обряды
- 114. Обряд – совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые
- 115. Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением (крещение, имянаречение), свадьбой (сватовство, выкуп невесты, помолвка),
- 116. Амазонское племя индейцев сатеремаве использует для проведения обряда инициации мальчиков-подростков рукавицу, заполненную муравьями-пулями, чей яд в
- 117. В качестве примера можно привести распространенный у народов Северной Америки обряд раскуривания трубки мира. Трубка мира
- 118. Индейцы собирались вместе и рассаживались по кругу. Наиболее почитаемый человек – военный предводитель, вождь или старейшина
- 119. Так трубка обходила всех участников церемонии по кругу, объединяя их. Дым поднимался к небу, символизируя грозовые
- 120. Поэтому, когда индейцы заключали мирные соглашения, прекращали военные действия, они совершали обряд, аналогичный ритуалу вызывания дождя:
- 121. Иллюстрация 8
- 122. 2.3.4. Церемония и ритуал Церемония – последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных празднованию каких-либо событий
- 123. Функция этих действий – подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы. Коронование – яркий
- 124. Иллюстрация 9
- 125. Ритуал – сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых людьми, особо избранными и
- 126. Ритуал обладает символическим значением. Он призван драматизировать событие, вызвать у зрителей благоговейный трепет. Принесение человека в
- 127. Большинство ритуалов распадается на составные части и элементы. Так, например, обязательная часть ритуала взлета самолетов –
- 128. Элементы ритуала прощания: посидеть «на дорожку», обняться, поплакать, пожелать счастливого пути, не подметать пол три дня
- 129. История многих ритуалов уходит в глубокую древность, например, никто не знает, где и когда впервые возник
- 130. Так поступают, в частности, североамериканские индейцы племени навахо, крестьяне Шри-Ланки и мусульмане в Индии, жители Ландагаса
- 131. На Руси по раскаленным углям не ходили, зато во время празднования прихода весны молодые крестьяне прыгали
- 132. 2.3.5. Нравы и запреты Нравы – особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают
- 133. От этого слова происходит понятие «нравственность» – этические нормы, духовные принципы, которые определяют важнейшие стороны жизни
- 134. Табу – абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет. Табу послужило основой многих позднейших социальных
- 135. В современном обществе табу накладывается на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил или оскорбление чувства патриотизма.
- 136. Это самый сильный из существующих в человеческом обществе вид социального запрета, нарушение которого карается особенно страшно.
- 137. 2.3.6. Закон и право Закон – это нормы или правила поведения, оформленные парламентским или правительственным документом,
- 138. Слово «право» (jus) получило своё название от латинского juslitia («правда», «справедливость»), ибо право понималось в древности
- 139. Чем различаются норма, право и обычай? Рассмотрим их взаимосвязь на примере Китая. Норма, право и обычай
- 140. Конфуцианская норма в Китае осуждает повторное замужество вдовы. Но обычаем, распространенной практикой такая норма не стала,
- 141. По китайскому закону муж имел право на повторный брак в случае смерти жены. Оно фиксировало обычай
- 142. В конфуцианской философии считалось, что повторным браком жена лишает душу покойного мужа спокойствия в загробном мире.
- 143. Таким образом, право, закон, обычай и ценности общества тесно взаимосвязаны между собой и составляют фундамент нормативной
- 144. 2.3.7. Вкус, увлечения и мода Традиции и обычаи человек усваивает независимо от своей воли и желаний.
- 145. Вкус – склонность или пристрастие к чему-либо, чаще всего это чувство или понимание изящного. Вкус в
- 146. Вкус индивидуален, поэтому он показывает то, насколько человек отклонился от общепринятых норм, усредненных стандартов.
- 147. Увлечение – кратковременное эмоциональное пристрастие. У каждого поколения свои увлечения: узкими брюками, джазовой музыкой, широкими галстуками
- 148. Смена увлечений, овладевших большими группами, называется модой.
- 149. Моду также понимают как быстро преходящую популярность чего-либо или кого-либо. Эти «чего-либо» обычно обозначают какие-то незначительные
- 150. Если вкус может сохраняться у человека на протяжении всей жизни, то увлечения постоянно меняются. Когда увлечения
- 151. Пристрастие к твисту, коротким юбкам или летающим тарелкам можно назвать и модой, и увлечением.
- 152. В отличие от увлечения, мода выражает социальные символы. Наличие модных слаксов считается престижным не потому, что
- 153. Модные веяния присущи скорее городской среде, где статус и престиж человека зависит не столько от трудолюбия
- 154. В отличие от обычаев и нравов – устойчивых и долговременных социальных норм – мода и увлечения
- 155. Мода – периодическая смена образцов массового поведения.
- 156. Обычай ориентирован на традиции, а мода – на современность, обновление нововведения.
- 157. 3. Инкультурация Обучение традициям и нормам поведения в конкретной культуре называется инкультурацией. Инкультурация – это усвоение
- 158. Процесс инкультурации сложнее процесса социализации, и усвоение социальных законов жизни происходит гораздо быстрее, чем усвоение культурных
- 159. Содержание процесса инкультурации составляет приобретение следующих знаний и навыков: жизнеобеспечение – профессиональная деятельность, домашний труд, приобретение
- 160. личностное развитие – приобретение общего и профессионального образования, общественная активность, любительские занятия;
- 161. социальная коммуникация – формальное и неформальное общение, путешествия, физические передвижения;
- 162. восстановление энергетических затрат – потребление пищи, соблюдение личной гигиены, пассивный отдых и сон.
- 163. Стадии инкультурации В инкультурации обычно выделяют две основные стадии — первичную (начальную) и вторичную (взрослую).
- 164. Первичная стадия, начинающаяся с рождения ребенка и продолжающаяся до завершения подросткового возраста, представляет собой процесс воспитания
- 165. В этот период дети усваивают важнейшие элементы своей культуры, приобретают навыки, необходимые для нормальной социокультурной жизни.
- 166. Процессы инкультурации реализуются в основном в результате целенаправленного воспитания и частично на собственном опыте. Инкультурация и
- 167. По мнению известного американского культурного антрополога Мелвилла Херсковица (1895-1963), ребенок хотя и не является пассивным элементом
- 168. Взрослые, применяя систему наказаний и поощрений, ограничивают его возможности выбора или оценки. Кроме того, дети не
- 169. Дети должны выполнять правила того мира, в котором живут. Это приводит к тому, что они видят
- 170. Вторичная стадии инкультурации касается взрослых, и характеризуется принадлежностью человека к одной из социальных общностей, состоящей из
- 171. На второй стадии инкультурации у человека развита способность к самостоятельному освоению социокультурного окружения в пределах, установленных
- 172. он умеет комбинировать полученные знания и навыки для решения собственных жизненно важных проблем, принимать решения, которые
- 173. Взрослые способны сознательно оценивать свои и чужие поступки, а также ценности и нормы культуры. Кроме того,
- 174. Вторая стадия инкультурации предполагает, что члены общества принимают ответственность за экспериментирование в культуре, за внесение в
- 176. Скачать презентацию