Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи

Содержание

Слайд 2

План Импрессионизм Общие сведения Истоки Термин Импрессионизм и общество Постимпрессионизм Общие

План

Импрессионизм
Общие сведения
Истоки
Термин
Импрессионизм и общество

Постимпрессионизм
Общие сведения
Яркие представители
Зарождение
Отличие

от предшественника
Слайд 3

Общие сведения Импрессиони́зм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — одно

Общие сведения

Импрессиони́зм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — одно из

крупнейших течений в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру. Представители импрессионизма стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке, где импрессионизм также выступал в определённом наборе методов и приёмов создания литературных и музыкальных произведений, в которых авторы стремились передать жизнь в чувственной, непосредственной форме, как отражение своих впечатлений.
Слайд 4

В эпоху Возрождения живописцы венецианской школы пытались передать живую реальность, используя

В эпоху Возрождения живописцы венецианской школы пытались передать живую реальность, используя

яркие краски и промежуточные тона. Их опытом воспользовались испанцы. Наиболее отчётливо это выражено у таких художников как Эль Греко, Веласкес и Гойя, чьё творчество впоследствии оказало серьёзное влияние на Мане и Ренуара.

Истоки

Слайд 5

В это же время Рубенс делает тени на своих полотнах цветными,

В это же время Рубенс делает тени на своих полотнах цветными,

используя прозрачные промежуточные оттенки. По наблюдению Делакруа, Рубенс отображал свет при помощи тонких, изысканных тонов, а тени — более теплыми и насыщенными цветами, передавая эффект светотени. Рубенс не использовал чёрный цвет, что позднее станет одним из основных принципов живописи импрессионистов. Тональные опыты в творчестве многих художников с разных сторон подготавливали появление импрессионизма.
Слайд 6

Переход живописи к импрессионизму также подготовили английские живописцы. Во время франко-прусской

Переход живописи к импрессионизму также подготовили английские живописцы. Во время франко-прусской

войны (1870—1871) Клод Моне, Сислей и Писсарро отправились в Лондон, чтобы там иметь возможность изучить великих пейзажистов — Констебла, Бонингтона и Тёрнера. Что же касается последнего, то уже в его поздних работах заметно, как постепенно исчезает связь с реальным изображением мира и уход в индивидуальную передачу впечатлений.
Слайд 7

Термин Первая важная выставка импрессионистов проходила с 15 апреля по 15

Термин

Первая важная выставка импрессионистов проходила с 15 апреля по 15 мая

1874 года в мастерской фотографа Надара. Там было представлено 30 художников, всего 165 работ. Холст Моне — «Впечатление. Восходящее солнце» (Impression, soleil levant), ныне в Музее Мармоттен, Париж, написанный в 1872 году дал рождение термину «импрессионизм»: малоизвестный журналист Луи Леруа в своей статье в журнале «Le Charivari» для выражения своего пренебрежения обозвал группу «импрессионистами». Художники, из вызова, приняли этот эпитет, впоследствии он прижился, потерял свой первоначальный отрицательный смысл и вошёл в активное употребление.
Слайд 8

Импрессионизм и общество Импрессионизму присущ демократизм. По инерции, искусство и в

Импрессионизм и общество

Импрессионизму присущ демократизм. По инерции, искусство и в XIX

веке считалось монополией аристократов, высших слоев населения. Именно они выступали главными заказчиками на росписи, монументы, именно они — главные покупатели картин и скульптур. Сюжеты с тяжелым трудом крестьян, трагические страницы современности, позорные стороны войн, бедности, общественных неурядиц осуждались, не одобрялись, не покупались. Критика кощунственной морали общества в картинах Теодора Жерико, Франсуа Милле находила отзыв лишь у сторонников художников и немногих знатоков.
Слайд 9

Импрессионисты в этом вопросе занимали достаточно компромиссные, промежуточные позиции. Были отброшены

Импрессионисты в этом вопросе занимали достаточно компромиссные, промежуточные позиции. Были отброшены

библейские, литературные, мифологические, исторические сюжеты, присущие официальному академизму. С другой стороны они пылко желали признания, уважения, даже наград. Показательной является деятельность Эдуара Мане, который годами добивался признания и наград от официального Салона и его администрации.
Слайд 10

Вместо этого появилось виденье будничности и современности. Художники часто рисовали людей

Вместо этого появилось виденье будничности и современности. Художники часто рисовали людей

в движении, во время забавы или отдыха, представляли вид определенного места при определенном освещении, мотивом их работ была также природа. Брались сюжеты флирта, танцев, пребывание в кафе и театре, прогулок на лодках, на пляжах и в садах. Если судить по картинам импрессионистов, то жизнь — это очередь маленьких праздников, вечеринок, приятных времяпрепровождений за городом или в дружеском окружении.
Слайд 11

Постимпрессионизм Художники этого направления отказывались изображать только зримую действительность (как натуралисты)

Постимпрессионизм

Художники этого направления отказывались изображать только зримую действительность (как натуралисты) или

сиюминутное впечатление (как импрессионисты), а стремились изображать её основные, закономерные элементы, длительные состояния окружающего мира, сущностные состояния жизни, при этом подчас прибегая к декоративной стилизации.
Слайд 12

Самые яркие представители

Самые яркие представители

Слайд 13

Начало постимпрессионизма приходится на кризис импрессионизма в конце XIX века. Тогда,

Начало постимпрессионизма приходится на кризис импрессионизма в конце XIX века. Тогда,

в 1886 году, состоялась последняя выставка импрессионистов, где были впервые показаны работы постимпрессионистов-неоимпрессионистов. Тогда же был опубликован «Манифест символизма» французского поэта Жана Мореаса. Однако некоторое время импрессионизм и постимпрессионизм (несмотря на его название) существуют параллельно, причём постимпрессионизм одновременно и принимал, и отвергал некоторые принципы своего предшественника.
Слайд 14

Будущие художники-постимпрессионисты (многие из которых ранее примыкали к импрессионизму), начали искать

Будущие художники-постимпрессионисты (многие из которых ранее примыкали к импрессионизму), начали искать

новые методы и выразительные средства, которые были бы более созвучны эпохе. Желая преодолеть эмпиризм художественного мышления, они отказались от стремления импрессионистов запечатлеть сиюминутность («впечатление»), и принялись осмысливать длительные состояния окружающего мира, стремились запечатлеть длительные, сущностные состояния жизни, причём как материальные, так и духовные
Слайд 15

«Постимпрессионисты, использовав завоевания импрессионистов, перешагнули тот рубеж, перед которым остановились их

«Постимпрессионисты, использовав завоевания импрессионистов, перешагнули тот рубеж, перед которым остановились их

предшественники. Каждый из постимпрессионистов, сохраняя жизнеподобие, преодолел непреложный принцип традиционной художественной системы „подражания природе“. Стул и башмаки в картинах Ван Гога, яблоки Сезанна, несмотря на внешнее сходство с реальными предметами, не тождественны им. Они существуют в условном мире искусства, где эти предметы преображаются художником. Цвет, линии, формы становятся выразителями индивидуальности художника, его чувств и мыслей. Постимпрессионисты пошли дальше импрессионистов в отрицании догм, форм, канонов академического искусства. Однако постимпрессионизм неотделим от импрессионизма. Это две фазы периода разложения традиционной академической системы и перехода к искусству 20 в.»