Интерактивная дидактическая игра День Победы – 9 мая

Содержание

Слайд 2

«Творческая жизнь Федотова была чрезвычайно непродолжительной. Как художник-профессионал он определился лишь

«Творческая жизнь Федотова была чрезвычайно непродолжительной. Как художник-профессионал он определился лишь

в середине 1840-х годов, пройдя до этого ученический и дилетантский период, а в 1852 году его жизнь уже прервалась. Между тем кратковременность жизни и художнической деятельности Федотова не помешала ему оставить в истории русской культуры след очень значительный, непреходящий…»
Д.В. Сарабьянов
Слайд 3

Семья, детство Павел Андреевич Федотов родился в 1815 году в Москве

Семья, детство
Павел Андреевич Федотов родился в 1815 году в Москве в

семье отставного офицера-воина екатерининских времен. Отец был строгих правил, но скромный и трудолюбивый. Семейство было большим, детей было много (от первого брака отца, дети жены и общие дети), но жили они бедно. Каждый ребенок был практически сам по себе. С раннего возраста Павел Федотов любил наблюдать за окружающим миром, он хорошо был знаком с бытом московских жителей, особенно, купцов.
Несмотря на то что творчество Федотова протекало в Петербурге, именно Москва была его подлинной творческой родиной.

Портрет А. И. Федотова, отца художника

Слайд 4

Учеба 1826 – поступил в Московский кадетский корпус. Сразу проявлял множество

Учеба
1826 – поступил в Московский кадетский корпус. Сразу проявлял множество позитивных

качеств, и стал знаменитой фигурой среди преподавателей и других учеников.

Окончил корпус золотой медалью, и благодаря этому по своему желанию выбрал службу в лейб-гвардию Финляндского полка в Петербурге. Десять лет прослужил он в Финляндском полку, где также отличался похвальным трудолюбием и честным отношением к делу.

Слайд 5

Служба была нелегкой, но Федотов все равно находил время для занятий

Служба была нелегкой, но Федотов все равно находил время для занятий

искусством – вечерами посещал рисовальные классы Академии художеств, она находилась недалеко от казарм его полка.

Но в академическом обучении Федотов не преуспел; он занимался в классах не особенно усердно, хотя, видимо, и приобрел там достаточно серьезные знания в художественном ремесле. Зато он прославился как полковой художник.

Слайд 6

Федотов охотно рисовал своих сослуживцев, выполнил ряд портретов шефа Финляндского полка

Федотов охотно рисовал своих сослуживцев, выполнил ряд портретов шефа Финляндского полка

великого князя Михаила Павловича, нарисовал акварелью несколько композиций с изображением торжественных встреч, освящения знамен и так далее. За многие работы молодой Федотов был удостоен высоких наград. Полковых художников в ту пору ценили; командир или шеф полка всегда могли похвастаться успехами своих подчиненных.

Портрет Михаила Павловича

Слайд 7

Портрет молодого офицера Групповой портрет Андрея, Григория и Александра Васильевичей Дружининых

Портрет молодого офицера

Групповой портрет Андрея, Григория и Александра Васильевичей Дружининых

Слайд 8

П. А. Федотов и его товарищи по лейб-гвардии Финляндскому полку

П. А. Федотов и его товарищи по лейб-гвардии Финляндскому полку

Слайд 9

Летом 1837 года в лагерь лейб-гвардии Финляндского полка приехал великий князь

Летом 1837 года в лагерь лейб-гвардии Финляндского полка приехал великий князь

Михаил Павлович, младший брат Николая I. Он провел смотр войск и пообщался с гвардейцами. Этому событию Павел Федотов посвятил первую большую картину — «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года».
По совету полкового командира Павел Федотов представил картину князю — и получил восторженный отзыв: Михаил Павлович подарил живописцу бриллиантовый перстень и распорядился предоставить подпоручику долгосрочный отпуск.
Слайд 10

«Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года»

«Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8

июля 1837 года»
Слайд 11

Федотов понимал, что можно стать настоящим творцом, лишь целиком посвятив себя

Федотов понимал, что можно стать настоящим творцом, лишь целиком посвятив

себя искусству. Перед офицером стала дилемма: или продолжать служить, сохранить достаток, оказаться обеспеченным, способным помогать родным, оставшимся в Москве, но при этом заниматься искусством урывками, в пол силы, или бросить службу, получив при выходе в отставку лишь небольшое пенсионное содержание, обречь себя на полуголодное существование, лишиться возможности помогать родным, но как бы в награду за все лишения стать художником-профессионалом.
Слайд 12

Однажды офицеру Федотову посчастливилось встретиться с Карлом Брюлловым — самым большим

Однажды офицеру Федотову посчастливилось встретиться с Карлом Брюлловым — самым большим

авторитетом императорской Академии художеств. Когда молодой офицер спросил Брюллова о том, стоит ли бросить службу и целиком отдаться искусству, «великий Карл» стал отговаривать его от этого поступка. И все же Федотов не послушался этих советов.

Карл Брюллов. Автопортрет

Слайд 13

Он хотел сделаться баталистом, но сыграла старая страсть к нравственно-критическим сценам

Он хотел сделаться баталистом, но сыграла старая страсть к нравственно-критическим сценам

из обыкновенной жизни.
С необычайным рвением взялся художник за работу, отдавая все свои силы, все свое время рисованию, совершенствованию мастерства. Он превращался из дилетанта в подлинного мастера, открывал то, что другим было закрыто, и, наконец, к концу 40-х годов приобрел шумный успех.

Передняя частного пристава накануне большого праздника, 1837

Слайд 14

Уличная сцена в Москве во время дождя, 1837

Уличная сцена в Москве во время дождя, 1837

Слайд 15

«Старая страсть к нравственно-критическим сценам из обыкновенной жизни, прорывавшаяся уже и

«Старая страсть к нравственно-критическим сценам из обыкновенной жизни, прорывавшаяся уже и

прежде, очень естественна у человека, у которого средств к наслаждению были только глаза — глядеть на наслаждение других… а теперь, получивши поощрительный отзыв и благословение на чин народного нравоописателя от И. А. Крылова, теперь страсть эта на свободе развилась вполне так, что профессор его Зауервейд (баталист) нашел нелишним оставить ученика своего собственному влечению, и тогда начались по временам появляться уже сложные эскизы.»
Павел Федотов. Из автобиографической заметки
Слайд 16

К 1847 году Федотов написал по уже имевшимся у него наброскам

К 1847 году Федотов написал по уже имевшимся у него наброскам

картину «Свежий кавалер», или «Утро чиновника, получившего первый крест». Это было первое сюжетное полотно Федотова, ради его написания он освоил технику маслом.
Слайд 17

Весной 1848 года художник закончил еще одно полотно — «Разборчивая невеста». Федотов скрупулезно работал над деталями.

Весной 1848 года художник закончил еще одно полотно — «Разборчивая невеста».
Федотов

скрупулезно работал над деталями.
Слайд 18

Успех Обе картины Павел Федотов показал Карлу Брюллову. В этот раз

Успех
Обе картины Павел Федотов показал Карлу Брюллову. В этот раз

мастер высоко оценил произведения художника и предложил ему поучаствовать в выставке Академии художеств. Тогда Федотов рискнул представить и эскиз своей новой работы «Сватовство майора». У живописца не было денег на краски и холст, и Брюллов добился от Академии художеств денежного пособия художнику и статуса «кандидата в академики»: в случае успеха новой картины Федотов получал престижную степень.

Сватовство майора

Слайд 19

Бедность и последние творческие годы Осенью 1849 года на выставке в

Бедность и последние творческие годы
Осенью 1849 года на выставке в

Академии художеств представили сразу все три картины Павла Федотова: «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора». Все они имели колоссальный успех.
За картину «Сватовство майора» Павел Федотов получил звание академика.
Однако слава привлекла и внимание цензуры. Федотов лишился дохода, потому что чиновники запретили делать литографии с картины «Свежий кавалер».
Федотов пробовал сотрудничать с журналами, однако в печать издания не вышли: цензура усмотрела в них критику монархического строя.
Слайд 20

1849 - Павел Федотов отправился в Москву: серьезно болел отец, и

1849 - Павел Федотов отправился в Москву: серьезно болел отец, и

беременная сестра осталась без мужа. Он взял все хлопоты на себя.
Федотов вернулся в Петербург только в 1850 году. Он написал картины «Молодой человек, играющий с собакой», «Портрет Федора Ефимыча Яковлева» под заказ и «Завтрак аристократа».

Молодой человек, играющий с собакой

Слайд 21

«Портрет Федора Ефимыча Яковлева» «Завтрак аристократа»

«Портрет Федора Ефимыча Яковлева»

«Завтрак аристократа»

Слайд 22

В 1851 году художник закончил произведение о судьбе сестры «Вдовушка».

В 1851 году художник закончил произведение о судьбе сестры «Вдовушка».

Слайд 23

Последние годы жизни Усиленные занятия и постоянная потребность в деньгах сказались

Последние годы жизни
Усиленные занятия и постоянная потребность в деньгах сказались

на психическом здоровье Павла Федотова. Его последней картиной стала «Анкор, еще анкор».
Полотно так и осталось неоконченным: весной 1852 года Федотов сошел с ума. Друзья поместили его в одну из частных петербургских лечебниц для душевнобольных, однако из-за жестокого обращения осенью этого же года перевели художника в больницу Всех Скорбящих Радости.
26 ноября 1852 года, в 37 лет, Павел Федотов скончался. Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды». Художника похоронили на Смоленском православном кладбище.
Слайд 24

Анкор, ещё анкор!

Анкор, ещё анкор!

Слайд 25

Краткие выводы: Детство – большое внимание на окружающий мир, на простых

Краткие выводы:
Детство – большое внимание на окружающий мир, на простых

людей, их быт.
Юношество – поиск себя, изображение своих товарищей, командиров, поиск жанра, в котором хочет работать: сначала определяет батальный, затем бытовой.
Молодость – создание полотна «Встреча великого князя»
Годы успеха – понимает, что по душе больше жанровая живопись, влияние мнения Крылова; создание трех жанровых картин «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста».
Годы бедности – после славы приходит бедность из-за цензуры. Федотов лишился своих доходов, ищет другие варианты заработка (сотрудничество с журналами), но неудачно.
Последние годы – отсутствие денег, постоянный поиск средств, потеря славы – сказались на психическом здоровье художника. Последние годы в лечебнице для душевнобольных.