Искусство Испании XVII в. Творчество Эль Греко

Содержание

Слайд 2

До второй половины XVI в. Испания была художественной провинцией, её живопись

До второй половины XVI в. Испания была художественной провинцией, её

живопись известна в основном по работам слабых подражателей мастерам эпохи Возрождения. Почти все великие мастера Испании творили в конце XVI – XVII в.в. Не случайно этот период называют золотым веком испанской живописи.
Слайд 3

ТВОРЧЕСТВО ЭЛЬ ГРЕКО (1541-1614) Эль Греко – испанский псевдоним художника Доменико

ТВОРЧЕСТВО ЭЛЬ ГРЕКО
(1541-1614)
Эль Греко – испанский псевдоним

художника Доменико Теотокопули, грека по происхождению. Он родился на острове Крит, который принадлежал Венецианской республике. Точных сведений о дате и месте рождения художника не сохранилось.
Получив хорошее образование, Эль Греко дружил со многими учёными и всю жизнь собирал библиотеку, которая удивляла современников своим объёмом и содержанием.
Слайд 4

Его библиотека включала в себя 131 книгу, что для того времени

Его библиотека включала в себя 131 книгу, что для того

времени было целым состоянием. Это были книги по истории, литературе, философии, живописи и архитектуре на греческом, латинском, итальянском и испанском языках. Этот факт говорит о глубине знаний и разносторонности интересов художника.
Ранние произведения Эль Греко написаны в традиции византийской иконописной школы. Это прослеживается и в выборе сюжета, и в композиционном построении, и в колорите.
Слайд 5

ПОКЛОНЕНИЕ ПАСТУХОВ (ок. 1567г.) Ранние картины Эль Греко хорошо и подробно

ПОКЛОНЕНИЕ ПАСТУХОВ (ок. 1567г.)

Ранние картины Эль Греко хорошо и подробно

иллюстрируют то, как писал художник Доменико Теотокопули на острове Крит. Здесь также можно наблюдать и иконописную условность, плоскостность изображения, и отсутствие линейной перспективы. Но в ней уже видны и зачатки психологизма.
Слайд 6

1568 – 1577 годы Эль Греко провёл в Венеции и Риме.

1568 – 1577 годы Эль Греко провёл в Венеции и

Риме. Под влиянием Тициана, главы венецианской школы, он овладел техникой работы с цветом, правилами построения перспективы.
В 1572 году Эль Греко стал членом Академии Святого Луки. Однако в Италии он не получил ни одного большого заказа, что, возможно, и послужило причиной его отъезда в Испанию.
В 1577 году художник переезжает в испанский город Толедо, где пишет алтарные образы для храмов.
Слайд 7

СНЯТИЕ ОДЕЖД С ХРИСТА (1577-79г.г.) Кафедральный собор, Толедо. И когда насмеялись

СНЯТИЕ ОДЕЖД С ХРИСТА (1577-79г.г.) Кафедральный собор, Толедо.

И когда насмеялись над

Ним,
сняли с Него багряницу и одели
Его в одежды Его, и повели
Его на распятье.
Евангелие от Матфея, 27:31
Фигура Христа на этом полотне – одна из самых запоминающихся во всей европейской живописи. Христос выделяется на фоне окружающих Его людей ярким цветом своих одеяний, а также возвышенным, страдальческим выражением лица.
Слайд 8

ПОГРЕБЕНИЕ ГРАФА ОРГАСА (1586-88г.г.) Церковь Санто-Томе, Толедо. В новом алтарном образе,

ПОГРЕБЕНИЕ ГРАФА ОРГАСА (1586-88г.г.) Церковь Санто-Томе, Толедо.

В новом алтарном образе, посвящённом

памяти известного толедского аристократа графа Оргаса, Эль Греко смело соединяет два плана композиции – земной и небесный.
На достижение цели работает весь комплекс новаторских приёмов Эль Греко – смелость контрастов светотени, виртуозность живописи, умение «одухотворять» цвет.
Слайд 9

ХРИСТОС ИЗГОНЯЕТ ТОРГОВЦЕВ ИЗ ХРАМА (ок.1600) Национальная галерея, Лондон. В этом

ХРИСТОС ИЗГОНЯЕТ ТОРГОВЦЕВ ИЗ ХРАМА (ок.1600) Национальная галерея, Лондон.

В этом произведении

Эль Греко обратился к очень известному евангельскому сюжету: Христос изгоняет из Иерусалимского храма менял и торговцев, превративших святую обитель в торжище.
Слайд 10

АПОСТОЛЫ ПЁТР И ПАВЕЛ (1614г.) Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Несомненно, большую часть

АПОСТОЛЫ ПЁТР И ПАВЕЛ (1614г.)
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Несомненно, большую часть творческого

наследия Эль Греко составляют его картины религиозного содержания. Ещё особое внимание уделял он жанру портрета, особенно изображению святых. Картина «Апостолы Пётр и Павел» построена на эмоциональном противопоставлении разных характеров и темпераментов. Задумчивость и грусть Петра оттеняют горячую энергию и властность Павла.
Слайд 11

ПОРТРЕТ КАРДИНАЛА (ок. 1600г.) Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Некоторые исследователи утверждают, что

ПОРТРЕТ КАРДИНАЛА (ок. 1600г.) Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Некоторые исследователи утверждают, что на

портрете изображён Бернардо де Сандовал-и-Рохас, архиепископ Толедо, который был известен как большой ценитель искусства.
Произведение свидетельствует о высочайшем мастерстве Эль Грек, продолжателе галереи портретов священнослужителей, начатую Рафаэлем и продолженную Тицианом. О последнем напоминает манера, в которой написаны красные одежды кардинала.
Слайд 12

ВИД ТОЛЕДО (ок. 1610г.) Музей Метрополитен, Нью-Йорк. «Вид Толедо» – один

ВИД ТОЛЕДО (ок. 1610г.) Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

«Вид Толедо» – один из

самых ярких и волнующих пейзажей в истории искусства, и это особенно удивляет, поскольку во времена Эль Греко пейзаж только начинал становиться самостоятельным жанром в Европе. Это произведение часто называют «духовным портретом Толедо».
Слайд 13

Построение композиции и пространства, колорит и персонажи резко отличают живопись Эль

Построение композиции и пространства, колорит и персонажи резко отличают живопись

Эль Греко от произведений других испанских художников. В своём творчестве мастер всё дальше отходил от традиций современного ему искусства. Поэтому у Эль Греко практически не было последователей.