Полифония в музыке и живописи

Содержание

Слайд 2

спаси Содержание История становления и развития полифонии………………………………………………………………...........4 Строгий стиль полифонии: характерные

спаси


Содержание
История становления и развития полифонии………………………………………………………………...........4
Строгий стиль полифонии: характерные черты,

термины и понятия……………………………………………5
Свободный стиль полифонии: характерные черты, термины и понятия………………………………………..6
Знаменитые композиторы в эпоху расцвета полифонии…………………………………………………………7
Композиторы эпохи Барокко……………………………………………………………………………………….9
Вывод………………………………………………………………………………………………………………10
Слайд 3

Цель проекта: Рассмотреть основные полифонические жанры полифонии в музыке и живописи.

Цель проекта:
Рассмотреть основные полифонические жанры полифонии в музыке и живописи.
Задачи проекта:
1.Расширить

музыкальный кругозор.
2. Воспитать эмоционально – ценностное отношение к жизни, музыке, искусству.
Слайд 4

История становления и развития полифонии Первые полифонические произведения были написаны еще

История становления и развития полифонии

Первые полифонические произведения были написаны еще

в IX веке. Тогда это были лишь первичные формы многоголосия – органумы. Движение голосов синхронно и строится на консонансах. Используется в церковной музыке, в основе органума григорианский напев. Параллельно с церковной музыкой полифония проникает в светскую музыку труверов (трубадуров). С XIII по XIV век преобладает вокальная музыка, инструменты лишь служат дополнением к пению. Увеличивается количество голосов, усиливается контраст между ними. В дальнейшем музыковедами выделялись два основных вида полифонии: строгий и свободный .

Полифония представляет собой многоголосный склад музыки, основанный на развитии относительно свободных голосов. В переводе с греческого polus означает много, phone – звук. Эта композиционная техника предшествовала гомофонно-гармоническому складу. Разница полифонии и гомофонии существенна. Если в полифонии используется тема и она проводится в разных голосах, то в гомофонии есть ведущая мелодия, которая сопровождается аккомпанементом.

 

Слайд 5

Строгий стиль полифонии: характерные черты, термины и понятия Понятие «строгий стиль»

Строгий стиль полифонии: характерные черты, термины и понятия
Понятие «строгий

стиль» имеет художественно-историческое значение и тесно связано с хоровой и музыкой acapella. Исходя из возможностей человеческого голоса были сформированы чёткие правила написания мелодий строгого стиля:

1.Диапазон не должен превышать 1,5 октавы;
2.Основа – модальность, широко используются модальные лады.
3.Диатоника преобладает, хроматизмы встречаются редко и на большом расстоянии;
4.Тоникой может быть любая нота из звукоряда, модуляции осуществляются через вводный тон;
5.Движение мелодии плавное, по ступеням. Ход на терцию – это скачок.
6.Скачки должны заполняться обратным, поступенным движением.
7.Скачок должен быть в пределах октавы.
8.Не следует повторять самый низкий и высокий звуки, так как они служат кульминацией.
9.Два скачка возможны только в противоположном движении.
10.Тритон – это дьявол, требующий обязательного разрешения.

Также мелодия не строилась по аккордовым звукам, так как во времена формирования строгого стиля не существовало понятий о гармонии, об образовании аккордов. Это объясняется тем, что не было темперированного строя и тональности.
Но недостаточно было сочинить мелодию для получения полифонии. Необходимо было еще соединить ее с другими голосами. С целью соединения использовались различные техники, основными из которых являются:
 *Подголосочный метод – вместе с мелодией звучат, присочиненные подголоски, основанные на консонансах.
*Простой двухголосный контрапункт – сочетание голосов, не предполагающее при последующих проведениях изменений. Между голосами присутствует ритмический и мелодический контраст.
*Имитация (от лат. – подражание) представляет собой последовательное проведение темы во всех голосах.
* Канон – непрерывно продолжающаяся имитация.
Со временем инструменты становились совершеннее, что поспособствовало к их самостоятельности и независимости от голоса человека. Появлялись особые музыкальные интонации-символы, создающие язык инструментальной музыки. Это стало основной причиной перехода к свободному стилю.

Слайд 6

Свободный стиль: характерные черты, термины и понятия Свободный стиль является художественно-историческим


Свободный стиль: характерные черты, термины и понятия
Свободный стиль является художественно-историческим

понятием. Выделяется в музыке с начала XVIIIвека, активно применяется композиторами и в наше время. Появление свободного стиля обосновывается увеличением технических возможностей инструментов, а также формированием темперированного строя.
Для большинства полифонических произведений, в том числе фуг, написанных в свободном стиле характерно наличие следующих музыкальных элементов:
* Тема (proposta) – музыкальная мысль, обладающая образной яркостью и структурной завершенностью.
* Ответ (reposta) – второе проведение в тональности D.
* Противосложение – контрапункт к ответу.
* Интермедия или небольшая связка–промежуточный музыкальный материал, имеющий связующую роль между проведением тем.

Развитие музыкального материала может достигаться при помощи следующих приемов:
*Вертикально-подвижной контрапункт – перестановка голоса по высоте на выбранный интервал.
*Горизонтально-подвижной контрапункт – перемещение мелодии по времени.
*Двойной контрапункт – изменение по высоте и времени.
*Мелодико-гармоническая секвенция применяется для развития интермедий. Представляет собой последовательность из секвенций – повторение музыкального оборота на разных ступенях лада.
*Каноническая секвенция – канон, в котором конец переходит в начало на другой высоте.

Слайд 7

Знаменитые композиторы в эпоху расцвета полифонии Средневековая полифония Филипп де Витри

Знаменитые композиторы в эпоху расцвета полифонии
Средневековая полифония
Филипп де

Витри (1291 – 1361) – поэт, музыкант, священник и политик. Его музыка была популярна в верхних кругах аристократического общества. Основной язык в произведениях – латынь.
Гийом де Машо (1300 – 1377) – французский композитор, был назван «Последним трувером Франции». При жизни прославился как поэт. Стал создателем полного цикла мессы.
Франческо Ландини (1325 – 1397) – поэт, певец и исполнитель на органе, лютне, арфе и скрипке. Получил славу еще при жизни в качестве коронованного поэта Кипра.

Эпоха ArsNova
Джон Данстейбл (1390 – 1453) – английский композитор, астроном и математик. В 16 веке за музыкантом закрепилась слава изобретателя полифонии. До современников дошли лишь 50 композиций.
Йоханнес Окегем (1410-1497) – королевский композитор во Франции, советник и казначей. Был именован «Цветком среди музыкантов». Написал 14 месс, из которых до наших дней сохранились лишь 11.
Жоскен Депре (1450-1521) – композитор, чье творчество считается вершиной нидерландской музыкальной культуры в эпоху ArsNova. Прославился благодаря созданию мотета «AveMaria». Создал мессу «L’ hommearmee», тема которой в дальнейшем стала музыкальным символом, обозначающим вооруженного человека.

Слайд 8

Джованни Палестрина (1525-1594) – певец, органист, композитор, руководитель капеллы. Заслужил славу

Джованни Палестрина (1525-1594) – певец, органист, композитор, руководитель капеллы. Заслужил славу

«спасителя церковной музыки», которая переживала кризис. Автор 102 месс, 317 мотетов, 70 гимнов.
Орландо ди Лассо (1532-1594)– композитор, носивший титулы «Бельгийский Орфей» и «Князь Музыки». Благодаря красивому тембру голоса и артистизму с ранних лет достиг всемирной славы. Известно, что его неоднократно похищали из хора, в котором он пел. За жизнь создал более 600 месс, 800 мотетов и несколько сборников мадригалов.
Слайд 9

Композиторы эпохи Барокко Иоганн Пахельбель (1653-1706) – немецкий композитор, органист. Популярность

Композиторы эпохи Барокко
Иоганн Пахельбель (1653-1706) – немецкий композитор, органист. Популярность

и широкая известность к композитору пришла в XX веке, когда в Нью-Йорке стали активно исполнять Ре – мажорный канон.
Томазо Джованни Альбинони (1671-1751) – скрипач и композитор, живший в Венеции. Был знаменит своими операми при жизни, но в историю музыки вошел благодаря инструментальной музыке. И.С. Бах изучал музыку Альбинони и написал 3 фуги на его темы.
Антонио Вивальди (1678-1741) – скрипач-виртуоз, священник, капельмейстер, композитор. При жизни его называли «рыжий священник». И.С. Бах тщательно изучал концерты Вивальди в качестве образца.
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) – крупнейший немецкий органист и композитор, в чьем творчестве полифония достигла вершины мастерства. Наиболее знаменитыми полифоническими произведениями являются  два тома «ХТК».
Георг Фридрих Гендель (1685-1759) – оперный композитор. Ярким полифоническим произведением является оратория «Мессия».

Со второй половины XVIII века до нашего времени композиторы продолжают использовать полифонические техники и приемы, комбинируя их с гомофонно-гармоническим складом музыкальной ткани. Изначальная гармония, красота и совершенство полифонии стали для многих авторов символом упорядоченности, высокой духовности и нравственности. Так, применение полифонических жанров в крупных музыкальных формах имеет отсылку к миру идеальному и гармоничному.

Слайд 10

Вывод: Полифонический склад отличают: главенство мелодического начала, равноправие голосов, текучесть изложения.

Вывод:
Полифонический склад отличают: главенство мелодического начала, равноправие голосов, текучесть изложения.

Полифония (греч. много. звук) – род музыкального искусства, художественный смысл которого выявляется средствами полифонического склада. Полифоническая музыка располагает своими способами изложения и развития, своими выработанными жанрами и формами. Можно выделить наиболее органичные полифонии свойства: интеллектуализм, обобщённость и единообразность. Интеллектуализм полифонической музыки не исключает её эмоциональности, она живёт в осмыслении переживаемого. Полифоническая речь – это высказывание всегда обдуманное. Разумное ограничение непосредственности музыкального высказывания, сдержанность не является ограничением: это благородные свойства, свидетельствующие о дисциплине эмоций и логической убедительности высококультурной музыкальной речи. Восприятие полифонической музыки требует от слушателя не только любви к искусству и определённой культуры, но и высокой слушательской активности. Язык полифонии сложен (трудна специфика метроритма, не всегда чёткие очертания аккордов и т.д.). Существуют некоторые виды полифоний: подголосочная полифония, имитационная, гомофонно-гармоническая, вариационная
Возникновение полифонии относится к очень отдалённым временам. Каждый временной период вносил что-то новое в развитии полифонической музыки. Полифония средневековья – исторически важнейший период, длившийся более четырёхсот лет. Ранняя полифоническая эпоха представлена первыми образцами двухголосия, основанием которых был григорианский хорал. Позднее появились мотет, мадригал, и т.д. Полифония Возрождения (XV – XVI в.в.) – так именуется эпоха расцвета полифонического искусства. В это время были практически найдены и теоретически осмыслены важнейшие средства полифонии такие как принципы контрапунктирования, сложный контрапункт, имитация, канон, которые остаются действительными до настоящего времени. В эпоху Барокко в полифонической музыке складывается свободный стиль. Инструментализм стал одним из важнейших новых качеств полифонии, которое сказывается на мелодике, ритмике, фактуре, формах.