Искусство, как творческий акт. Природа художественного творчества. (Лекция 2)

Содержание

Слайд 2

Основные теории искусства: Искусство как ремесло. Платон Искусство как подражание. Аристотель

Основные теории искусства:

Искусство как ремесло. Платон
Искусство как подражание. Аристотель
Искусство как игра

воображения.Плотин
Искусство как отображение. Гегель
Искусство как выражение. Поль Валери
Искусство как СКИ. Джордж Дики
Искусство как язык. Ролан Барт
Искусство как вид творческой деятельности
Слайд 3

Искусство - вид творческой деятельности Что такое творчество? Может ли любой

Искусство - вид творческой деятельности

Что такое творчество?
Может ли любой жест художника

рассматриваться как творческое деяние?
Существует ли алгоритм творчества?
Можно ли научить творчеству?
Слайд 4

1. Психологическая школа: Платон, К.Г.Юнг, Н.Бердяев Творчество иррационально, бессознательно непознаваемо Творчество

1. Психологическая школа: Платон, К.Г.Юнг, Н.Бердяев
Творчество иррационально,
бессознательно
непознаваемо
Творчество -

стихия, ему нельзя научить и научиться
В.Брюсов «Творчество»
Слайд 5

Миф о художнике Художник - человек, устами которого говорят боги (Платон),

Миф о художнике

Художник - человек, устами которого говорят боги (Платон),
Бог

(Бердяев),
коллективное бессознательное
(К.Г. Юнг).
Слайд 6

2. Искусствоведческая школа: М.Бахтин, А.Левидов, Г.Гачев Творчество рационально, сознательно, познаваемо. Творчество

2. Искусствоведческая школа: М.Бахтин, А.Левидов, Г.Гачев

Творчество рационально,
сознательно,
познаваемо.
Творчество –

закономерный процесс, этапы которого поддаются анализу.
Вл.Маяковский «Как делать стихи»
Слайд 7

Миф о художнике Художник – человек, способный к сублимации: он переводит

Миф о художнике

Художник – человек, способный к сублимации: он переводит в

иную систему координат природой данные естественные чувства.
Это преодоление чувственности может вызвать состояние катарсиса (термин Аристотеля),
то есть очищения и возвышения, и свидетельствует о состоявшемся акте творчества.
Слайд 8

«Творчество есть мир впервые», - В.Библер Творчество – пересоздающая деятельность, связанная

«Творчество есть мир впервые», - В.Библер
Творчество – пересоздающая деятельность, связанная с

открытием нового, ранее не бывшего.
Слайд 9

Предпосылки творчества: 1. Активное чувственное восприятие мира 2.Активное ассоциативное мышление

Предпосылки творчества:

1. Активное чувственное восприятие мира
2.Активное ассоциативное мышление

Слайд 10

3. Техника владения материалом 4. Игра воображения «Воображение – это воплощение

3. Техника владения материалом
4. Игра воображения
«Воображение – это воплощение развитой

субъективности», - И.Кант.
С помощью воображения человек создает «другую природу», т.е. текст культуры или искусства
Слайд 11

Законы восприятия: 1. Возраст восприятия 2. Мастерство восприятия 3. Непостоянство восприятия

Законы восприятия:

1. Возраст восприятия
2. Мастерство
восприятия
3. Непостоянство восприятия
4. Перечитывание
5. Установка

на восприятие -
типология «читателя»
6. Художественный вкус
Слайд 12

1. Возраст восприятия «Детство»: жанр – сказка, автор – аноним, сюжет

1. Возраст восприятия

«Детство»: жанр – сказка, автор – аноним, сюжет –

поучителен =
«над вымыслом слезами обольюсь».
(вера в изображение как в двойника)
«Юность»: жанр – приключение, романтическая история, автор – аноним, сюжет – занимателен =
«блажен, кто с молоду был молод».
«Зрелость»: жанры – любые, автор – персона, сюжет- трансформер: главное не «что», а «как».
Слайд 13

2. Мастерство восприятия:

2. Мастерство восприятия:


Слайд 14

3-4. Непостоянство восприятия и перечитывание 10-20 = 5-6 100 = 15-20

3-4. Непостоянство восприятия и перечитывание

10-20 = 5-6
100 = 15-20
Перечитывание
онтогенетическое филогенетическое
1 человек 1 поколение

Слайд 15

5. Установка на восприятие – типология «читателя» Герман Гессе: «наивный читатель»

5. Установка на восприятие – типология «читателя»

Герман Гессе:
«наивный читатель» - сюжет
«осведомленный

читатель» - автор
«Читатель – не читатель» - информация
Слайд 16

Итак, Творчество — это и процесс создания новой художественной реальности (автор

Итак,

Творчество — это и процесс создания новой художественной реальности (автор -

текст), и процесс присвоения и переработки этой художественной реальности, то есть процесс восприятия (текст - читатель).
Творчество – это активная пересоздающая деятельность, связанная с открытием нового, ранее не бывшего
Восприятие – творчество, связанное с изменением мира и себя.