Искусство стран Междуречья

Содержание

Слайд 2

ШУМЕР Архитектурных памятников шумерской эпохи сохранилось очень мало. В Междуречье не

ШУМЕР

Архитектурных памятников шумерской эпохи сохранилось очень мало.
В Междуречье не было

ни дерева, ни камня; большинство зданий возводили из необожжённого кирпича.
Слайд 3

В аккадский период возникает форма храмовой башни в виде ступенчатой пирамиды

В аккадский период возникает форма храмовой башни в виде ступенчатой пирамиды

— зиккурат.
На вершине зиккурата помещалось небольшое святилище. К нему вели наклонные пандусы.

У шумеров зиккураты были треступенчатые, а во времена Ассирии и Вавилона, когда главных богов стало семь - семиступенчатые зиккураты.

Слайд 4

Храм возводили на утрамбованной глиняной платформе. Нижние ярусы зиккурата, окрашивали в

Храм возводили на утрамбованной глиняной платформе.
Нижние ярусы зиккурата, окрашивали в

черный цвет,
средние — в красный,
верхние — в голубой или белый.
Стены храмов также отделывали мозаикой из глиняных конусовидных кирпичей.
Слайд 5

Глиняные конусовидные кирпичи

Глиняные конусовидные
кирпичи

Слайд 6

Зиккурат города Ур.

Зиккурат города Ур.

Слайд 7

Слайд 8

Характерным типом шумерской скульптуры был адорант (от лат. «adore» — «поклоняться»)

Характерным типом шумерской скульптуры был адорант (от лат. «adore» — «поклоняться»)

— статуэтка молящегося.
Это фигурка человека, сидящего или стоящего, со сложенными на груди руками.
Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Статуэтки Гудеа из Лагаша (с сосудом жизни и в виде адоранта)

Статуэтки Гудеа из Лагаша
(с сосудом жизни и в виде адоранта)

Слайд 12

Правитель Гудеа в виде быка

Правитель Гудеа в виде быка

Слайд 13

Памятная табличка из Лагаша. Царь в образе строителя

Памятная табличка из Лагаша.
Царь в образе строителя

Слайд 14

«Штандарт Ура» Сер. 3-го тыс. до н. э. 21,59 на 49,53

«Штандарт Ура»
Сер. 3-го тыс. до н. э. 21,59 на 49,53 см. Британский музей.
Представляет

собой две наклонные панели, соединенные рейками.
На каждой из пластин на лазуритовом фоне в три ряда выложены перламутровыми пластинками сцены из жизни шумерoв.
Слайд 15

На одной панели изображена сцена военного похода, на другой —сцена пиршества.

На одной панели изображена сцена военного похода, на другой —сцена пиршества.


Археолог Вулли предполагал, что их выносили на поле боя в качестве своеобразного стяга. Некоторые учёные считают, что это были стенки укладки для арфы.
Слайд 16

Памятники глиптики, резные камни — печати и амулеты. Обычная форма печатей

Памятники глиптики, резные камни — печати и амулеты. Обычная форма печатей

- цилиндрическая.
Излюбленными сюжетами являются мифологические, часто связанные с эпосом о Гильгамеше.
Слайд 17

Слайд 18

Стела Хаммурапи — базальтовая плита периода Вавилонского царства на которой высечены

Стела Хаммурапи — базальтовая плита периода Вавилонского царства на которой высечены

тексты законов. Стелу венчает рельеф, запечатлевший вавилонского правителя, стоящего в почтительной позе перед богом солнца и справедливости Шамашем.
Бог вручает Хаммурапи атрибуты царской власти.
Слайд 19

Слайд 20

В период ассирийского царства появился новый тип города — город-крепость с

В период ассирийского царства появился новый тип города — город-крепость с

единой планировкой. Больше половины площади города занимал дворец на высокой платформе.

Его парадный вход «охраняли» гигантские фигуры фантастических стражей шеду — крылатых быков с человеческими лицами.

АССИРИЯ

Слайд 21

Внутренний вид дворца Саргона II. Реконструкция.

Внутренний вид дворца Саргона II.
Реконструкция.

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Покои царских дворцов ассирийцы украшали рельефами. Наиболее известным из рельефов считается

Покои царских дворцов ассирийцы украшали рельефами.
Наиболее известным из рельефов считается

ансамбль из дворца Ашшурбанипала в Ниневии.
На многих рельефах изображена царская охота.

Сцена охоты царя Ашшурбанипала. Фрагмент.

Слайд 26

Раненая львица Рельеф дворца Ашшурбанипала 7в. до н.э. Ниневия

Раненая львица
Рельеф дворца Ашшурбанипала 7в. до н.э. Ниневия

Слайд 27

Рельефы дворца. Воины.

Рельефы дворца. Воины.

Слайд 28

Рельеф «Царь и божество» Дворец Ашшурнасирпала II в Кальху. Известняк. 883—859 до н. э.

Рельеф «Царь и божество»
Дворец Ашшурнасирпала II в Кальху. Известняк. 883—859

до н. э.
Слайд 29

Зал ассирийского и шумерского искусства в Лувре

Зал ассирийского и шумерского искусства в Лувре

Слайд 30

В 605 г. до н.э. Ассирия была завоевана и уничтожена Мидией

В 605 г. до н.э. Ассирия была завоевана и уничтожена Мидией

и Вавилонией. Период расцвета Вавилона наступил в правление Навуходоносора II. Вавилон стал одним из самых богатых городов в регионе, политическим и духовным центром: в нём было пятьдесят три храма.
Город был обнесен высокой зубчатой стеной с башнями и воротами.

ВАВИЛОН

Слайд 31

Ворота богини Иштар облицованы глазурованными кирпичами

Ворота богини Иштар
облицованы глазурованными кирпичами

Слайд 32

Слайд 33

Слайд 34

В 539 г. до н. э. Персидское царство подчинило Вавилонию. Художественными

В 539 г. до н. э. Персидское царство подчинило Вавилонию.
Художественными центрами

империи Ахеменидов были царские резиденции.
Каждая из резиденций представляла собой грандиозный архитектурно-скульптурный комплекс, в котором всё подчинялось главной идее — прославлению власти царя.

ПЕРСИЯ

Слайд 35

Персеполь. Дворец царя Дария. Реконструкция.

Персеполь. Дворец царя Дария. Реконструкция.

Слайд 36

Дворец царя Дария. Современное состояние.

Дворец царя Дария. Современное состояние.

Слайд 37

Великий и богатый город-дворец Персеполь не донес до наших дней былого

Великий и богатый город-дворец Персеполь не донес до наших дней былого

величия — от него остались только одни руины.
О величии Персеполя сохранились лишь упоминания в древних рукописях, например, о том, как завоевывал этот город Александр Великий (чтобы вывести все сокровища, которые хранились за его стенами, понадобилось 5 000 верблюдов и 10 000 мулов).
Слайд 38

Скульптурные фризы дворца Дария в Персеполе.

Скульптурные фризы дворца Дария в Персеполе.

Слайд 39

Слайд 40

Слайд 41

Рельеф Дарий I на охоте

Рельеф Дарий I
на охоте

Слайд 42

Рельеф дворца в Персеполе

Рельеф дворца в Персеполе

Слайд 43

Слайд 44

Мавзолей царя Кира

Мавзолей царя Кира