Историко-бытовой танец

Содержание

Слайд 2

Историко-бытовой танец занимает значительное место в программе обучения детей хореографическому искусству.

Историко-бытовой танец занимает значительное место в программе обучения детей хореографическому искусству.

Историко-бытовой танец воспитывает культуру общественного поведения, гармоничное развитие личности и стимулирует познавательную деятельность. Танец способствует развитию координации, музыкальности, выразительности, а также изучению быта, костюмов, характеристики изучаемых эпох. Создание образа является составной частью освоения историко-бытового танца, так как исполнителю приходится перевоплощаться в исторические образы, «проживать» определенный отрезок времени в предлагаемых обстоятельствах, в конкретных исторических эпохах.

"...Жизнь в танце, что может быть прекрасней..."

Слайд 3

Знакомство с историей происхождения танца и его рисунком:

Знакомство с историей происхождения танца и его рисунком:

Слайд 4

Кадриль (франц. quadrille, от испан. cuadrilla, букв. — группа их четырёх

Кадриль (франц. quadrille, от испан. cuadrilla, букв. — группа их четырёх человек,

от лат. quadrum — четырехугольник). Танец, распространенный у многих европейских народов. Строится из расчета 4 пар, расположенных квадратом. Музыкальный размер, как правило, 2/4; состоит из 5-6 фигур, каждая имеет свое название и сопровождается особой музыкой. С конца 17 до конца 19 века кадриль была одним из наиболее популярных салонных танцев.
Слайд 5

Слайд 6

Менуэт - музыкальный размер ¾. Среди огромного списка танцев, которые исполнялись

Менуэт - музыкальный размер ¾. Среди огромного списка танцев, которые исполнялись

на придворных балах, ведущее место принадлежит менуэту. Менуэт - один из самых популярных танцев XVI-XVII веков. Он возник из французского крестьянского бранля. Родиной его считается Бретань. В первой половине XVIII века главенствуют парные танцы: гавот и менуэт. Как и многие другие танцы, возникшие в народе, менуэт в своей первоначальной форме был связан с песнями и бытовым укладом данной местности. Исполнение менуэта отличалось изяществом и грацией, что немало способствовало его быстрому распространению и популярности в придворном обществе. В XIVвеке - характер менуэта изящный, грациозный.
Слайд 7

Слайд 8

Бранль - французский народный танец. Родился в эпоху раннего средневековья. Свое

Бранль - французский народный танец. Родился в эпоху раннего средневековья. Свое

название получил от французского слова Branler, что означает – двигаться, шевелиться, колебаться. Основу бранля составляет круг. Их разновидностей очень много, в них исполнители воспроизводили движения трудовых процессов. Характерен в этом отношении бранль прачек, в котором движения и удары напоминают работу с вальком. Бранль – хороводный танец. Первоначально бранль исполнялся под пение танцующих. Мелодия и текст песен определяли характер танца. Танцевали бранль также под аккомпанемент волынки. Бранль - музыкальные размеры 2/4, 3/4.
Слайд 9

Слайд 10

Полонез – танец истинно рыцарский, танец, в котором каждый жест кавалера

Полонез – танец истинно рыцарский, танец, в котором каждый жест кавалера

подчеркивал его преклонение перед прекрасной дамой. Это было своеобразное объяснение в любви, но объяснение не страстное, а сдержанное, исполненное большого внутреннего достоинства и такта. В основе полонеза – ритмический изящный и легкий шаг, который «сопровождался неглубоким и плавным приседанием на третьей четверти каждого такта. В танец входили также реверансы и поклоны. В полонезе нет сложных хореографических украшений, замысловатых движений и поз. Но вместе с тем ни один танец не требует такой строгой осанки, горделивости и собранности, как полонез» (3,4). Исключительной отточенностью движений отличался кавалер первой пары, примеру которого следовали все остальные. Хозяин дома открывал бал не с самой молодой или самой красивой, но с самой почтенной дамой. Вслед за ними начинали движение, вступали в танец лучшие из представителей собравшегося общества, поступь и осанка которых вызывали восхищение всех приглашенных.
Слайд 11

Слайд 12

Павана - это медленный и плавный танец, мужчины танцевали, не снимая

Павана - это медленный и плавный танец, мужчины танцевали, не снимая

накидок и шпаг. Павана (pavana (испанский и итальянский) - от латинского Pavo - павлин) - танец, распространённый в 16 веке в Европе. По одной из версий павана, или (padovana - ит.) появился в г. Падуя; по другой танец испанского происхождения наименование которого связано с торжественным и горделивым характером танца. В начале 16 века павана стала одним из самых популярных придворных танцев. Для павана характерны чёткость строения, нередко квадратность метроритмической структуры, преимущественно аккордовое изложение, иногда расцвеченное пассажами. Музыкальный размер - 4/4; 4/2, темп медленный. Со второй половины 16 в. до конца 17в. павана существовала, как самостоятельная инструментальная пьеса. Нередко объединялась в сюитное последование с быстрыми тремядольными танцами - гальярдой, сальтарелло, пивой, что сыграло важную роль в процессе формирования сюитного вариационного цикла в европейской музыке. Инструментальная павана достигла расцвета в творчестве английских верджинелистов.
Слайд 13

Слайд 14

Куранту называли «танцем манеры» или «докторским танцем»: человек, постигший тайны её

Куранту называли «танцем манеры» или «докторским танцем»: человек, постигший тайны её

безупречной пластики, считался учёным. А ведь когда-то это был довольно простой энергичный парный танец с прыжками, в двухдольном размере с пунктирным ритмом, родившийся не то в Италии, не то во Франции.      Но с 16 века, когда куранта появилась при европейских дворах, её «угловатость» была несколько сглажена: шаг стал скользящим, движения приобрели плавность и мягкость, а размер сменился на трёхдольный. Современники писали, что танцующие напоминали рыбу или пловца, плавно погружающихся в поток и появляющихся вновь на поверхности. Само название courante (то есть – текущий, текучий) говорило о течении воды.
Слайд 15

Слайд 16

В провинции Овернь танцевали бурре – незамысловатый весёлый хоровод, с неожиданными

В провинции Овернь танцевали бурре – незамысловатый весёлый хоровод, с неожиданными

прыжками. Топали от души – в подражание грубоватым притоптываниям дровосеков, которые деревянными башмаками уминали непослушные связки хвороста (французское bourrerможно перевести и как «связка хвороста», и – «ударить», «толкнуть»). Аккомпанементом танцующим служили собственное пение, задорные выкрики, удары каблуков на последней, слабой доле такта и звуки волынки. Бурре танцевали не только в кругу, но и парами – мужчины и женщины выстраивались друг против друга и поочерёдно повторяли движения первой ведущей пары. В таком народном варианте буре и сейчас можно увидеть в некоторых районах Франции.      В 17 веке, когда буре «добрался» до Парижа, началось его превращение в аристократический танец. Сохранился быстрый темп, чёткий энергичный ритм с затактовыми фразами. Из всех характерных для бурре размеров (1/4, 3/4, 3/8) за придворный танцем закрепился чётный размер 4/4. Но естественная живость и задорная угловатость народной пляски были неуместны в церемонной дворцовой обстановке. Скованные пышными тяжёлыми одеяниями пары двигались более чопорно и торжественно. Невозможно было узнать в галантном придворном кавалере прежнего грубоватого деревенского увальня!
Слайд 17

Слайд 18

История сарабанды поражает неожиданными поворотами. В 16 веке в Испании сарабанда

История сарабанды поражает неожиданными поворотами. В 16 веке в Испании сарабанда

танцевалась крестьянами на празднике урожая. Позже она стала сольным женским или парным танцем страстного «демонического» характера. Грациозные движения танцующих сопровождались темпераментным пением, звуками гитары и звонким щёлканьем кастаньет. Чувственный характер бешеной пляски стал предметом особой ненависти отцов церкви. В 1583 году сарабанда была запрещена, за её исполнение наказывали плетьми, а мужчин ссылали на галеры. Спустя некоторое время сарабанда появляется вновь, но уже как медленный торжественный танец-шествие для погребальных церемоний. В таком виде она допускалась даже в храм. Сама память о вольном духе зажигательной пляски была уничтожена. Тяжёлая поступь траурной процессии напоминала о бренности всего земного. В начале 18 века величественная сарабанда становится весьма популярным придворным танцем. На балу её танцуют парами, сдержанно и спокойно. В «галантную» эпоху Людовика 14 особая медлительность сарабанды как нельзя лучше подходила к плавным движениям танцующих, облачённых в длинные тяжёлые костюмы, а щёлканье кастаньет создавало по отношению к пластике дразнящий контраст.
Слайд 19

Слайд 20

Гавот представляет собой народный французский танец. По своей сути он является

Гавот представляет собой народный французский танец. По своей сути он является

продолжателем традиций менуэта. Гавот относился к грациозному танцу с медленными плавными движениями. Появился гавот в XVI веке в центральной и южной частях Франции. Первоначально он очень напоминал хороводный танец, и интерес к нему быстро угас. В XVIII веке танец пережил второе рождение. Известный итальянский музыкант Жан-Батист Люлли ввел его в репертуар многочисленных салонов, а также в придворный обиход. Многие музыканты того времени использовали танец в качестве стилизации и композицию применяли в отрывках оперы и иных театральных представлениях.
Слайд 21