- Главная
- Культурология
- История музеев. Новое и новейшее время
Содержание
- 2. Возникновение российских музеев Отправившись в Европу главным образом за прикладными знаниями, необходимыми в кораблестроении, мореплавании, медицине,
- 3. У истоков Петр постоянно делал целевые закупки, обменивался с учеными и коллекционерами редкими экземплярами флоры и
- 4. Петр и флот В 1709 г. он издал указ о сосредоточении всех материалов, относящихся к кораблестроению,
- 5. Монплезир (1717 г.)
- 6. Монплезир (Мое удовольствие) В 1717 г. в любимом дворце императора, петергофском Монплезире (фр. ≪Мое удовольствие≫), появилась
- 7. Коллекционеры: Брюс, Голицын, Шереметьев, Демидов, Меншиков После Государева кабинета лучшим считался кабинет генерала-фельдмаршала и дипломата, выходца
- 8. Кунсткамера Датой основания первого российского музея, названного Кунсткамерой, принято считать 1714 год, поскольку именно тогда по
- 9. На что посмотреть… В феврале 1718 г. появился знаменитый указ императора ≪О приносе родившихся уродов, также
- 10. Кикины палаты (1719)
- 11. Новаторство… Петербургский музей был последней кунсткамерой, созданной в Европе. Ко времени его появления кабинеты редкостей как
- 12. Арх. Маттарнови
- 13. После Петра После превращения Кунсткамеры в одно из подразделений Академии наук в ее организационной структуре, в
- 14. Наш 18 век XVIII столетие отмечено активной деятельностью научных обществ, которые в процессе своей работы формировали
- 15. Во второй половине XVIII в. для придания наглядности образовательному процессу, а также в исследовательских целях стали
- 16. Постепенно сформировался кабинет и при первом российском научном обществе — Вольном экономическом обществе, созданном в 1765
- 17. В отличие от частных кабинетов, коллекции которых нередко распылялись после смерти основателей, кабинеты учебных заведений и
- 18. Эрмитаж
- 19. Случайное начало В 1763 г. берлинский купец и промышленник Н.Э. Гоцковский обратился к России с предложением
- 20. Необычное название
- 21. Нынешний вид
- 22. К концу века Согласно описи 1797 г., в залах Эрмитажа и в императорских дворцах Петербурга и
- 23. Возвращаемся в Европу Основной поток произведений искусства, вывозимых из европейских стран, оседал в Лувре, в Центральном
- 24. Революционная Франция… Художественные трофеи и национализированные произведения искусства поступали не только в Лувр. Музейная политика революционной
- 26. Пинакотека Брера Ее основу составили произведения искусства, свезенные в секуляризованный монастырь Санта Мария ди Брера. Имя
- 27. Рейксмузеум В 1800 г. в Гааге, в бывшей летней резиденции Оранских Хейс-тен-Босх (≪Дом в лесу≫) открылась
- 28. Ночной дозор
- 29. Прадо (Мадрид) появление музея стало заслугой законного испанского короля Фердинанда VII, вновь вступившего на престол в
- 30. Снятие с креста
- 31. Реституция культурных ценностей Возвращенные Францией культурные ценности легли в основу первого публичного музея в Берлине. Еще
- 32. Старый музей в Берлине 1822
- 33. Мюнхен. Глиптотека
- 34. Национальные музеи Восприятие музея в качестве символа национальной славы способствовало дальнейшему развитию того процесса превращения закрытых
- 35. Дрезденская галерея
- 36. И снова Эрмитаж Но Эрмитаж тех лет нельзя безоговорочно отнести к категории публичных музеев, ведь его
- 37. «Новый Эрмитаж»
- 38. Оружейная палата Длительный путь превращения в публичный музей прошла и Оружейная палата Московского Кремля, которая на
- 40. Музеи национальной истории Кульминацией общественного движения, боровшегося за сохранение и признание национальных особенностей народов, населявших австрийскую
- 41. Румянцевский музей Своим названием музей обязан графу Николаю Петровичу Румянцеву (1754 —1826), государственному деятелю и дипломату,
- 42. Согласно последней воле Н. П. Румянцева, собранные им коллекции должны были превратиться в музей, способствующий просвещению
- 44. Государственный исторический музей Утвержденные в январе 1873 г. ≪Общие основаниямузея≫ определили его цель — ≪служить наглядной
- 46. В 1881 г., за два года до своего открытия, музей получил статус государственного учреждения, его почетным
- 47. Музеи национального искусства В 1818 г. в старом Люксембургском дворце Парижа открылась экспозиция современной французской живописи,
- 48. У истоков Третьяковки Творцом одного из музеев стал купец и меценат Павел Михайлович Третьяков (1832— 1898).
- 50. Первоначально коллекция Третьякова находилась в его двухэтажном особняке в Лаврушинском переулке, где периодически возводились специальные пристройки
- 53. Русский музей Музею был выделен Михайловский дворец, воздвигнутый по проекту архитектора К.И. Росси в 1825 г.
- 55. Новые концепции Новое учреждение получило название ≪музей под открытым небом≫, а его создателем стал шведский филолог
- 57. В середине XIX в. в Санкт-Петербурге был учрежден Сельскохозяйственный музей. В начале 60-х гг. XIX в.
- 59. Наука и музей К середине XIX в. вступил в завершающую стадию процесс разграничения между художественным ремеслом
- 60. Наука и техника Первый в мире музей науки и техники — Консерватория искусств и ремесел —
- 61. Всемирные выставки В 1851 г. в лондонском Гайд-парке английские предприниматели организовали, при активной поддержке принца Альберта,
- 63. Один из выдающихся музеев науки был основан в Мюнхене в 1903 г. инженером Оскаром фон Миллером
- 65. Новые принципы формирования коллекций 31 мая 1912 г. состоялось торжественное открытие Музея изящных искусств имени императора
- 66. Музей изящных искусств (1912)
- 67. Музеи и просвещение Общедоступные лекции, экскурсии, экспозиции Музеи и образование
- 68. С середины ХХ века Вторая половина XX столетия стала временем больших концептуальных новаций в музейном мире.
- 69. Культурные центры Примером учреждений такого типа может служить открывшийся в феврале 1977 г. в Париже Национальный
- 71. Детские музеи Первый детский музей был создан в 1899 г. в нью-йоркском районе Бруклин. В его
- 74. Скачать презентацию
Возникновение российских музеев
Отправившись в Европу главным образом за прикладными знаниями, необходимыми
Возникновение российских музеев
Отправившись в Европу главным образом за прикладными знаниями, необходимыми
У истоков
Петр постоянно делал целевые закупки, обменивался с учеными и коллекционерами
У истоков
Петр постоянно делал целевые закупки, обменивался с учеными и коллекционерами
Петр и флот
В 1709 г. он издал указ о сосредоточении всех
Петр и флот
В 1709 г. он издал указ о сосредоточении всех
≪Центральный военно-исторический музей≫.
Монплезир (1717 г.)
Монплезир (1717 г.)
Монплезир (Мое удовольствие)
В 1717 г. в любимом дворце императора, петергофском Монплезире
Монплезир (Мое удовольствие)
В 1717 г. в любимом дворце императора, петергофском Монплезире
С произведениями западноевропейского изобразительного искусства Петр впервые познакомился в московской Немецкой слободе, а во время Великого
посольства он получил возможность увидеть лучшие живописные собрания, побывать на аукционах и в мастерских художников. Если на первых порах он интересовался главным образом картинами с изображением морских пейзажей, то со временем его художественный вкус перерос рамки специфически морских пристрастий. Император полюбил творчество Рубенса, Рембрандта, Брейгеля, Остаде; подобно другим европейским правителям он обзавелся специальными агентами, помогавшими ему составлять коллекции живописи, скульптуры, гемм и других произведений декоративно-прикладного искусства.
Коллекционеры: Брюс, Голицын, Шереметьев, Демидов, Меншиков
После Государева кабинета лучшим считался кабинет
Коллекционеры: Брюс, Голицын, Шереметьев, Демидов, Меншиков
После Государева кабинета лучшим считался кабинет
Кунсткамера
Датой основания первого российского музея, названного Кунсткамерой, принято считать 1714 год,
Кунсткамера
Датой основания первого российского музея, названного Кунсткамерой, принято считать 1714 год,
На что посмотреть…
В феврале 1718 г. появился знаменитый указ императора ≪О
На что посмотреть…
В феврале 1718 г. появился знаменитый указ императора ≪О
Кикины палаты (1719)
Кикины палаты (1719)
Новаторство…
Петербургский музей был последней кунсткамерой, созданной в Европе. Ко времени его
Новаторство…
Петербургский музей был последней кунсткамерой, созданной в Европе. Ко времени его
Но это не означает, что Россия выступила в роли эпигона западноевропейских форм организации коллекций. Петербургская кунсткамера — ив этом ее принципиальное отличие от центрально-европейских аналогов — оздавалась не в репрезентативных, а в просветительных и научных целях. ≪Я хочу, чтобы люди смотрели и учились!≫ — так, по преданию, определил император ее задачи.
Арх. Маттарнови
Арх. Маттарнови
После Петра
После превращения Кунсткамеры в одно из подразделений Академии наук в
После Петра
После превращения Кунсткамеры в одно из подразделений Академии наук в
К этому времени в состав музея входили Натуркамера с Анатомическим театром, собственно Кунсткамера с физическим кабинетом, Мюицкабинет и мператорский кабинет.
Наш 18 век
XVIII столетие отмечено активной деятельностью научных обществ, которые в
Наш 18 век
XVIII столетие отмечено активной деятельностью научных обществ, которые в
Во второй половине XVIII в. появились первые учебные музеи. Цель их создания заключалась в обеспечении учебного процесса наглядными пособиями. В 1791 г. был открыт музей Натуральной истории при Московском университете. Источниками пополнения коллекций музея являлись дары частных лиц (П.Г. Демидова, Э.Г. Лаксмана, Е.Р. Дашковой). К сожалению, коллекции этого музея погибли в результате пожара в Москве 1812 г.
В конце XVIII в. в России возникают первые провинциальные музеи, или так называемые музеи «местного края». Они обладали универсальными собраниями. Формировались музеи двумя путями: на общественных началах или при государственных учреждениях.
Во второй половине XVIII в. для придания наглядности образовательному процессу, а
Во второй половине XVIII в. для придания наглядности образовательному процессу, а
В 1758 г. начал формироваться учебный музей в петербургской Академии художеств, учрежденной годом ранее для подготовки живописцев, скульпторов и архитекторов. В то время процесс приобретения художниками профессиональных навыков состоял главным образом в изучении творчества великих мастеров и копировании их работ. Поэтому граф и меценат И.И. Шувалов, первый попечитель Академии, передал ей свое собрание западноевропейской живописи.
Кроме того, в музей стали поступать добровольные пожертвования и целенаправленные закупки рисунков, гравюр и слепков с античной и западноевропейской скульптуры. В дальнейшем важнейшим источником пополнения музейного собрания сделались программные работы выпускников Академии и конкурсные работы зрелых художников.
Постепенно сформировался кабинет и при первом российском научном обществе — Вольном
Постепенно сформировался кабинет и при первом российском научном обществе — Вольном
В отличие от частных кабинетов, коллекции которых нередко распылялись после смерти
В отличие от частных кабинетов, коллекции которых нередко распылялись после смерти
В 1802 г. на несколько часов в неделю стала открываться для широкой публики Модель-камера ВЭО, которая в конце 1820-х гг. переросла в Музей моделей и машин.
Эрмитаж
Эрмитаж
Случайное начало
В 1763 г. берлинский купец и промышленник Н.Э. Гоцковский обратился
Случайное начало
В 1763 г. берлинский купец и промышленник Н.Э. Гоцковский обратился
Гоцковский не был серьезным знатоком в области искусства, поэтому составленная им коллекция не отличалась особым качественным уровнем. Но были в ней и полотна великих мастеров, в том числе ≪Неверие Фомы>> Рембрандта, ≪Мужской портрет≫ Хаальса, ≪Семейный портрет≫ Йорданса. В 1764 г. коллекция прибыла в Зимний дворец Санкт-Петербурга, и этот год принято считать датой основания императорского музея ≪Эрмитаж≫.
Необычное название
Необычное название
Нынешний вид
Нынешний вид
К концу века
Согласно описи 1797 г., в залах Эрмитажа и в
К концу века
Согласно описи 1797 г., в залах Эрмитажа и в
Возвращаемся в Европу
Основной поток произведений искусства, вывозимых из европейских стран, оседал
Возвращаемся в Европу
Основной поток произведений искусства, вывозимых из европейских стран, оседал
Революционная Франция…
Художественные трофеи и национализированные произведения искусства поступали не только в
Революционная Франция…
Художественные трофеи и национализированные произведения искусства поступали не только в
Каждый из них должен был обладать таким набором произведений различных школ и направлений, который в своей совокупности позволял бы более или менее полно освещать историю развития искусства.
И эта установка принималась во внимание при распределении и перераспределении трофейных и национализированных ценностей. В 1800 г. 22 провинциальных города, в том числе и расположенные на недавно завоеванных территориях, получили в общей сложности примерно полторы тысячи реквизированных полотен.
Пинакотека Брера
Ее основу составили произведения искусства, свезенные в секуляризованный монастырь Санта
Пинакотека Брера
Ее основу составили произведения искусства, свезенные в секуляризованный монастырь Санта
По всему Итальянскому королевству — в Ломбардии, Венето, Эмилии — для пинакотеки отбирались лучшие среди конфискованных у церкви полотен.
В итоге она стала обладательницей самой богатой коллекции венецианского кватроченто. В музей поступали и щедрые дары, в числе которых были такие знаменитые полотна, как ≪Мадонна да Монтефельтро≫ Пьеро делла Франческа, ≪Пиета≫ Джованни Беллини, ≪Обручение Святой Девы≫ Рафаэля.
Рейксмузеум
В 1800 г. в Гааге, в бывшей летней резиденции Оранских Хейс-тен-Босх
Рейксмузеум
В 1800 г. в Гааге, в бывшей летней резиденции Оранских Хейс-тен-Босх
Наполеон упразднил Батавскую республику, провозгласил Голландию королевством и посадил на трон своего брата Людовика, который спустя два года решил переехать из Гааги в Амстердам, забрав с собой и музей.
В величественном здании амстердамской городской ратуши, превращенном в королевскую резиденцию, по приказанию Людовика был создан Королевский музей (Конинклийк-музеум), собрание которого насчитывало свыше 450 полотен. Его основу составили картины из бывшей гаагской Национальной галереи, а также большие групповые портреты, в том числе и ≪Ночной дозор≫ Рембрандта, издавна хранившийся
в одном из залов ратуши. В 1813 г. в Амстердам возвратился сын Вильгельма V Оранского и стал королем Нидерландов под именем Вильгельма I. Он счел неудобным присутствие музея в своей резиденции и выделил для него новое помещение — особняк Триппенхейс, выстроенный в 1660— 1662 гг. архитекторами Ф. и Ю. Вингбонсами для торговцев железом братьев Трип. После проведения реконструкции в нем в 1817 г. открылся Рейксмузеум, или Государственный музей. Ныне это один из крупнейших художественных музеев мира и первый по значимости музей Голландии.
Ночной дозор
Ночной дозор
Прадо (Мадрид)
появление музея стало заслугой законного испанского короля Фердинанда VII, вновь
Прадо (Мадрид)
появление музея стало заслугой законного испанского короля Фердинанда VII, вновь
Формально он создавался как публичный, но до революции 1868 г. считался не государственным, а королевским музеем, и это проявлялось, например, в ряде ограничений относительно приема посетителей. Для широкой публики он был открыт лишь по средам или субботам, за исключением дождливых дней. При всем богатстве художественных коллекций испанской короны в музейной экспозиции во время ее открытия находилось всего 311 картин, причем отбирались они с необычайной строгостью: полотна с изображением обнаженных тел к показу не допускались.
Снятие с креста
Снятие с креста
Реституция культурных ценностей
Возвращенные Францией культурные ценности легли в основу первого публичного
Реституция культурных ценностей
Возвращенные Францией культурные ценности легли в основу первого публичного
В годы наполеоновских войн и национально-освободительной борьбы эти идеи активизировались, ив 1810 г. король Фридрих Вильгельм III издал указ о создании публичного музея. Он задумывался как необычайно представительное собрание, в которое должны были войти произведения искусства всех европейских школ и исторических периодов. Такой замысел не мог реализоваться лишь на основе фамильной сокровищницы Гогенцоллернов и вернувшихся из Франции художественных ценностей. Поэтому прусские дипломаты и ученые получили задание приобретать необходимые произведения в Италии, а в Лондон и Париж отправились специальные эксперты для изучения частных коллекций и публичных музеев.
Старый музей в Берлине 1822
Старый музей в Берлине 1822
Мюнхен. Глиптотека
Мюнхен. Глиптотека
Национальные музеи
Восприятие музея в качестве символа национальной славы способствовало дальнейшему развитию
Национальные музеи
Восприятие музея в качестве символа национальной славы способствовало дальнейшему развитию
Дрезденская галерея
Дрезденская галерея
И снова Эрмитаж
Но Эрмитаж тех лет нельзя безоговорочно отнести к категории
И снова Эрмитаж
Но Эрмитаж тех лет нельзя безоговорочно отнести к категории
Придворная контора напечатала 600 билетов, по которым музей за год могли осмотреть 3 — 4 тыс. человек, не считая художников, занимавшихся копированием картин. С 1832 г., по распоряжению Николая I, стал регламентироваться даже внешний вид посетителей: в сюртуках в залах Эрмитажа разрешалось находиться только мещанам, купцам и художникам, гражданские чиновники и иностранцы должны были быть одетыми во фраки, а военные — в мундиры.
Важным шагом на пути превращения Эрмитажа в публичный музей явилось принятое в 1837 г. решение о строительстве нового здания музея с отдельным входом. Это позволяло не только обеспечить задыхающиеся в тесноте собрания более просторными экспозиционными площадями, но и впредь не связывать возможность посещения музея с отсутствием во дворце императорской семьи.
«Новый Эрмитаж»
«Новый Эрмитаж»
Оружейная палата
Длительный путь превращения в публичный музей прошла и Оружейная палата
Оружейная палата
Длительный путь превращения в публичный музей прошла и Оружейная палата
Предложение превратить ее в общедоступный музей высказывалось еще во второй половине XVIII в., но оно стало претворяться в жизнь лишь с началом XIX в.
Музеи национальной истории
Кульминацией общественного движения, боровшегося за сохранение и признание национальных
Музеи национальной истории
Кульминацией общественного движения, боровшегося за сохранение и признание национальных
Румянцевский музей
Своим названием музей обязан графу Николаю Петровичу Румянцеву (1754 —1826),
Румянцевский музей
Своим названием музей обязан графу Николаю Петровичу Румянцеву (1754 —1826),
Эта сплоченная группа энтузиастов вошла в историюпод названием Румянцевский кружок: А.Х. Востоков, К.Ф. Калайдович, П.М. Строев
Согласно последней воле Н. П. Румянцева, собранные им коллекции должны были
Согласно последней воле Н. П. Румянцева, собранные им коллекции должны были
Государственный исторический музей
Утвержденные в январе 1873 г. ≪Общие основаниямузея≫ определили его
Государственный исторический музей
Утвержденные в январе 1873 г. ≪Общие основаниямузея≫ определили его
В 1881 г., за два года до своего открытия, музей получил
В 1881 г., за два года до своего открытия, музей получил
Музеи национального искусства
В 1818 г. в старом Люксембургском дворце Парижа открылась
Музеи национального искусства
В 1818 г. в старом Люксембургском дворце Парижа открылась
Во второй половине XIX в. музеи национального искусства стали появляться и в других европейских городах. В 1853 г. приняла первых посетителей Новая пинакотека в Мюнхене, созданная стараниями бывшего короля-мецената Людовика I для хранения и показа лучших произведений современных немецких художников. В 1876 г. в Берлине на Музейном острове в построенном по последнему слову техники здании открылась Национальная галерея с экспозицией произведений художников немецкой школы. Специализированное хранилище отечественного искусства появилось и в Великобритании. В 1894 г. крупный промышленник Генри Тейт передал в дар государству свою коллекцию из 67 картин современных английских художников и средства для постройки музейного здания.
В 1897 г. состоялось торжественное открытие Национальной галереи британского искусства (впоследствии — галерея Тейт), которая с годами стала пополняться картинами отечественных мастеров всех периодов.
У истоков Третьяковки
Творцом одного из музеев стал купец и меценат Павел
У истоков Третьяковки
Творцом одного из музеев стал купец и меценат Павел
Первоначально коллекция Третьякова находилась в его двухэтажном особняке в Лаврушинском переулке,
Первоначально коллекция Третьякова находилась в его двухэтажном особняке в Лаврушинском переулке,
В 1892 г. умер младший брат Третьякова, Сергей Михайлович, коллекционировавший западноевропейскую живопись. Свою небольшую коллекцию из 75 картин он завещал городу, но в составе собрания Павла Михайловича. Это событие ускорило принятие П.М. Третьяковым решения о передаче галереи в дар Москве еще при своей жизни. В 1893 г. состоялось торжественное открытие музея под названием ≪Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых≫.
Русский музей
Музею был выделен Михайловский дворец, воздвигнутый по проекту архитектора К.И.
Русский музей
Музею был выделен Михайловский дворец, воздвигнутый по проекту архитектора К.И.
Собрание музея формировалось произведениями искусства, поступавшими из Эрмитажа, Академии художеств и императорских дворцов. К моменту открытия экспозиции оно насчитывало свыше 1,5 тыс. работ русских художников, в том числе 445 картин, 111 скульптур и 981 лист акварелей и рисунков. В сравнении с Третьяковской галереей Русский музей в тот период своей истории еще не отражал в полной мере картину развития русского искусства, поскольку в его собрании имелись существенные пробелы.
Новые концепции
Новое учреждение получило название ≪музей под открытым небом≫, а его
Новые концепции
Новое учреждение получило название ≪музей под открытым небом≫, а его
В середине XIX в. в Санкт-Петербурге был учрежден Сельскохозяйственный музей. В
В середине XIX в. в Санкт-Петербурге был учрежден Сельскохозяйственный музей. В
Широкомасштабную просветительскую работу активно проводили в конце XIX в. все крупнейшие музеи страны. Примером может служить деятельность Политехнического музея в Москве. Основан он был в 1872 г. Обществом любителей естествознания, антропологии и этнографии, а в основу собрания были положены материалы Политехнической выставки 1872 г. Главная задача музея состояла в распространении прикладных знаний, развитии отечественной промышленности, профессионального образования и народного просвещения. Основными отделами музея заведовали крупнейшие ученые. Лаборатории музея были оборудованы современной техникой, что позволяло не только демонстрировать опыты, но и проводить серьезные исследования. Большую популярность получили циклы лекций для разных категорий посетителей. Лекции по актуальным научным проблемам читали виднейшие деятели науки и техники: А.Г. Столетов, Н.Е. Жуковский, Д.И. Менделеев, Д.Н. Анучин и другие.
Однако главной бедой музейного дела к началу XX в. было отсутствие законодательства по вопросам охраны памятников истории и культуры. Эта проблема была поднята еще в 60-х гг. XIX в., но многочисленные проекты законов не реализовывались. Только в 90-х гг. XIX в. проблема учета памятников была поставлена всерьез.
Наука и музей
К середине XIX в. вступил в завершающую стадию процесс
Наука и музей
К середине XIX в. вступил в завершающую стадию процесс
Наука и техника
Первый в мире музей науки и техники — Консерватория
Наука и техника
Первый в мире музей науки и техники — Консерватория
Всемирные выставки
В 1851 г. в лондонском Гайд-парке английские предприниматели организовали, при
Всемирные выставки
В 1851 г. в лондонском Гайд-парке английские предприниматели организовали, при
Один из выдающихся музеев науки был основан в Мюнхене в 1903
Один из выдающихся музеев науки был основан в Мюнхене в 1903
Новые принципы формирования коллекций
31 мая 1912 г. состоялось торжественное открытие Музея
Новые принципы формирования коллекций
31 мая 1912 г. состоялось торжественное открытие Музея
Музей изящных искусств (1912)
Музей изящных искусств (1912)
Музеи и просвещение
Общедоступные лекции, экскурсии, экспозиции
Музеи и образование
Музеи и просвещение
Общедоступные лекции, экскурсии, экспозиции
Музеи и образование
С середины ХХ века
Вторая половина XX столетия стала временем больших концептуальных
С середины ХХ века
Вторая половина XX столетия стала временем больших концептуальных
Дискуссии о социальной роли музея, начавшись еще в период между двумя мировыми войнами, практически не сходили со страниц музееведческой периодики. Могут ли музеи сохранять качества научного учреждения и при этом обращаться к массовой аудитории?
Можно ли сбалансировать научность и развлекательность? Является ли это вообще проблемой? Какое влияние может оказать музей на развитие общества и на окружающую среду? Эти и подобные им вопросы не переставали будоражить умы музейных специалистов.
В поисках путей освобождения от черт элитарности, характерных для классической концепции музея предшествующего столетия, рождались новые, более доступные для восприятия способы подачи материала, разрабатывались нетрадиционные программы культурно-образовательной деятельности, создавались специальные музейные структуры и персонал, занятые вопросами образования детей и взрослых.
Культурные центры
Примером учреждений такого типа может служить открывшийся в феврале 1977
Культурные центры
Примером учреждений такого типа может служить открывшийся в феврале 1977
В распоряжении посетителей центра — обширная библиотека со свободным доступом к полкам.
Детские музеи
Первый детский музей был создан в 1899 г. в нью-йоркском
Детские музеи
Первый детский музей был создан в 1899 г. в нью-йоркском