История одной картины

Содержание

Слайд 2

«Утро в сосновом лесу»

«Утро в сосновом лесу»

Слайд 3

Ива́н Ива́нович Ши́шкин 1831-1892 Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832

Ива́н Ива́нович Ши́шкин

1831-1892

Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в городе Елабуге. Происходил из древнего

вятского рода Шишкиных, сын купца-хлеботорговца Ивана Васильевича Шишкина (1792—1872). Род Шишкиных насчитывает более трёхсот лет .
Сосна на скале (Этюд И. Шишкина)
В 12 лет был определён в Первую Казанскую мужскую гимназию, но дойдя в ней до пятого класса, оставил учёбу и вернулся домой, в Елабугу, где прожил четыре года. В 1852 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где проучился до 1856 года.

Первая Казанская мужская гимназия

Слайд 4

Константи́н Аполло́нович Сави́цкий Родился в Таганроге в семье военного врача (село

Константи́н Аполло́нович Сави́цкий

Родился в Таганроге в семье военного врача (село Красный холм, позднее —

Бароновка). Был определён на обучение в Таганрогскую классическую мужскую гимназию.
Рано потеряв родителей, был отдан родственниками на воспитание в частный пансион при Лифляндской дворянской гимназии в местечке Биркенруэ Венденского уезда Лифляндской губернии, по окончании которого в 1862 году, К. А. Савицкий поступил в Императорскую Академию художеств в класс исторической живописи. Учился у профессоров Ф. А. Бруни, А. Т. Маркова и П. П. Чистякова.

1831-1892

Гимназия № 2 имени А. П. Чехова

Константи́н Аполло́нович Сави́цкий (25 мая [6 июня] 1844, Таганрог — 31 января [13 февраля] 1905, Пенза

Слайд 5

Картина замечательного русского художника Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» приковывает

Картина замечательного русского художника Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» приковывает к себе взгляды большинства

зрителей идиллией природного и животного мира. На полотне изображена ранняя утренняя пора в сосновом лесу. Низ картины еще темный, по земле стелется туман, но сверху пробиваются первые лучики солнца и золотят верхушки деревьев. Медвежатам уже не спится и они резвятся на сломленной сосне.

Жанр картины: пейзаж с анималистическим сюжетом.

Слайд 6

Мотив хвойного леса, к которому обращается Шишкин в этой картине, типичен

Мотив хвойного леса, к которому обращается Шишкин в этой картине, типичен

для его творчества. Вечнозеленые сосны и ели подчеркивают ощущение величия и вечности мира природы. Часто встречается в картинах художника и композиционный прием, когда верхушек деревьев срезаются краем холста, и огромные мощные деревья будто бы не вмещаются даже в достаточно большое полотно. Возникает своеобразный пейзажный интерьер. У зрителя возникает впечатление, что он оказался внутри непроходимой чащи, где уютно чувствуют себя медведи, расположившиеся на сломанной сосне. Их изобразил К.А.Савицкий, который сообщил родным: "Картина продана за 4 тысячи, и я участник в 4-ю долю". Далее Савицкий сообщал, что ему пришлось поставить и свою подпись под картиной, однако затем он ее снял, тем самым отказался от авторского права
Слайд 7

Картина Шишкина «Утро в сосновом лесу» знакома всем. Мы помним её

Картина Шишкина «Утро в сосновом лесу» знакома всем. Мы помним её

с детства по плюшевым коврам, гобеленам, висящим дома репродукциям, школьным учебникам и, конечно, по вкусным конфетам.

Талантливый живописец Шишкин изобразил лес невероятно реалистично. Здесь и поваленное вековое дерево, и пробирающиеся сквозь ветви лучи солнца, и глубокие овраги, и чаща, и озорные медвежата со своей мамой-медведицей.
Сюжет полотна полностью погружает нас в атмосферу повседневной лесной жизни. Зритель словно чувствует запах хвои и свежесть летнего утра.
Шишкин очень хорошо разбирался в лесной флоре, поэтому на картинах учеников обращал внимание на малейшие недочёты, вплоть до того, что на берёзе нарисована не такая кора.

Слайд 8

Художник с огромным трепетом относился к лесной природе, она буквально пленила

Художник с огромным трепетом относился к лесной природе, она буквально пленила

его своим бесчисленным количеством красок, разнообразием оттенков, лучами солнца, пробивавшимися сквозь густые сосновые ветви.  Картина «Утро в сосновом бору» стала воплощением этой любви Шишкина к лесу. Она очень быстро обрела популярность, и вскоре уже использовалась в поп-культуре, на марках, и даже на фантиках конфет. По сей день ее бережно хранят в Третьяковской галерее. 

Иван Шишкин сумел поймать один миг из целой лесной жизни. Он передал при помощи рисунка момент начала дня, когда солнце только начало вставать. Удивительный миг зарождения новой жизни. Картина «Утро в сосновом бору» изображает пробуждающийся лес и еще сонных медвежат, которые выбираются из укромного жилища.  В этой картине, как и во многих других, художник хотел подчеркнуть необъятность природы. Для этого он срезал верхушки сосен вверху полотна.  Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что у дерева, на котором резвятся медвежата, вырваны корни. Шишкин как будто бы подчеркнул, что этот лес настолько нелюдимый и глухой, что в нем могут обитать только звери, а деревья падают сами, от старости. На утро в сосновом бору Шишкин указал при помощи тумана, который мы видим между деревьями. Благодаря этому художественному ходу становится очевидным время суток. 

История написания картины «Утро в сосновом бору» берет свое начало в 1885 году. Именно тогда художник Иван Иванович Шишкин задумал создать такое полотно, которое полностью отражало бы всю красоту, мощь и силу русского леса (как например изображение куриной семейки, олицетворяет Китай).

Слайд 9

Шишкин и Савицкий отправились на природу. Так началась история. Утро в

Шишкин и Савицкий отправились на природу. Так началась история. Утро в

сосновом бору показалось им настолько прекрасным, что его нельзя было не увековечить на холсте. Для поиска прототипа они поехали на остров Гордомля, что стоит на озере Селигер. Там нашли этот пейзаж и новое вдохновение для картины.  Остров, весь покрытый лесами, хранил в себе остатки девственной природы. На протяжении многих веков он стоял нетронутым. Такое не могло оставить безразличным художников. 

Как и любое известное полотно, картина «Утро в сосновом бору» вызывает к себе огромный интерес. Следовательно, у нее появляется ряд интерпретаций, она упоминается в литературе и в кино. Про этот шедевр говорят как в высшем обществе, так и на улицах. 

Со временем некоторые факты были изменены, и всеобщие заблуждения плотно укоренились в обществе:  *Одной из распространенных ошибок является мнение, что «Утро в сосновом бору» Васнецов создавал вместе с Шишкиным. Виктор Михайлович, безусловно, был знаком с Иваном Ивановичем, поскольку они вместе состояли в клубе передвижников. Тем не менее, Васнецов никак не мог быть автором такого пейзажа. Если обратить внимание на его стиль, он совсем не похож на Шишкина, они принадлежат к разным художественным школам. Эти имена все же упоминаются вместе время от времени. Васнецов - это не тот художник. «Утро в сосновом бору», без всяких сомнений, нарисовал Шишкин.