История советской мультипликации

Содержание

Слайд 2

Первые опыты в анимации в России стали предприниматься еще до революции

Первые опыты в анимации в России стали предприниматься еще до революции

(кукольные мультфильмы Александра Ширяева, короткометражки Владислава Старевича, снятые с использованием чучел насекомых), точкой отсчета отечественной мультипликационной традиции следует считать первый мультфильм, снятый в СССР, — «Советские игрушки» Дзиги Вертова (1924). В основе сюжета короткометражки — опубликованные в газете «Правда» политические шаржи художника Дени, высмеивающие врагов социалистического общества. В основе сюжета короткометражки — опубликованные в газете «Правда» политические шаржи художника Дени, высмеивающие врагов социалистического общества.  
Слайд 3

Первый детский мультфильм — «Каток» Юрия Желябужского (художником-мультипликатором в этой короткометражке

Первый детский мультфильм — «Каток» Юрия Желябужского (художником-мультипликатором в этой короткометражке

был Иван Иванов-Вано) вышел на экраны в 1927 году. История про мальчишку, который, желая наказать толстяка, пристающего к красивой фигуристке, волей случая победил в соревнованиях конькобежцев, стала очень успешной и заложила основы детской мультипликации.
Слайд 4

Тот же Юрий Желябужский снял и первый кукольный мультфильм — «Приключения

Тот же Юрий Желябужский снял и первый кукольный мультфильм — «Приключения

Болвашки» (1927). Потом это направление разовьет Мария Бендерская, выпустившая фильмы «Мойдодыр» и «Приключения китайчат».
Слайд 5

Другой важный мультфильм того времени — «Самоедский мальчик», снятый сестрами Зинаидой

Другой важный мультфильм того времени — «Самоедский мальчик», снятый сестрами Зинаидой

и Валентиной Брумберг и Ольгой и Николаем Ходатаевыми в 1928 году. По сути, это семиминутная история жизни идеального советского гражданина — смелого мальчика Чу, который сначала разоблачает злого шамана, а потом поступает на рабфак в Ленинграде с тем, чтобы вернуться на родное стойбище менять жизнь к лучшему. Интересен «Самоедский мальчик» и эстетически: в нем использованы образы самобытного изобразительного искусства северных народов
Слайд 6

С точки зрения визуальной эстетики первые советские мультфильмы были наполнены духом

С точки зрения визуальной эстетики первые советские мультфильмы были наполнены духом

авангарда. Николай Ходатаев, Михаил Цехановский, сестры Валентина и Зинаида Брумберг, Иван Иванов-Вано, создавая новое искусство, были сосредоточены на поиске новых форм — как в графике, так и в монтаже. Мультипликация открывала художникам доселе невиданные горизонты. Как писал один из основоположников отечественной анимации Иван Иванов-Вано: «Для мультипликации нет ничего недоступного. Это искусство не ограниченных техникой возможностей, где действительность тесно переплетается с фантазией и вымыслом, где фантазия и вымысел становятся действительностью»
Слайд 7

В эти годы мультипликация возводится в ранг нового искусства, она активно

В эти годы мультипликация возводится в ранг нового искусства, она активно

заимствует литературные образы и идеи: на экраны выходят мультфильмы, созданные по произведениям классических авторов («Похождения Мюнхгаузена» Даниила Черкеса, Ивана Иванова-Вано и Владимира Сутеева по мотивам Распе), современных детских писателей («Тараканище» Александра Иванова по стихотворению Чуковского, «Сенька-африканец» Даниила Черкеса, Юрия Меркулова и Ивана Иванова-Вано по мотивам сказок того же Чуковского).
Слайд 8

Среди этих мультфильмов особенно выделяется «Почта» Михаила Цехановского, экранизация одноименной книжки

Среди этих мультфильмов особенно выделяется «Почта» Михаила Цехановского, экранизация одноименной книжки

Самуила Маршака. Этот мультфильм вошел в историю как первый звуковой советский анимационный фильм.
Слайд 9

С мультипликационным кино начинают сотрудничать не только лучшие писатели и поэты

С мультипликационным кино начинают сотрудничать не только лучшие писатели и поэты

(среди них Евгений Шварц, Самуил Маршак, Корней Чуковский, Сергей Михалков, Валентин Катаев, Юрий Олеша) того времени, но и композиторы.