Живопись России второй половины 18 века

Содержание

Слайд 2

Во второй половине XVIII столетия в живописи русских мастеров появились новые

Во второй половине XVIII столетия в живописи русских мастеров появились

новые жанры – пейзажный, бытовой и исторический, который Академия художеств считала главным. Однако самые значительные произведения по-прежнему создавались в жанре портрета.
Слайд 3

ИВАН АРГУНОВ (1729-1802) Крепостной художник Иван Петрович Аргунов писал и знатных

ИВАН АРГУНОВ (1729-1802)

Крепостной художник Иван Петрович Аргунов писал и знатных

людей – императрицу, графов Шереметьевых, князя И.И.Лобанова-Ростовского, – и самых простых.
Это наиболее прославленное произведение живописца.
Портрет неизвестной крестьянки
в русском костюме. 1784 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Слайд 4

ФЁДОР РОКОТОВ (1735-1808) Выдающимся русским живописцем второй половины XVIII столетия был

ФЁДОР РОКОТОВ (1735-1808)

Выдающимся русским живописцем второй половины XVIII столетия был

Фёдор Степанович Рокотов, сын крепостного, окончивший Академию художеств.
Рокотов прославился в основном небольшими по формату, так называемыми камерными, или кабинетными, портретами, персонажи которых приближены к зрителю. Они словно беседуют с каждым, кто на них смотрит.
Слайд 5

Таков портрет литератора Василия Ивановича Майкова, человека ироничного и замкнутого, но

Таков портрет литератора Василия Ивановича Майкова, человека ироничного и замкнутого,

но скрывающего эти качества под маской жизнелюба.

Фёдор Рокотов (1735-1808)

Портрет В.И.Майкова. Конец 1760-х г.г.
Государственная Третьяковская галерея,
Москва.

Слайд 6

Фёдор Рокотов (1735-1808) Портрет В.И.Суровцевой. Вторая половина 1780-х г.г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Фёдор Рокотов (1735-1808)

Портрет В.И.Суровцевой. Вторая половина 1780-х г.г.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Слайд 7

Пожалуй, самое известное произведение Рокотова – портрет Александры Петровны Струйской. На

Пожалуй, самое известное произведение Рокотова – портрет Александры Петровны Струйской.

На бледном молодом лице выделяются глаза: взор такой же искренний, как у ребёнка. Но в то же время душа этой женщины остаётся загадочной и таинственной.

Портрет А.П.Струйской. 1772 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Фёдор Рокотов (1735-1808)

Слайд 8

ДМИТРИЙ ЛЕВИЦКИЙ (1735-1822) Одновременно с Рокотовым работал Дмитрий Григорьевич Левицкий, писавший

ДМИТРИЙ ЛЕВИЦКИЙ (1735-1822)

Одновременно с Рокотовым работал Дмитрий Григорьевич Левицкий, писавший

самые разные портреты: парадные, камерные, костюмированные, детские, семейные и т. д.
Он родился в Киеве, в семье священника и известного гравёра Григория Кирилловича Левицкого-Носа. Именно отец был первым учителем талантливого юноши.
Затем Левицкий учился на родине, в Киеве, у Алексея Петровича Антропова, а затем в Петербурге.
Слайд 9

Настоящий успех и звание академика живописи ему принес парадный портрет архитектора

Настоящий успех и звание академика живописи ему принес парадный портрет

архитектора А.Ф.Кокоринова. Его герой воплощает идеал эпохи Просвещения: это творческая личность, человек, осознающий свой долг и своё положение. Он мягким, но величественным жестом указывает на лежащий перед ним план здания Академии художеств, одним из авторов которого был.

Дмитрий Левицкий(1735-1822)

Портрет А.Ф.Кокоринова. 1772 г.
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.

Слайд 10

Своеобразен портрет Прокопия Демидова – промышленника и мецената. Он представлен в

Своеобразен портрет Прокопия Демидова – промышленника и мецената. Он представлен

в полный рост на фоне колонн и драпировок, принятых для парадных портретов. Однако атласный халат и ночной колпак не соответствуют этому жанру. Вокруг Демидова цветы в горшках, лейка, книга по садоводству – это аллегория его благотворительности. В глубине картины изображено здание московского Воспитательного дома, в организации которого он участвовал. Нашедшие там приют дети – это «цветы жизни», а заботящийся о них Демидов – «садовник».

Дмитрий Левицкий(1735-1822)

Портрет П.А.Демидова. 1773 г.
Государственная Третьяковская галерея,
Москва.

Слайд 11

В 1773-1776 г.г. Левицкий работал над серией портретов воспитанниц Смольного института

В 1773-1776 г.г. Левицкий работал над серией портретов воспитанниц Смольного

института благородных девиц. Девушки на этих портретах погружены в занятия наукой и искусством. Так Е.И.Нелидова изображена в театральном костюме на сцене во время представления, Г.И.Алымова играет на арфе, а Е.Н.Молчанова – перед физическими приборами.

Дмитрий Левицкий(1735-1822)

Портрет Е.И.Нелидовой. 1773 г.
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.

Слайд 12

Дмитрий Левицкий(1735-1822) Портрет Г.И.Алымовой. 1776 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. В

Дмитрий Левицкий(1735-1822)

Портрет Г.И.Алымовой. 1776 г.
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.

В портретах

Левицкого виртуозно изображены материалы – шелковистый тяжёлый атлас, лёгкие воздушные кружева; все предметы на картинах почти осязаемые.
Слайд 13

Все портреты этой серии должны были составить живописный ансамбль для украшения

Все портреты этой серии должны были составить живописный ансамбль для

украшения интерьера Смольного института.

Дмитрий Левицкий(1735-1822)

Портрет Е.Н.Молчановой. 1776 г.
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.

Слайд 14

Левицкий создал много камерных портретов. Особенно привлекателен образ Марии Александровны Дьяковой,

Левицкий создал много камерных портретов. Особенно привлекателен образ Марии Александровны

Дьяковой, невесты архитектора и поэта Н.А.Львова, близкого друга художника. Домашнее платье, простая причёска, а не парик, мягкая улыбка и румянец – всё это создаёт ощущение теплоты и уюта.

Дмитрий Левицкий(1735-1822)

Портрет М.А.Дьяковой. 1778 г.
Государственная Третьяковская галерея,
Москва.

Слайд 15

Портрет Екатерины II – центральное произведение 1780-х годов. Левицкий так объяснял

Портрет Екатерины II – центральное произведение 1780-х годов. Левицкий так

объяснял идею, композицию и атрибуты картины: «середина представляет внутренность храма богини правосудия, перед которою, в виде Законодательницы, её императорское величество, сжигая на алтаре маковые цветы, жертвует драгоценным своим покоем для общего покоя».

Дмитрий Левицкий(1735-1822)

Портрет Екатерины II- законодательницы
в храме богини Правосудия. 1776 г.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Слайд 16

Дмитрий Григорьевич Левицкий умер 4 апреля 1822 года, надолго пережив екатерининское


Дмитрий Григорьевич Левицкий умер 4 апреля 1822 года, надолго

пережив екатерининское царствование. Вместе с тем расцвет его таланта пришёлся на вторую половину XVIII века. И сам художник, и запечатлённые на его портретах люди по душевному складу и убеждениям принадлежат веку Екатерины Великой и эпохе Просвещения.

Дмитрий Левицкий(1735-1822)

Слайд 17

ВЛАДИМИР БОРОВИКОВСКИЙ (1757-1825) Вторая половина XVIII века – время правления Екатерины

ВЛАДИМИР БОРОВИКОВСКИЙ (1757-1825)

Вторая половина XVIII века – время правления Екатерины

Великой – связано с расцветом в России дворянской культуры и философии Просвещения. И если в творчестве Левицкого наиболее отчётливо проявилось направление классицизм, с его главенством разума над чувствами, то Владимиру Лукичу Боровиковскому ближе была другая сторона просветительской теории, выраженная в сентиментализме и рассматривающая человека в гармонии с окружающим миром, с природой.
Слайд 18

Боровиковский родился на Украине, в небольшом городке Миргороде. Его отец и

Боровиковский родился на Украине, в небольшом городке Миргороде. Его отец

и братья занимались иконописью. С написания икон начал свой путь в искусстве и Владимир Боровиковский.
Коренной поворот в его судьбе был связан с путешествием Екатерины II в 1787 году в Крым. На всём пути следования царицы ставились триумфальные ворота и возводились путевые дворцы. Один из таких дворцов украсили две аллегорические композиции кисти Боровиковского, изображавшие одна – Екатерину II в облике Минервы, окружённую семью греческими мудрецами; другая – Екатерину II, засевающую землю, вспаханную Петром I.
Картины понравились, и после этого художник в 1788 году приезжает в Петербург. Берёт уроки живописи у Левицкого. Начинает работать над заказами портретов.

Владимир Боровиковский(1757-1825)

Слайд 19

Боровиковский предпочитал камерный портрет и даже портрет в полный рост порой

Боровиковский предпочитал камерный портрет и даже портрет в полный рост

порой исполнял как камерный. Так императрица на картине изображена не в парадном платье, а в простом голубом капоте с тростью в руке, как обыкновенная женщина с собачкой. За этот портрет императрицы Боровиковскому присвоено звание академика.

Владимир Боровиковский(1757-1825)

Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке . 1794г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Слайд 20

Весьма характерен для XVIII века парадный портрет А.Б.Куракина. Так Боровиковский стремился

Весьма характерен для XVIII века парадный портрет А.Б.Куракина. Так Боровиковский

стремился подчеркнуть высокое положение заказчика при дворе. Художник написал царедворца в полный рост и со всеми орденами. Роскошная окружающая князя обстановка передана с помощью фейерверка сияющих красок, ярких, но гармоничных.

Владимир Боровиковский(1757-1825)

Портрет А.Б.Куракина. 1801-1802 г.г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Слайд 21

На портрете М.И.Лопухиной мечтательность, уединение героини и окружающий её пейзаж создают

На портрете М.И.Лопухиной мечтательность, уединение героини и окружающий её пейзаж

создают впечатление естественности и лёгкой грусти. Героиня находит в природе убежище от всех условностей светской жизни. Замечательны здесь и цветовые сочетания, и сопоставления.

Владимир Боровиковский(1757-1825)

Портрет М.И.Лопухиной. 1797г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Слайд 22

В этом семейном портрете Боровиковский подчёркивает любовь и взаимную привязанность персонажей.

В этом семейном портрете Боровиковский подчёркивает любовь и взаимную привязанность

персонажей. Мать обнимает дочерей, а те льнут к ней. Младшая держит в руке миниатюрный портрет брата, висящий на груди матери. Таким образом, и этот член семьи представлен на портрете – его все любят, о нём помнят.

Владимир Боровиковский(1757-1825)

Портрет А.И.Безбородко с дочерьми. 1803 г.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Слайд 23

Ещё один очень удачный пример семейного портрета – сёстры Анна и

Ещё один очень удачный пример семейного портрета – сёстры Анна

и Варвара Гагарины. Изображённые на условном пейзажном фоне обе девушки музицируют: младшая играет на гитаре, старшая готовится петь.

Владимир Боровиковский(1757-1825)

Портрет сестёр А.Г. и В.Г.Гагариных 1802.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Слайд 24

На закате жизни Боровиковский портретов больше не писал, зато много трудился

На закате жизни Боровиковский портретов больше не писал, зато много

трудился над иконами, которые не переставал писать всю жизнь. В начале XIX века он написал несколько икон для строящегося Казанского собора. Последней значительной работой Боровиковского стал иконостас церкви на Смоленском кладбище в Петербурге.
XVIII век угасал медленно. Многие художники, творчество которых завершало историю искусства этого столетия, продолжали работать и в начале XIX века. Однако они уже не играли определяющей роли в развитии искусства XIX века – их сменили новые мастера.

Владимир Боровиковский(1757-1825)