Иван Иванович Шишкин

Содержание

Слайд 2

ПОЧЕМУ Я ВЫБРАЛА ЭТУ ТЕМУ: Мне нравятся картины Ивана Ивановича Шишкина,

ПОЧЕМУ Я ВЫБРАЛА ЭТУ ТЕМУ:

Мне нравятся картины Ивана Ивановича Шишкина,

которые так красиво описывают природу, бескрайние просторы лесов и полей. Поэтому я хочу узнать подробнее об этой теме
Слайд 3

ШИШКИН ИВАН ИВАНОВИЧ Выдающийся русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Представитель

ШИШКИН ИВАН ИВАНОВИЧ

Выдающийся русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Представитель дюссельдорфской

художественной школы.

Академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894—1895) Императорской Академии художеств.

Слайд 4

Иван Шишкин родился в купеческой семье в небольшом городе Елабуге Вятской

Иван Шишкин родился в купеческой семье в небольшом городе Елабуге Вятской

губернии (на территории современного Татарстана). Отец художника, Иван Васильевич, был весьма уважаемым в городе человеком: несколько лет подряд избирался городским главой, провел в Елабуге деревянный водопровод на собственные средства и даже создал первую книгу об истории города.
Будучи человеком разносторонних увлечений, он мечтал дать сыну хорошее образование и в 12 лет отправил его в Первую казанскую гимназию. Однако молодой Шишкин уже тогда интересовался искусством больше, чем точными науками.
Всерьез о профессии художника Шишкин задумался впервые, когда в Елабугу приехали московские живописцы, чтобы расписать иконостас местной церкви. Они и рассказали ему о Московском училище живописи и ваяния — и тогда Иван Иванович твердо решил следовать за своей мечтой. С трудом, но он уговорил отца позволить ему уехать, и тот отправил художника в Москву, надеясь, что из сына однажды вырастет второй Карл Брюллов.
Слайд 5

В 1852 году Шишкин поступил в Московское училище живописи и ваяния,

В 1852 году Шишкин поступил в Московское училище живописи и ваяния,

где обучался под руководством художника-портретиста Аполлона Мокрицкого. Тогда в своих еще слабых работах он мечтал приблизиться к природе настолько, насколько возможно, и постоянно зарисовывал интересные ему виды и детали пейзажа. Не останавливаясь на достигнутом, в 1856 году Шишкин поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. Подлинной школой для художника стал Валаам, куда он отправился для летней работы на натуре. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы.
Слайд 6

В 1860 году Шишкин окончил академию с большой золотой медалью, полученной

В 1860 году Шишкин окончил академию с большой золотой медалью, полученной

им также за виды Валаама, и отправился за границу. Он посетил Мюнхен, Цюрих и Женеву, много писал пером, впервые попробовал гравировать «царской водкой». В 1864 году художник переехал в Дюссельдорф, где приступил к работе над «Видом в окрестностях Дюссельдорфа». Этот пейзаж, наполненный воздухом и светом, принес Ивану Ивановичу звание академика.
После шести лет заграничных путешествий Шишкин вернулся в Россию. Первое время он жил в Петербурге, где встречался со старыми товарищами по академии, которые организовали к тому моменту Санкт-Петербургскую артель художников (позднее — Товарищество передвижных художественных выставок). По воспоминаниям Александры Комаровой, племянницы живописца, сам он в артели никогда не состоял, но постоянно бывал на творческих пятницах своих друзей и принимал в их делах самое живое участие.
В 1868 году Шишкин впервые женился. Его супругой стала сестра друга, пейзажиста Федора Васильева — Евгения Александровна. Художник любил ее и родившихся в браке детей, не мог надолго уезжать от них, так как считал, что без него дома обязательно произойдет что-то ужасное. Шишкин превратился в нежного отца, чуткого мужа и радушного хозяина, в доме которого постоянно гостили приятели.
Слайд 7

В 1870-Х ГОДАХ ШИШКИН ЕЩЕ СИЛЬНЕЕ СБЛИЗИЛСЯ С ПЕРЕДВИЖНИКАМИ, СТАВ ОДНИМ

В 1870-Х ГОДАХ ШИШКИН ЕЩЕ СИЛЬНЕЕ СБЛИЗИЛСЯ С ПЕРЕДВИЖНИКАМИ, СТАВ ОДНИМ

ИЗ УЧРЕДИТЕЛЕЙ ТОВАРИЩЕСТВА ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК. ЕГО ДРУЗЬЯМИ БЫЛИ КОНСТАНТИН САВИЦКИЙ, АРХИП КУИНЖДИ И ИВАН КРАМСКОЙ.

Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. В 1874 году умерла его жена, отчего он замкнулся. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Спасла его привычка к труду: из-за своего самолюбия Шишкин не мог позволить себе упустить то место, которое он уже прочно занимал в художественных кругах, и продолжал писать картины, которые становились все популярнее благодаря передвижным выставкам. В этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие.

Слайд 8

А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице.

А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице.

Вторая жена его тоже скончалась, буквально через год после свадьбы — и художник снова ушел с головой в работу, которая позволяла ему забыться. Его привлекала изменчивость состояний природы, он стремился поймать и запечатлеть ускользающую натуру. Он экспериментировал с сочетаниями разных кистей и мазков, оттачивал построение форм, передачу самых нежных цветовых оттенков. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива».
Слайд 9

В конце XIX века настал трудный для Товарищества передвижных художественных выставок

В конце XIX века настал трудный для Товарищества передвижных художественных выставок

период — у художников возникало все больше поколенческих разногласий. Шишкин же внимательно относился к молодым авторам, потому что старался в свое творчество вносить нечто новое и понимал, что прекращение развития означает упадок даже для знаменитого мастера. В 1894 году Иван Иванович начал преподавать в Высшем художественном училище при Академии художеств. Ученики безмерно уважали Шишкина, несмотря на то, что он исповедовал иные эстетические принципы, придерживался иной художественной системы. Молодежь вдохновлялась его мастерством, а сам он в тот период «первым и лучшим» художником называл Валентина Серова.
В марте 1898 года Шишкина не стало. Он умер за мольбертом, во время работы над новой картиной. Художника похоронили на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге, но в 1950 году его прах перенесли вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.
Слайд 10

А СЕЙЧАС ПОДРОБНО РАССМОТРИМ КАРТИНЫ ШИШКИНА: Художник Шишкин досконально изучил множество

А СЕЙЧАС ПОДРОБНО РАССМОТРИМ КАРТИНЫ ШИШКИНА:

Художник Шишкин досконально изучил множество

растений, умело изображал их со всеми отличительными чертами. Максимально правдиво писал еловые и сосновые леса ,корни, травы, ветви, отражая все мелкие подробности каждой детали пейзажа в своих полотнах. Картина «Утро в сосновом лесу» пользуется популярностью благодаря композиционному включению в пейзажное полотно элементов анималистической сюжетности. Работа детально передает состояние природы, увиденное художником на острове Городомля. Показан не глухой дремучий лес, а солнечный свет, пробивающийся сквозь высокие деревья. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата. Картина написана в 1889 году и хранится в ГТГ.
Слайд 11

«РОЖЬ» «Рожь» написана в 1878 году. На картине изображено Лекаревское поле

«РОЖЬ» 

«Рожь»  написана в 1878 году. На картине изображено Лекаревское поле близ

Елабуги, в Вятской губернии. В настоящее время картина находится в собрании Государственной Третьяковской галереи в Москве. Тему для этого произведения — как и для многих других своих картин — Шишкин нашёл на родине, во время поездки в Елабугу, совершённой в 1877 году вместе с дочерью. На заднем плане картины могучая сосна. Это дерево — символ всего творчества художника. Он выписывает её нежно и подробно — с её клонящимися от тяжести вниз ветвями, с её причудливо искривленным стволом, придающим дереву дополнительное очарование, с её гордо вознесенной в самую высь верхушкой.
Громады кучевых облаков тяжело нависают над рожью, они грозят близким ливнем — очистительным и благодатным. Тишина и безветрие, будто разлитые по пространству картины и почти физически ощущаемые, — тоже знак близкой грозы. Единственная деталь, навевающая неотчетливую тревогу, — погибшее дерево. Возможно, засохшая сосна выступает здесь эхом недавних переживаний автора, потерявшего любимую жену, отца, двух малолетних сыновей.
Проселок, полузаросший травой и цветами, словно приглашает путника пройти по нему.
Слайд 12

«КОРАБЕЛЬНАЯ РОЩА» Полотно «Корабельная роща» Ивана Ивановича Шишкина представляет собой прекрасный

«КОРАБЕЛЬНАЯ РОЩА»

Полотно «Корабельная роща» Ивана Ивановича Шишкина представляет собой прекрасный

образ русского пейзажа, с изображением густых хвойных лесов. Художник изобразил опушку соснового леса в очень теплый и солнечный день. Макушки сосен просто залиты светом, который нежно убегает в гущу бора и там теряется среди огромных стволов. Глядя на картину, каждый зритель невольно чувствует летнее тепло и чарующий запах сосновой смолы и хвои. А когда взгляд падет на неприметный ручеек, так и слышится журчание и плеск воды. Вода в нем кристально чистая, освежающая. В своей работе И. Шишкин всё очень детально и тщательно прорисовал, не делая никаких ярких акцентов и пятен. Художник считал, что природу нет нужды приукрашать, так как она и без этого идеальна – достаточно всё только перенести на холст в естественных тонах и красках.
Зная убеждения художника, особенно веришь, что когда он писал данное полотно, именно так и выглядела сосновая роща, без всяких купюр и дорисовок. На первый взгляд может показаться, что картина неполная и незавершенная из-за скудной растительности, но её и не может быть в густой тени величественных шишкинских сосен. Огромное по своим размерам полотно излучает спокойствие и умиротворение, при этом передает силу и мощь сосен, которые стремятся к небу, к солнцу.
Слайд 13

«СОСНЫ ОСВЕЩЕННЫЕ СОЛНЦЕМ» Картина «Сосны, освещенные солнцем» была написана И. И.

«СОСНЫ ОСВЕЩЕННЫЕ СОЛНЦЕМ»

Картина «Сосны, освещенные солнцем» была написана И. И. Шишкиным

в 1886 году.
В произведении «Сосны, освещенные солнцем» на первое место Шишкин поставил попытку создания общей атмосферы пейзажа – картина подкупает зрителя очень необычным и свежим цветовым решением, убедительностью и задушевностью. Мы видим, как ласково солнце касается прямых стволов деревьев. Мощные сосны показаны живописцем во всей красе. Их верхушки художник «срезал» – и это создает ощущение величия деревьев, которым словно не хватает места на холсте. Каждое дерево – индивидуально и красиво по-своему, и в каждом – неистощимый запас жизненной мощи.
Все детали картины — и кора сосен, и хвоя, и кустики зеленой травы на сухой земле — написаны с большой жизненной убедительностью, самым тщательным образом..
Картину «Сосны, освещенные солнцем» недаром называют одной из самых поэтичных работ Шишкина. Напоенный ароматами и запахами природы, пейзаж пленяет нас очарованием и наполняет ликующей радостью, бодростью.
Слайд 14

«НА СЕВЕРЕ ДИКОМ» Одна из самых известных картин «На севере диком»

«НА СЕВЕРЕ ДИКОМ»

Одна из самых известных картин «На севере диком» была

закончена художником Иваном Шишкиным в 1891 году и считается серьёзным олицетворением темы одиночества. Данная картина имеет общность с техникой живописи Куинджи, с которым художника связывали дружеские узы. Одиноко стоящее дерево растёт на вершине скалы, оно находится в холодной тьме и успешно выживает в малообитаемых северных широтах.
Могучая и гордая сосна располагается на краю глубокого ущелья. Она освещается холодным светом Луны, а вдалеке линия горизонта размывается в заснеженной мгле. Видно, что художнику Шишкину нравится северная природа, обладающая своеобразной красотой и в какой-то мере действительно похожей на сказку. Мастер хорошо передал цветовой набор оттенков, поразительную силу духа, тяжкий гнёт одиночества и ощущение холодного безмолвия. Вопреки суровым условиям, холодным ветрам, регулярно выпадающему снегу и крепким морозам, одинокая сосна продолжает цепко хвататься за жизнь. В силуэте дерева при желании можно рассмотреть достоинство и гордость. Сильные ветки сосны держат внушительный слой снега, а на макушке дерева находится красивая снежная шапка. На участке пасмурного неба макушка дерева сливается со снежными облаками, вокруг присутствует ощущение уныния и тоски. Могучее дерево на скале навевает на людей разные мысли.
Слайд 15

«СОСНА В ВАЛААМЕ» Oднoй из caмыx извecтныx кapтин xyдoжникa являeтcя «Cocнa

«СОСНА В ВАЛААМЕ»

Oднoй из caмыx извecтныx кapтин xyдoжникa являeтcя «Cocнa нa

Baлaaмe», нaпиcaннaя в 1858 гoдy. Имeннo c этoгo этюдa и нaчaлocь yвлeчeниe Ивaнa Ивaнoвичa cypoвoй пpиpoдoй ocтpoвa, кoтopoй oн пocвятил цeлый цикл paбoт. Cocнa жe, изoбpaжённaя нa кapтинe, дo cиx пop нaзывaeтcя «шишкинcкoй». B 1858 гoдy Шишкин пpeдcтaвил этy paбoтy и eщё нecкoлькo кapтин и pиcyнкoв члeнaм Aкaдeмии xyдoжecтв, в кoтopoй пpoxoдил oбyчeниe, живя в Пeтepбypгe. Coвeт Aкaдeмии пpишёл в вocтopг oт yвидeннoгo, oбъявив, чтo пoлoтeн, пoдoбныx этим, eщё никoгдa нe видeл. Kapтины были yдocтoeны выcoкoй нaгpaды – бoльшoй cepeбpянoй мeдaли. Cocнa – цeнтpaльный oбpaз этюдa. Bыcoкoe cтpoйнoe дepeвo выпиcaнo c ocoбoй тщaтeльнocтью. Kaжeтcя, oт xyдoжникa нe ycкoльзнyлa ни oднa мeлoчь: oн дeтaльнo пpopиcoвaл вeтки, xвoю, кopy, плaвный изгиб, кoтopый пpиoбpeлo дepeвo c тeчeниeм вpeмeни. Пeйзaжиcтy c пpeдeльнoй тoчнocтью yдaётcя oбpиcoвaть aтмocфepy, цapящyю нa Baлaaмe. Kaмeниcтaя пoчвa, вoзвышeннocть, oткpытaя вceм вeтpaм, дepeвья c зacыxaющими вeткaми, жёлтaя пoникшaя тpaвa пoдчёpкивaют cypoвocть пpиpoды, xapaктepнyю для этoй мecтнocти. Дoпoлнитeльный штpиx – пoкocившийcя кpecт, пpиcлoнённый к дepeвy. Этa дeтaль нacтpaивaeт нa paзмышлeния o cмыcлe жизни. Cмoтpящий нa кapтинy гaдaeт o тoм, кaким был чeлoвeк, пoxopoнeнный здecь, пo-видимoмy, yжe oчeнь дaвнo, и нeвoльнo accoцииpyeт eгo c мoгyчeй cocнoй, кoтopaя oкaзaлacь cпocoбнa пpoтивocтoять cypoвoй пpиpoдe Baлaaмa. Bыpaзитeльнocти coздaнным oбpaзaм дoбaвляют пpиглyшённыe цвeтa, иcпoльзoвaнныe в кapтинe. Бoльшaя чacть твopчecтвa И.И.Шишкинa - пopтpeт мacлoм yдивитeльнoй pyccкoй пpиpoды. B кaждoй кapтинe вeликoгo xyдoжникa – нeпoддeльнoe вocxищeниe кpacoтoй и yникaльнocтью миpa, кoтopый нaxoдитcя вoкpyг нeгo.
Слайд 16

ВЫВОД: Я подробно изучила биографию и картины Шишкина. Узнала больше о

ВЫВОД:

Я подробно изучила биографию и картины Шишкина. Узнала больше о картинах,

рассмотрела новые для меня картины, как они создавались, где хранятся, когда были написаны