Какими средствами воздействует искусство. Урок 2

Содержание

Слайд 2

Средства художественной выразительности Композиция ритм форма пропорции фактура цвет тон интонация

Средства художественной выразительности

Композиция
ритм
форма
пропорции
фактура
цвет
тон
интонация

Слайд 3

Форма представляет собой сумму приемов, выразительных и изобразительных средств для создания

Форма представляет собой сумму приемов, выразительных и изобразительных  средств  для  создания 


художественного образа  в  любом  виде  искусства. 
Благодаря  форме  рождается внешнее  выражение  определенного  содержания:
изобразительная  форма, 
музыкальная  форма, 
стихотворная форма.

Форма

Слайд 4

В изобразительном искусстве форма — это очертание, наружный вид, контур предмета.

В  изобразительном  искусстве 
форма  —  это  очертание, наружный  вид,  контур предмета.


Самые простые формы приближаются  к  квадрату,  треугольнику,  кругу,  «амебе». 

Изобразительное искусство

Слайд 5

Каждая форма имеет свой характер. Квадрат

Каждая форма имеет свой характер.
Квадрат

Слайд 6

Квадрат — законченная, устойчивая форма — выражает утверждающие образы, ей не свойственно движение, полет.

Квадрат — законченная, устойчивая форма — выражает утверждающие образы, ей не

свойственно движение, полет.
Слайд 7

«Черный квадрат» Казимир Малевич

«Черный квадрат» Казимир Малевич

Слайд 8

Триумфальная арка

Триумфальная арка

Слайд 9

Кирпичный дом в Амстердаме

Кирпичный дом в Амстердаме

Слайд 10

Треугольник

Треугольник

Слайд 11

Треугольник — активная, развивающаяся на плоскости и в пространстве форма —

Треугольник — активная,
развивающаяся на плоскости и в пространстве форма —

несет в себе возможность движения, выражает борьбу проти-
воположностей, может быть агрессивной.

Собор в Кельне

Слайд 12

The Crystal — новая пристройка к Королевскому музею в Онтарио.

The Crystal — новая пристройка к Королевскому музею в Онтарио.

Слайд 13

Круг

Круг

Слайд 14

Круг—наиболее яркое выражение идеи природы (Земли, Солнца, мироздания), поэтому ассоциируется с

Круг—наиболее
яркое выражение идеи природы (Земли, Солнца, мироздания), поэтому ассоциируется

с понятиями «добро», «счастье», «жизнь».

Рафаэль Мадонна в кресле

Слайд 15

Форма амёбы


Форма амёбы

Слайд 16

Текучая форма амебы придает образам неустойчивый характер, ассоциируется с романтичностью, меланхолией, пессимизмом


Текучая форма амебы придает образам неустойчивый характер, ассоциируется с романтичностью,

меланхолией, пессимизмом
Слайд 17

АРКАДИЙ РЫЛОВ «В ГОЛУБОМ ПРОСТОРЕ»

АРКАДИЙ РЫЛОВ «В ГОЛУБОМ ПРОСТОРЕ»

Слайд 18

АРКАДИЙ РЫЛОВ «В ГОЛУБОМ ПРОСТОРЕ»

АРКАДИЙ РЫЛОВ «В ГОЛУБОМ ПРОСТОРЕ»

Слайд 19

Свобода творчества и подлинное мастерство приходят на основе точного знания. Веками

Свобода творчества и подлинное мастерство приходят на основе точного знания. Веками

художники искали наиболее выразительные композиционные схемы, в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т. п.). В этом можно убедиться, рассмотрев картины: И. Вишнякова «Портрет Ксении Тишининой», Н. Пуссена «Пейзаж с Полифемом» и «Аркадские пастухи», П. Рубенса «Снятие с креста»
Слайд 20

И. ВИШНЯКОВ. Портрет Ксении Тишининой Форма

И. ВИШНЯКОВ.
Портрет Ксении Тишининой

Форма

Слайд 21

И. ВИШНЯКОВ. Портрет Ксении Тишининой Форма

И. ВИШНЯКОВ.
Портрет Ксении Тишининой

Форма

Слайд 22

Форма П. РУБЕНС. Снятие с креста

Форма

П. РУБЕНС. Снятие с креста

Слайд 23

П. РУБЕНС. Снятие с креста Форма

П. РУБЕНС. Снятие с креста

Форма

Слайд 24

Н. ПУССЕН. Пейзаж с Полифемом

Н. ПУССЕН. Пейзаж с Полифемом

Слайд 25

Н. ПУССЕН. Пейзаж с Полифемом

Н. ПУССЕН. Пейзаж с Полифемом

Слайд 26

Н. ПУССЕН. Аркадские пастухи

Н. ПУССЕН. Аркадские пастухи

Слайд 27

Н. ПУССЕН. Аркадские пастухи

Н. ПУССЕН. Аркадские пастухи

Слайд 28

Э.Дега «Голубые танцовщицы»

Э.Дега «Голубые танцовщицы»

Слайд 29

Э.Дега «Голубые танцовщицы»

Э.Дега «Голубые танцовщицы»


Слайд 30

Для передачи образа чего-то неподвижного, устойчивого подойдет замкнутая, закрытая, статичная композиция.

Для передачи образа чего-то неподвижного, устойчивого подойдет замкнутая, закрытая, статичная композиция.

Основные направления линий стягиваются к центру. Построение ее по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии дает необходимое решение.

А. РУБЛЕВ. Троица Ветхозаветная. Замкнутая композиция

Слайд 31

Если далекий горизонт частично загородить деревьями или другими предметами первого плана,

Если далекий горизонт частично загородить деревьями или другими предметами первого плана,

то можно достигнуть большой образной выразительности композиции.
Слайд 32

Для усиления художественного образа формы могут быть стилизованными или трансформированными. В

Для усиления художественного образа формы
могут быть
стилизованными или трансформированными.

В

них подчеркиваются или изменяются характерные черты предмета, а ненужные детали отбрасываются. Особенно часто эти приемы используются в плакатной и книжной графике и в мультипликации, а также в современной скульптуре.
Слайд 33

Стилизация

Стилизация

Слайд 34

Трансформация в искусстве всегда УСИЛЕНИЕ одних черт и ЗАТУШЁВЫВАНИЕ других

Трансформация в искусстве всегда УСИЛЕНИЕ одних черт и ЗАТУШЁВЫВАНИЕ других

Слайд 35

Слайд 36

Как изменяется образ при трансформации? Анубис – бог- защитник и покровитель умерших

Как изменяется образ при трансформации?

Анубис – бог- защитник и покровитель умерших

Слайд 37

Табаки из "Маугли" художника Давыдова

Табаки из "Маугли" художника Давыдова

Слайд 38

Сюрреалистические трансформации Сальвадора Дали «Рынок рабов»

Сюрреалистические трансформации Сальвадора Дали

«Рынок рабов»

Слайд 39

Сюрреалистические трансформации Сальвадора Дали Сальвадор Дали. “Рынок рабов с невидимым бюстом Вольтера”. 1936 год

Сюрреалистические трансформации Сальвадора Дали

Сальвадор Дали. “Рынок рабов с невидимым бюстом Вольтера”.

1936 год
Слайд 40

Сальвадор Дали. “Постоянство памяти”. 1931 г. Музей современного искусства,

Сальвадор Дали. “Постоянство памяти”. 1931 г. Музей современного искусства,

Слайд 41

Альберто Джакометти (1901-1966) Швейцарский скульптор, живописец и график.

Альберто Джакометти (1901-1966)

Швейцарский скульптор, живописец и график.

Слайд 42

Альберто Джакометти Кошка Собака Паук Лес Посмотрите примеры современной скульптуры. Что подчеркивает стилизация или трансформация?

Альберто Джакометти

Кошка

Собака

Паук

Лес

Посмотрите примеры современной скульптуры.
Что подчеркивает стилизация или трансформация?

Слайд 43

Слайд 44

Альберто Джакометти Скульптура "Шагающий Человек" считается самой дорогой скульптурой в мире.

Альберто Джакометти

Скульптура "Шагающий Человек" считается самой дорогой скульптурой в мире. В

2010 году она была продана на аукционе Sotheby's за 104.3 миллионов долларов.
Слайд 45

Линия тоже имеет свою форму, которая выражает образ. Она может быть

Линия  тоже  имеет  свою  форму,  которая  выражает образ. 
Она  может  быть 

стремительной  или  тягучей, плавной  или  угловатой,  целенаправленной  или  хаотичной  и  тем  самым  формирует  различные  образы. 

Линия

Слайд 46

Форма в музыке В музыке под формой подразумеваются организация музыкального целого,

Форма в музыке

В музыке под формой подразумеваются организация музыкального целого, способы

развития музыкального материала, а также жанровые обозначения, которые авторы дают своим произведениям, например: песня, романс, баллада, прелюдия и др.
Формы композиции в музыке основаны на известных вам принципах — повтор и контраст. Различают двух-
частные и трехчастные музыкальные формы, вариации, рондо, сонатная форма и др.
Слайд 47

Ритм - динамическая последовательность. Слово ритм означает «мерность». Ритм сложился под

Ритм - динамическая последовательность. Слово ритм означает «мерность».
Ритм сложился под влиянием

деятельности человека: шага, танца, заклинания, плача-причета, укачивания ребенка, бытовой речи, этапов работы,
Слайд 48

Послушайте звучание разных колоколов и сопоставьте их ритмические формулы. Как изменение

Послушайте звучание разных колоколов и сопоставьте их ритмические формулы. Как изменение

ритма влияет на эмоциональный строй колокольных звонов?

Пасхальный звон

Набат

Будничный звон