Колокольный звон на Руси

Содержание

Слайд 2

Почему звонят колокола? На протяжении нескольких сотен лет колокола в христианских

Почему звонят колокола?

На протяжении нескольких сотен лет колокола в христианских храмах

напоминают верующим о присутствии церкви и её влиянии на повседневную жизнь.
Слайд 3

Колокола были неотъемлемой частью и сельского пейзажа, и городской жизни, под

Колокола были неотъемлемой частью и сельского пейзажа, и городской жизни,

под звон колоколов чередовались времена года, рассветы и сумерки, колокола звонили и в радостные, и в горестные дни, сопровождали великие праздники и семейные события.
Люди хорошо понимали язык колоколов, ведь их звон сопровождал человека от рождения до смерти.
Слайд 4

Слайд 5

Появление колоколов на Руси Колокола на Руси появились в Х в.

Появление колоколов на Руси

Колокола на Руси появились в Х в.

с принятием христианства, но широко распространились с конца XVI в.
До XV века во всех монастырях России звонили в било. Било — один из самых древних и очень простых инструментов. Оно употреблялось на Руси задолго до появления христианства.
Слайд 6

Для того чтобы било звучало ярче, использовалось сухое дерево. Клен, бук

Для того чтобы било звучало ярче, использовалось сухое дерево. Клен, бук

издавали наиболее сильный и четкий звук, высота которого менялась также в зависимости от силы удара.
Слайд 7

Колокольных дел мастера Периодом расцвета колокольного искусства на Руси становятся XVI—ХVII

Колокольных дел мастера

Периодом расцвета колокольного искусства на Руси становятся XVI—ХVII века,

когда появляются замечательные мастера, как Александр Григорьев, братья Иван и Михаил Моторины, которые разработали «русский профиль» колоколов.
Они стремились к тому, чтобы у каждого колокола была мелодичная персональная звуковая окраска.
Слайд 8

Царь- колокол В 1735году – В Москве, по указу императрицы Анны

Царь- колокол

В 1735году – В Москве, по указу императрицы Анны Иоановны,

после полутора лет подготовительных работ, русскими мастерами Иваном и Михаилом Моториными на Пушечном дворе был отлит Царь-колокол.
Слайд 9

Царь-колокол – имеет высоту 6,14 м, диаметр 6,6 м, массу около

Царь-колокол – имеет высоту 6,14 м, диаметр 6,6 м, массу около

160 т.
После остывания колокола начались чеканные работы, но во время Троицкого пожара в мае 1737 г. загорелись окружающие его деревянные конструкции. На раскалённый колокол попала вода, и от него откололся значительный кусок весом 11 т. Поэтому колокол был оставлен в литейной яме.
Слайд 10

В 1836 году Царь-колокол был поднят из литейной ямы и установлен в Кремле.

В 1836 году Царь-колокол был поднят из литейной ямы и установлен

в Кремле.
Слайд 11

На самой знаменитой в Москве колокольне - Ивана Великого - некогда

На самой знаменитой в Москве колокольне - Ивана Великого - некогда

располагалось 52 колокола, замечательных по своему звуку. Московские старожилы хорошо знали их «голоса» и с удовольствием узнавали.
Слайд 12

Секреты мастерства звонарей на Руси передавались из поколения в поколение, однако

Секреты мастерства звонарей на Руси передавались из 
поколения в поколение, 
однако в XX веке это искусство было почти утеряно. 
В настоящее время в Москве 
действуют несколько школ 
звонарей, возрождающих 
старинные традиции.

Слайд 13

Слайд 14

Виды церковного звона Благовест – звон в один большой колокол перед

Виды церковного звона

Благовест – звон в один большой колокол перед началом

службы, при котором ударяют в оба края колокола.
Трезвон – звон в несколько колоколов в три приёма, без переборов до трёх раз.
Слайд 15

Перезвон – поочерёдно перебираются все колокола друз за другом. Переборы –

Перезвон – поочерёдно перебираются все колокола друз за другом.
Переборы –

довольно скорые удары по одному разу во все колокола по порядку от самого маленького до самого большого.
Погребальный – медленные размеренные одиночные удары в колокол.
Слайд 16

Будничный – в будние дни с использованием малых колоколов. Праздничный: а)

Будничный – в будние дни с использованием малых колоколов.
Праздничный:
а) великий -

во все колокола с большими;
б) средний – во все колокола, без большого;
в) красный – в несколько колоколов, без самых больших.
Слайд 17

Колокольность в искусстве С.В.Рахманинов «Колокола» фрагмент поэмы для солистов хора и симфонического оркестра №1.

Колокольность в искусстве

С.В.Рахманинов «Колокола» фрагмент поэмы для солистов хора и симфонического

оркестра №1.
Слайд 18

М.П.Мусоргский «Пролог» из оперы «Борис Годунов»

М.П.Мусоргский «Пролог» из оперы
«Борис Годунов»

Слайд 19

Н.А. Римский-Корсаков «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Н.А. Римский-Корсаков
«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Слайд 20

Борис Михайлович Кустодиев

Борис Михайлович Кустодиев

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Василий Дмитриевич Поленов

Василий Дмитриевич Поленов

Слайд 24

Слайд 25

БЛАГОВЕСТ Среди дубравы блестит крестами Храм пятиглавый с колоколами. Их звон

БЛАГОВЕСТ
Среди дубравы блестит крестами
Храм пятиглавый с колоколами.
Их звон

призывный через могилы
Гудит так дивно и так уныло!
К себе он тянет неодолимо,
Зовет и манит он в край родимый,
В край благодатный, забытый мною,- И, непонятной томим тоскою,
Молюсь, и каюсь я, и плачу снова,
И отрекаюсь я от дела злого;
Далеко странствуя мечтой чудесною, Через пространства я лечу небесные, И сердце радостно дрожит и тает, Пока звон благостный не замирает...
1840-е
Слайд 26

Приди ты, немощный, Приди ты, радостный! Звонят ко всенощной, К молитве

Приди ты, немощный, Приди ты, радостный! Звонят ко всенощной, К молитве благостной ...
И звон

смиряющий Всем в душу просится, Окрест сзывающий В полях разносится.