Композиция. Виды композиции

Содержание

Слайд 2

КОМПОЗИЦИЯ - ЭТО строение, расположение, соотношение составных частей текста.

КОМПОЗИЦИЯ - ЭТО

строение,
расположение,
соотношение составных частей текста.

Слайд 3

МАРК ФАБИЙ КВИНТИЛИАН Римский ритор разработал теорию композиции.

МАРК ФАБИЙ КВИНТИЛИАН
Римский ритор разработал теорию композиции.

Слайд 4

8 ЧАСТЕЙ В РЕЧИ ОРАТОРА (ПО КВИНТИЛИАНУ) Обращение (для привлечения внимания

8 ЧАСТЕЙ В РЕЧИ ОРАТОРА (ПО КВИНТИЛИАНУ)

Обращение (для привлечения внимания аудитории).
Именование

темы.
Повествование (состоит из описания истории предмета).
Описание.
Доказательство (состоит из аргументов, обосновывающих решение проблемы).
Опровержение – доказательство от противного.
Воззвание – обращение к чувствам слушателей.
Заключение – краткое изложение выше сказанного и выводы.
Слайд 5

Композиция устной речи, предложенная Квинтилианом, перешла и на письменные тексты. В

Композиция устной речи, предложенная Квинтилианом, перешла и на письменные тексты.
В школе

более применимы 3 основные части композиции:
Вступление (зачин)
Основная часть
Заключение (концовка).
Слайд 6

ВИДЫ КОМПОЗИЦИИ Линейная – последовательное изложение фактов и событий, строится по

ВИДЫ КОМПОЗИЦИИ

Линейная – последовательное изложение фактов и событий, строится по хронологическому

признаку (автобиография, отчет, бытовой рассказ, историческая хроника, статьи по истории, научные книги).
Ступенчатая – акцентированный переход от одного положения к другому (лекция, доклад, любой учебник, договор).
Концентрическая – переход от одного положения к другому с возвращением к уже приведенным положениям (по типу спирали).
Параллельная – основана на сопоставлении 2 фактов (сравнительная характеристика героев).
Дискретная – пропуск отдельных моментов изложения событий (детективы).
Слайд 7

ВИДЫ КОМПОЗИЦИИ 6. Кольцевая – повтор зачина и концовки текста. 7.

ВИДЫ КОМПОЗИЦИИ

6. Кольцевая – повтор зачина и концовки текста.
7. Контрастная –

основана на резком противопоставлении 2 частей текста.
Слайд 8

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЖАНРА ТЕКСТА КОМПОЗИЦИЯ МОЖЕТ БЫТЬ Жесткая – обязательна

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЖАНРА ТЕКСТА КОМПОЗИЦИЯ МОЖЕТ БЫТЬ

Жесткая – обязательна для

всех типов жанра (справка, заметка, заявление, докладная).
Вариативная – примерный порядок расположения частей текста известен, но автор может варьировать его (учебник, ответ на уроке, письмо).
Нежесткая – предполагает достаточную свободу автора (рассказ, очерк, сочинение).
Слайд 9

КОНСТРУКТИВНЫЙ ПРИЕМ Это важный элемент композиции. Используется, когда автор не только

КОНСТРУКТИВНЫЙ ПРИЕМ

Это важный элемент композиции.
Используется, когда автор не только хочет передать

информацию, но и оказать эмоциональное воздействие на адресата.
К.п. усиливают эмоциональность и экспрессивность текста.
Слайд 10

Типы конструктивных приемов

Типы конструктивных приемов

Слайд 11

ИНДУКЦИЯ Изложение от частного к общему. (пример – анализ примера –

ИНДУКЦИЯ

Изложение от частного к общему. (пример – анализ примера – вывод)
Слон

гоняет Моську. (источник действия – слон, действие направлено на Моську. Моська – дополнение)
Слайд 12

ДЕДУКЦИЯ Прием, обратный индукции – изложение от общего к частному (общее

ДЕДУКЦИЯ

Прием, обратный индукции – изложение от общего к частному (общее положение

– тезис – факты как доказательства).
Антонимы = слова с противоположным значением. Слово «антоним» происходит от греч.: anti – против, onyma – имя. Например, горячий – золодный.
Слайд 13

КОНКРЕТИЗАЦИЯ Прием усиления воздействия текста с помощью конкретного примера, факта, при

КОНКРЕТИЗАЦИЯ

Прием усиления воздействия текста с помощью конкретного примера, факта, при этом

факт применяется для усиления, а не для доказательства.
Например, диалог ребенка и бабушки в трамвае.
Слайд 14

ДИЛЕММА Предполагает выбор между 2 взаимоисключающими фактами, при этом основная роль

ДИЛЕММА

Предполагает выбор между 2 взаимоисключающими фактами, при этом основная роль –

союзу «или».
Быть или не быть?
Слайд 15

РАМОЧНОЕ ОБРАМЛЕНИЕ Составляет основу кольцевой композиции. Может лежать в основе усиления

РАМОЧНОЕ ОБРАМЛЕНИЕ

Составляет основу кольцевой композиции.
Может лежать в основе усиления только части

текста как повтор в начале и конце абзаца.
По ночам мне снились страшные сны. Много раз мне снился израненный отец, снились горящие деревья и черные облака. И хотя в действительности войны я не видел, но рассказы взрослых, военные книги и фильмы превращались по ночам в видения и мешали спать. Казалось, эти страшные сны будут всегда. Но война кончилась. Отец научился ходить с палкой.... И мне стали сниться другие сны.
Слайд 16

НАПРЯЖЕНИЕ В основе лежит принцип сопоставления несопоставимых фактов. Сначала автор приводит

НАПРЯЖЕНИЕ

В основе лежит принцип сопоставления несопоставимых фактов. Сначала автор приводит несколько

однородных фактов, которым затем противопоставляется один факт, не сопоставимый с ними.
анекдот.
Слайд 17

КОНЦЕССИЯ Используется при споре: автор сначала соглашается с оппонентом, а потом

КОНЦЕССИЯ

Используется при споре: автор сначала соглашается с оппонентом, а потом резко

опровергает его.
Да, это так, но...
Слайд 18

ВОПРОСНО-ОТВЕТНЫЙ ХОД Прием привлечения внимания: автор задает вопрос и сам же на него отвечает.

ВОПРОСНО-ОТВЕТНЫЙ ХОД

Прием привлечения внимания: автор задает вопрос и сам же на

него отвечает.