Содержание
- 2. Греческая культура сформировалась в Средиземноморье, на Балканском полуострове и прилежащих территориях и достигла своего расцвета в
- 3. Такое устройство общества отличное от других территорий, где преобладали восточные деспотии, и обусловило уникальность, высокий уровень
- 4. Одним из основных понятий античной эстетики, обозначающим гармонию внешнего и внутреннего, души и тела, в человеке
- 5. Калокагатия была основным принципом греческой культуры и воспитания. Греческое искусство носило реалистический характер. Сознание ценности и
- 6. В период расцвета греческой культуры были созданы величайшие храмы, литературные произведения, скульптуры, а также замечательные произведения
- 7. В античном костюме греческого периода проявилась как в капле воды гармоничность греческого искусства. В основе её
- 8. Визитной карточкой греческой одежды стала драпировка, которая была и конструктивным решением, позволяющим свободно двигаться и украшением.
- 9. Эллины считали тело самым лучшим украшением человека, и они заботились о нем. Греки более всего ценили
- 10. Первоначально ткань изготовлялась из овечьей шерсти, позднее в употребление вошли льняные ткани. Лён был заимствован у
- 11. Подтверждение тому мы видим в разных источниках, начиная с мифологии. Даже женщины высших сословий умели ткать,
- 12. Долгое время, исходя из вида мраморных статуй считали, что греки предпочитали светлые, белые ткани, что было
- 13. Благодаря современным научным методикам, с помощью которых стало возможно изучить мельчайшие частички краски, оставшиеся на артефактах,
- 14. Грекам нравились яркие насыщенные тона: голубой, синий, розовый, лиловый, красный и бордовый, желтый. Сельские жители традиционно
- 15. Были известны два способа вышивки — гладью и крестом. Дорогие ткани нередко украшали штампованы металлическими нашивками
- 16. Наиболее популярны были следующие мотивы: пальметты, критская волна, меандр, бусы, плетёнка. Но было и множество других
- 17. Одежда древних греков на протяжении всего периода их истории по способу изготовления оставалась одинаковой, изменялись только
- 18. В то же время с помощью драпировки можно было скрасить любые возможные недостатки тела. Драпировка могла
- 19. Основной интерес греков вызывала не конструктивная, а живописно-пластическая сторона костюма. Для улучшения вида драпировок в края
- 20. Мужская одежда в классическую эпоху состояла из двух частей. Нижней, нательной одеждой был хитон. Для изготовления
- 21. Длина хитона зависела от возраста и социального положения человека. Средняя длина доходила до колен, но жрецы
- 22. Низ хитона обязательно подвергали обработке. Часто низ изделия украшали орнаментом. Неподшитый, обтрёпанный низ хитона был знаком
- 23. Пряжки на плече могли также быть не только важной деталью, но и украшением. Для большей свободы
- 24. Во время работы надевали ещё более простую одежду — экзомис, представлявший собой кусок грубого полотна, пропущенный
- 25. Выходя на улицу, греки обязательно надевали поверх хитона накидку. Накидки существовали в основном двух типов: гиматий
- 26. Оставшуюся ткань располагали на спине и пропускали под правую руку, оставляя руку свободной, и, уложив ткань
- 27. Ещё одним типом популярной накидки был хламис или хламида - прямоугольный кусок плотной шерстяной ткани, который
- 28. Хламида могла быть овальной или округлой формы. Хламиду носили во время охоты, в дороге и на
- 29. Костюмы греческих женщин строились на тех же эстетических принципах и технологических основах, что и мужские. Но
- 30. Были популярны два типа хитонов — дорийский и ионийский. В дорийский хитон одевались обычно женщины Спарты.
- 31. Дорийский хитон делали так: кусок ткани прямоугольной или квадратной формы, длиной и шириной около двух метров
- 32. Хитон закрепляли на теле поясом. Иногда хитон имел над талией напуск — колпос. Он получался следующим
- 33. Долевые края часто оставляли несшитыми, и они ниспадали сбоку красивыми складками. При ходьбе несшитая сторона хитона
- 34. На плечах хитон застёгивали фибулами, на груди драпировали. Часто верх изделия украшали деталью под названием диплодион.
- 35. Получившийся отворот — диплодион — напоминал короткую кофточку или просторную жилетку располагавшуюся от плеч до талии,
- 36. Диплодий в сочетании с колпосом ровно ложился на участке от груди до бедер, придавая фигуре стройность
- 37. Ионийский хитон получался так: два куска ткани, шириной до запястья горизонтально вытянутых рук. Их соединяли застёжками
- 39. Более поздний ионический хитон из очень тонкой мягкой ткани обильно драпировался и опоясывался по талии, бедрам
- 40. Как правило, хитон был домашней одеждой. Выходя из дома женщины обычно дополняли свой наряд накидкой. Одной
- 41. Для повседневной жизни использовалась накидка в виде прямоугольного отреза разнообразной, но обычно плотной и богато декорированной
- 43. Носили также хлайну — небольшой плащ из тонкой ткани, собранный в пышные складки. Его отгибали на
- 44. В холодную погоду носили объёмные платки или палантины, называемые диплакс, набрасывая их на голову и плечи.
- 45. Костюм женщин бедных слоев был таким же по состав, но из более дешёвых тканей, имел меньшую
- 46. Завершением образа служила причёска. Парикмахерское искусство достигло уже высокого уровня развития. Поскольку головные уборы почти не
- 47. После греко-персидских войн дабы отличаться от персов греки стали коротко стричь волосы. В особо торжественных случаях
- 48. Были известны разные виды кудрей. Люди утратившие красоту волос могли воспользоваться париками. Изготовлением искусных причёсок и
- 49. Популярной женской причёской был так называемый «греческий узел». Для этой причёски волосы расчёсывали на прямой пробор,
- 50. В зависимости от расположения пучка и его оформления прически носили разные названия. Существовало множество вариаций сочетания
- 52. Причёску могло дополнять изящное украшение — стефана, похожая на русский кокошник, венок или налобная повязка —
- 53. Обувь не была обязательным элементом греческого костюма. Дома греки ходили босиком и обувались только для уличных
- 54. Благодаря тёплому климату преобладали разного вида сандалии (иподиматы). Оно состояли из деревянной, кожаной или плетёной верёвочной
- 55. Ещё один вид обуви назывался крепиды. К традиционной подошве в форме ступни пришивали кожаные бортики, и
- 56. Кроме сандалий, греки носили мягкие кожаные полусапожки (персикаи), судя по названию заимствованные из Персии. В плохих
- 57. Актёры на сцене обували котурны — сандалии на очень высокой подошве, которые зрительно увеличивали рост и
- 58. Костюм дополнялся аксессуарами. Одним из ярких дополнений к основному костюму был пояс металлический, матерчатый или кожаный.
- 59. Головными уборами греки пользовались редко. Для работы под солнцем или путешествий они использовали широкополую плоскую шляпу
- 60. Декоративным головным убором был венок. Традиция украшать голову венком на праздник, стала основой для формирования греческой
- 61. Миртовые венки носили члены народных собраний и других общественных учреждений. Победителей спортивных игр, миротворцев награждали венками
- 62. Греческие женщины выходя из дома, прикрывали голову краем плаща, платком или лёгким шарфом (калиптрой). В жаркие
- 63. Были популярны зонтики от солнца. Они считались женским аксессуаром. Мужчина, использующий зонт считался излишне изнеженным. Причём
- 65. Благодаря археологическим раскопкам учёным удалось получить довольно полное представление о древнегреческих ювелирных украшениях, хорошие коллекции есть
- 66. Ювелирные изделия в Греции любили не только женщины, но и мужчины (за исключением аскетичных спартанцев). Золото
- 67. Женщины очень любили ожерелья, простые из одной нити с подвесками и крупными бусинами разной формы и
- 68. В античной Греции ювелиры достигли большого мастерства. Они применяли множество материалов и техник для изготовления изделий:
- 69. Заботясь о здоровье и красоте греки живо интересовались косметическими средствами. Основой красоты считалась чистота или гигиена.
- 70. Издавна украшая себя и жилище венками, и букетами греки хорошо разбирались в ароматах, выращивали ароматные растения
- 71. Нанесение же красок на лицо (современный макияж) греки называли коммотикой и часто относились к этому неодобрительно.
- 72. Формируясь в Средиземноморье римская культура имела и в области костюма и в других областях культуры много
- 73. Но желая подчеркнуть своё превосходство над другими народами они одевались в одежды ярких цветов (красные, пурпурные,
- 74. Основой римского костюма как мужского так и женского являлась «туника», имевшая много общего с греческим хитоном.
- 75. Существовало несколько видов туник: «колобиум», «таларис» и «далматика». У колобиума были короткие рукава, обязательный пояс и
- 76. Таларис называлась туника с длинными узкими рукавами средней длины, она была характерна для римской знати.
- 77. Далматика была более длинной (до пола) с широкими рукавами, которые в развернутом виде напоминали лопасти креста.
- 78. Цвет и отделка туники могли означать должность человека. Например пурпурные туники расшитые золотыми пальмовыми ветвями носили
- 79. Для выхода в общество туника дополнялась тогой, впрочем это касалось только римских граждан. Тога – накидка
- 80. Изготовляли тогу обычно из плотных тканей, они могли быть более и менее тёплые. В зависимости от
- 81. Тога также могла быть знаком должностного различия, например, полководцы носили затканную золотыми нитями тогу «палудаментум», форму
- 82. В среде бедняков была популярна «пенула» — шерстяная или кожаная накидка в виде полукруга, часто с
- 83. Кукуль назвалась короткая, до середины спины доходившая накидка с капюшоном. Популярной мужской одеждой была лацерна —
- 84. Новацией в костюме римлян были штаны, которые они заимствовали у галлов с III в. н.э. Но
- 85. Женский костюм древних римлянок во многом схож с мужским. Он должен был придавать монументальность и величественность
- 86. В основе женского костюма тоже была тога. Шили их как из традиционных для Аппенинского полуострова шерстяных
- 87. Римские ткани имели в основном геометрическую орнаментацию — круги, квадраты, ромбы с вписанными в них розетками,
- 88. Римские женщины имели более высокий статус чем греческие, они посещали увеселительные мероприятия, участвовали в пирах, ходили
- 89. Как и у мужчин, тога считалась нижней и домашней одеждой. Фасоны тог были различны: с рукавами
- 90. Древние римлянки придавали фигуре стройность, стягивая под туникой куском плотной ткани или тонкой кожи талию и
- 91. Верхней одеждой женщин была стола, своим покроем похожая на тунику. Она была длинной, с рукавами или
- 92. Существовали столы как с рукавами, так и без. Обычно стола дополнялась тогой, причём одна из вещей
- 93. Подобием греческого гиматия или тоги была накидка палла. Прямоугольный отрез ткани драпировали на теле разными способами,
- 94. У римлян не было привычки ходить босиком. Обувь у римлян была необходимой частью туалета, снимать ее
- 95. Обувь для знати изготовлялась из кожи разных цветов и украшалась золотыми и серебряными бляшками, с высокими
- 96. Древние римляне первоначально (до конца III в. до н.э.) носили длинные волосы и бороды, но затем
- 97. Хорошие парикмахеры очень ценились, поскольку знать уделяла своим причёскам много времени и средств. Особенно разнообразны были
- 98. Прически знатных римлянок-патрицианок были сложными и весьма разнообразными. Для создания сложной причёски использовали завивки и косы
- 99. Для создания высоких причёсок использовали каркасы, короны, диадемы, гребни, сеточки для волос, головные повязки и шапочки.
- 100. Древние римляне в отличии от греков предпочитали венкам из цветов ювелирные изделий, хотя украшения из растений
- 101. Женские же украшения были таких же видов, что и в Греции, но увлечение ими было ещё
- 104. Античный костюм оказал огромное влияние на последующее развитие такого комплекса материальной культуры как костюм. Причём это
- 105. Спустя тысячу лет после падения Рима античная одежда стала предметом подражания для европейцев в эпоху Возрождения.
- 106. Мадам Гре - известный французский кутюрье ( настоящее имя Жермин Эмили Кребс 1903-1993 гг.). С детства
- 107. Платья мадам Гре в музее Антверпена
- 120. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Взяв за образец работы художников Лоуренса Альма-Тадема и Джона Уильяма Годварда сделайте свою реконструкцию
- 122. Скачать презентацию