Культура казачества

Содержание

Слайд 2

Казачество

Казачество

Слайд 3

Свои отношения с казаками государство строило по принципу военно-ленной системы. Государство,

Свои отношения с казаками государство строило по принципу военно-ленной системы. Государство,

владея землей наделяло землями казачьи войска при условии несения ими воинской службы. Земля для казака и казачьей семьи — решающий фактор. Причем неважно на каком историческом этапе находилось хозяйство казака (естественные промыслы, такие как охота и рыболовство или же сельскохозяйственное производство). Войсковые земли представляли для казаков среду обитания.
Слайд 4

Во второй половине XIX и начале XX веков казачество пребывало в

Во второй половине XIX и начале XX веков казачество пребывало в

зените своей славы, в своем расцвете. Славы от подвигов, в расцвете потому, что казачьи войска, их жизнь вошли в стабильное русло. Казачество владело огромными земельными наделами от Тихого Дона до Тихого океана. Казачество имело управление отличное от управления других губерний России. Имело казачество и самобытное местное самоуправление.
Слайд 5

Включенное в систему общероссийской юрисдикции казачество сохранило присущие ему демократичность, самобытную

Включенное в систему общероссийской юрисдикции казачество сохранило присущие ему демократичность, самобытную

культуру, отличную от других. По уровню образованности казачьи области были намного выше остальных губерний в Российской Империи.
Слайд 6

Слайд 7

Много говорят о привилегиях и льготах казачества. Действительно с точки зрения

Много говорят о привилегиях и льготах казачества. Действительно с точки зрения

русского мужика центральной губернии казачество пребывало в достатке. И отчасти это так, казачья семья владела до 50 десятин земли, однако не выплачивала налоги государству в отличие от другой части населения. Но казаки платили главную повинность государству — военную, которая длилась практически всю жизнь.
Слайд 8

Все русское общество делилось на сословия. Казачество в этом случае не

Все русское общество делилось на сословия. Казачество в этом случае не

стало исключением, хотя если говорить о культурно-этнических процессах с самого начала и до разгрома в нем проходили одновременно два процесса, определивших казачество как единственный и уникальный феномен в истории. С одной стороны государство всячески насаждало казачеству сословность. Определяло его как служивое сословие, все более и более выпячивая фактор сословности. Это давало государству возможность вмешиваться в жизнь казачьих войск, переселять и упразднять их. С другой стороны столь же сильными были этнические процессы. Обособление культурной сферы, которая формировалась под влиянием соседних народов. Так формировались обычное право, костюмы, культура, самосознание казаков.
Слайд 9

Внутреннее убранству казачьей xaты. Интерьер кубанского жилища был в основном одинаков

Внутреннее убранству казачьей xaты. Интерьер кубанского жилища был в основном одинаков для всех

районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата. В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол. В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды, комод для белья, сундуки и т.д. Центральным местом в доме был «Красный угол» - «божница». В «божнице» сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи, «паски», как их называют у нас на Кубани, пасхальные яйца, просвирки, записи молитв, поминальние книжки».
Слайд 10

Казачий двор

Казачий двор

Слайд 11

Мужской костюм состоял из военной формы и повседневной одежды. Форменный костюм

Мужской костюм состоял из военной формы и повседневной одежды. Форменный костюм

прошел сложный путь развития, и на нем больше всего сказалось влияние культуры кавказских народов . Форменная одежда, конь, оружие были составной частью казачьей «справы», т.е. снаряжения за свой счет. Казака «справляли» задолго до того, как он шел служить. Обыкновенно отец говорил ему: «Ну вот, сынок, я тебя женил и справил. Теперь живи своим умом - я более перед богом за тебя не ответчик».
Слайд 12

Мужская одежда

Мужская одежда

Слайд 13

Женский казачий костюм Традиционный женский костюм сформировался к середине XIX века.

Женский казачий костюм

Традиционный женский костюм сформировался к середине XIX века. Он

состоял из юбки и кофточки (кофточка), сшитой из ситца. Она могла быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами. Юбки шили из ситца или шерсти, для пышности присборенные у пояса . Значение одежды в системе материальных ценностей казачьей семьи было весьма велико, красивая одежда поднимала престиж, подчеркивала достаток, отличала от иногородних. Одежда, даже праздничная, в прошлом обходилась семье относительно дешево: каждая женщина умела и прясть, и ткать, и кроить, и шить, вышивать и плести кружева.
Слайд 14

Слайд 15

Праздники у казаков Святки Особенно масштабно казаки праздновали Святки, они устраивали

Праздники у казаков Святки Особенно масштабно казаки праздновали Святки, они устраивали

массовые гуляния, состязания на лошадях. Девушки ночи посвящали гаданиям. С гаданиями у казачек были связаны почти все празднования. Они не упускали возможности опустить венок на Ивана Купала, покатать яблочко в яблочный спас, для того , чтобы узнать свою судьбу. 14 октября - Покров Пресвятой Богородицы. Праздник казаков всех войск. Отмечается, как день Победы 5,3 тысячи казаков над 150-ю тысячами турок в конце сентября 1641 г. в крепости Азов.