Культура начала XX века

Содержание

Слайд 2

Живопись и скульптура. От авангарда до модерна.

Живопись и скульптура. От авангарда до модерна.

Слайд 3

«Мир искусства» На рубеже XIX-XX вв. модернистские поиски привели к складыванию

«Мир искусства»

На рубеже XIX-XX вв. модернистские поиски привели к складыванию группы

художников, объединяющихся вокруг журнала «Мир искусства» (А.Н.Бенуа, К.А.Сомов, Е.Е.Лансере, Л.С.Бакст, Н.К.Рерих, И.Э.Грабарь). «Мирискуссники» пропагандировали индивидуализм, свободу искусства от социальных и политических проблем. Главное для них – красота и традиции русской национальной культуры. Особое внимание они уделяли возрождению и новой оценке наследия прошлых эпох, а также популяризации западно-европейского искусства.
Слайд 4

А.Н.Бенуа «Прогулка короля» (1906)

А.Н.Бенуа «Прогулка короля» (1906)

Слайд 5

А.Н.Бенуа «Парад при Павле Первом»

А.Н.Бенуа «Парад при Павле Первом»

Слайд 6

К.Сомов «Дама в голубом»

К.Сомов «Дама в голубом»

Слайд 7

К.Сомов «Дама и арлекин»

К.Сомов «Дама и арлекин»

Слайд 8

Н.Рерих «Заморские гости»

Н.Рерих «Заморские гости»

Слайд 9

Театральные эскизы Л.Бакста

Театральные эскизы Л.Бакста

Слайд 10

Б.М.Кустодиев «Масленица» (1916)

Б.М.Кустодиев «Масленица» (1916)

Слайд 11

Б.М.Кусодиев «Купчиха за чаем»

Б.М.Кусодиев «Купчиха за чаем»

Слайд 12

Пленэризм Пленэ́ризм — термин, обозначающий передачу в картине всего богатства изменений

Пленэризм

Пленэ́ризм — термин, обозначающий передачу в картине всего богатства изменений цвета,

обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Этот термин также используется для обозначения правдивого отражения красочного богатства натуры, всех изменений цвета в естественных условиях, при активной роли света и воздуха. В этом направлении работали художники В.А.Серов, И.Э.Грабарь, К.А.Коровин.
Слайд 13

В.А.Серов «Девочка с персиками» (Портрет В.С.Мамонтовой) (1887)

В.А.Серов «Девочка с персиками» (Портрет В.С.Мамонтовой) (1887)

Слайд 14

В.А.Серов «Портрет М.Н.Ермоловой» (1905)

В.А.Серов «Портрет М.Н.Ермоловой» (1905)

Слайд 15

В.А.Серов «Похищение Европы» (1910)

В.А.Серов «Похищение Европы» (1910)

Слайд 16

В.А.Серов «Купание лошади»

В.А.Серов «Купание лошади»

Слайд 17

К.А.Коровин «У балкона. Испанки Леонора и Ампара» (1888-1889)

К.А.Коровин «У балкона. Испанки Леонора и Ампара» (1888-1889)

Слайд 18

К.А.Коровин «Портрет Ф.Шаляпина»

К.А.Коровин «Портрет Ф.Шаляпина»

Слайд 19

К.А.Коровин «В саду» (1914)

К.А.Коровин «В саду» (1914)

Слайд 20

«Союз русских художников» (1903-1923) В начале XX в. традиции пленэризма получили

«Союз русских художников» (1903-1923)

В начале XX в. традиции пленэризма получили дальнейшее

развитие в деятельности московского объединения «Союз русских художников», противопоставивший себя «Миру искусства». Среди его членов выделяются К.Ф.Юон и И.Э.Грабарь.
Слайд 21

И.Э.Грабарь «Мартовский снег»

И.Э.Грабарь «Мартовский снег»

Слайд 22

К.Ф.Юон «Мартовское солнце» (1915)

К.Ф.Юон «Мартовское солнце» (1915)

Слайд 23

Б.Борисов-Мусатов «Весна» (1901)

Б.Борисов-Мусатов «Весна» (1901)

Слайд 24

В.Борис-Мусатов «Водоем»

В.Борис-Мусатов «Водоем»

Слайд 25

Пленэризм в скульптуре. П.П.Трубецкой. Памятник Александру III (1900-1906)

Пленэризм в скульптуре. П.П.Трубецкой. Памятник Александру III (1900-1906)

Слайд 26

М.Врубель «Демон сидящий»

М.Врубель «Демон сидящий»

Слайд 27

М.Врубель «Серафим шестикрылый»

М.Врубель «Серафим шестикрылый»

Слайд 28

М.Врубель «Царевна-лебедь»

М.Врубель «Царевна-лебедь»

Слайд 29

Ранний русский авангард Родоначальником русского авангарда принято считать общество «Бубновый валет»,

Ранний русский авангард

Родоначальником русского авангарда принято считать общество «Бубновый валет», основанное

М.Ларионовым в 1910 г. Ядро группы составили И.Машков, П.Кончаловский, А.Лентулов, Р.Фальк.
Также представителями русского авангарда были К.С.Малевич, М.З.Шагал, К.Петров-Водкин.
Художники этого направления разработали собственную живописную систему, в которой приемы кубизма и фовизма (буйство красок) сочетались с восточной орнаментальностью и мотивами русского народного творчества.
Слайд 30

М.Ф.Ларионов «Отдыхающий солдат» (1911)

М.Ф.Ларионов «Отдыхающий солдат» (1911)

Слайд 31

А.В.Лентулов «Василий Блаженный» (1913)

А.В.Лентулов «Василий Блаженный» (1913)

Слайд 32

И.И.Машков «Портрет Е.И.Киркальди»

И.И.Машков «Портрет Е.И.Киркальди»

Слайд 33

П.П.Кончаловский «Агава» (1916)

П.П.Кончаловский «Агава» (1916)

Слайд 34

М.Шагал «Я и моя деревня»

М.Шагал «Я и моя деревня»

Слайд 35

К.С.Петров-Водкин «Купание красного коня»

К.С.Петров-Водкин «Купание красного коня»

Слайд 36

К.С.Петров-Водкин «Петроградская Мадонна»

К.С.Петров-Водкин «Петроградская Мадонна»

Слайд 37

Объединение «Ослиный хвост» В 1911 г. один из идеологов русских авангардистов

Объединение «Ослиный хвост»

В 1911 г. один из идеологов русских авангардистов М.Ларионов

и его спутница Н.Гончарова покинули «Бубновый валет» и создали новое объединение «Ослиный хвост», в которое вошли К.Малевич и В.Татлин. Экстравагантность и провакаторство.
Слайд 38

К.Малевич «Купальщик» (1911)

К.Малевич «Купальщик» (1911)

Слайд 39

М.Ларионов «Лучистый пейзаж»

М.Ларионов «Лучистый пейзаж»

Слайд 40

Объединение «Союз молодежи» В Петербургское объединение «Союз молодежи» (1913-1914) входили П.Филонов, Д.Бурлюк, К.Малевич, В.Татлин.

Объединение «Союз молодежи»

В Петербургское объединение «Союз молодежи» (1913-1914) входили П.Филонов, Д.Бурлюк,

К.Малевич, В.Татлин.
Слайд 41

П.Филонов «Формула петроградского пролетариата»

П.Филонов «Формула петроградского пролетариата»

Слайд 42

П.Филонов «Корабли. Ввод в мировой расцвет»

П.Филонов «Корабли. Ввод в мировой расцвет»

Слайд 43

Абстрактное искусство. К.Малевич «Черный квадрат» и «Суперматизм»

Абстрактное искусство. К.Малевич «Черный квадрат» и «Суперматизм»

Слайд 44

Архитектура. Стиль модерн. Ф.И.Шехтель. Ярославский вокзал в Москве.

Архитектура. Стиль модерн. Ф.И.Шехтель. Ярославский вокзал в Москве.

Слайд 45

Влияние имперессионизма в скульптуре. А.С.Голубкина «Старость»

Влияние имперессионизма в скульптуре. А.С.Голубкина «Старость»

Слайд 46

С.Т.Коненков «Нищая братия»

С.Т.Коненков «Нищая братия»

Слайд 47

Неоклассицизм в архитектуре. И.И.Рерберг. Киевский вокзал.

Неоклассицизм в архитектуре. И.И.Рерберг. Киевский вокзал.

Слайд 48

Неорусский стиль в архитектуре. А.В.Щусев. Казанский вокзал.

Неорусский стиль в архитектуре. А.В.Щусев. Казанский вокзал.

Слайд 49

Ф.И.Шехтель. Здание Художественного театра в Москве.

Ф.И.Шехтель. Здание Художественного театра в Москве.

Слайд 50

Р.И.Клейн. Музей изобразительных искусств в Москве.

Р.И.Клейн. Музей изобразительных искусств в Москве.

Слайд 51

И.В.Жолтовский. Здание Госбанка.

И.В.Жолтовский. Здание Госбанка.

Слайд 52

Музыка. Поздний русский романтизм. Композитор А.Н.Скрябин (1872-1915) соединил музыку с игрой

Музыка. Поздний русский романтизм.

Композитор А.Н.Скрябин (1872-1915) соединил музыку с игрой цвета.

Его произведения – «4-я фортепьянная соната», «Божественная поэма», «Поэма экстаза», «Поэма огня».
Композитор С.В.Рахманинов (1873-1943) написал большое количество романсов, симфоний, концертов, сюит, три оперы («Скупой рыцарь», «Алеко»).
Произведения А.К.Глазунова – балет «Раймонда».
Слайд 53

Слайд 54

И.Ф.Стравинский. Балет «Жар-птица»

И.Ф.Стравинский. Балет «Жар-птица»