Культура в XVII веке

Содержание

Слайд 2

В 1687 г. основано Славяно-греко-латинская академия Первое высшее учебное заведение в

В 1687 г. основано Славяно-греко-латинская академия

Первое высшее учебное заведение

в России, существовавшее в Москве.
Инициаторами создания Академии были педагог, просветитель и поэт Симеон Полоцкий (1629–1680).
Создатели – братья Иоанникий и Сафроний Лихуды
Слайд 3

Около 25% мелкого посадского населения Москвы в 80-х гг. XVII в.

Около 25% мелкого посадского населения Москвы в 80-х гг. XVII в.

были грамотными. В приказах числилось 178 дьяков и 1450 подьячих. Были и особые дьяки, которые выполняли разные письменные заказы населения: составляли юридические документы, писали челобитные и т. д.
Слайд 4

1634 г. Появились первые буквари. Вслед за Иваном Федоровым в 1634

1634 г.

Появились первые буквари. Вслед за Иваном Федоровым в 1634 г.

создает свой букварь Василий Бурцов-Протопопов, известный московский печатник. Это было первое пособие для обучения грамоте. Второе его издание стало первой русской иллюстрированной азбукой: автор поместил здесь изображение классной комнаты и наказание розгами.

Среди учебных книгXVI — XVII вв. выделяется букварь, созданный педагогом, поэтом и переводчиком Карионом Истоминым, одним из просвещеннейших людей XVII в., и гравером Оружейной палаты Леонтием Буниным. В букваре нет ни молитв, ни назидательных наставлений. Занимательные и понятные рисунки сопровождали стихи, помогавшие лучше усвоить азбуку.

Слайд 5

1648 г. «Грамматика» Смотрицкого. Меле́тий Смотри́цкий (в миру — Максим Герасимович

1648 г.

«Грамматика» Смотрицкого.
Меле́тий Смотри́цкий (в миру — Максим Герасимович Смотрицкий, —

православный архиепископ Полоцка; писатель, деятель просвещения.
Слайд 6

1674 г. «Синопсис» Иннокентий Гизель

1674 г.

«Синопсис» Иннокентий Гизель

Слайд 7

Литература XVII века Прекращается летописание Снижается влияние церкви Возникают новые жанры

Литература XVII века

Прекращается летописание
Снижается влияние церкви
Возникают новые жанры (сатирическая повесть, стихи)


Продолжается жизнеописание
Распространяется переводная литература
Слайд 8

Для обучения членов царской семьи приглашали известных просветителей. СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (церковный

Для обучения членов царской семьи приглашали известных просветителей.

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (церковный деятель,

богослов и писатель. Родом из Белоруссии, вероятно из Полоцка).
С 1667 занимался воспитанием царских детей.
Автор сочинений
Вертоград многоцветный (сборник нравоучительных стихов)
Книгу кратких вопросов и ответов катехизических
Венец веры кафолической.
Симеон выступает как родоначальник русского силлабического стихосложения)
Слайд 9

силлабического стихосложения Симеон Полоцкий выступает как родоначальник русского силлабического стихосложения Чин

силлабического стихосложения

Симеон Полоцкий выступает как родоначальник русского силлабического стихосложения
Чин купецкий без

греха едва может быти,
на многих бо я злобы враг обыче лстити;
Изрядное лакомство в купцах обитает,
еже в многия грехи оны убеждает.
Во-первых, всякий купец усердно желает,
малоценно да купит, драго да продает.
Слайд 10

Сатирические произведения Повесть «О Шемякином суде» «Повесть о Фоме и Ереме» «Повесть о Ерше Ершовиче»

Сатирические произведения

Повесть «О Шемякином суде»
«Повесть о Фоме и Ереме»
«Повесть о Ерше

Ершовиче»
Слайд 11

Появляются сатирические повести, в которых действует безымянный герой — «добрый молодец»,

Появляются сатирические повести, в которых действует безымянный герой — «добрый молодец»,

«бедный», «богатый»: «Шемякин суд», и др. Повесть высмеивает порядок феодального судопроизводства, взяточничество, продажность судей. «Азбука о голом и небогатом человеке» рассказывает о злоключениях простого человека. Автор относится с сочувствием и пониманием к своему герою. «Люди, вижу, что богато живут, а нам, голым, ничего не дают, черт их знает, куда и на что деньги берегут», — сетует рассказчик.

«Шемякин суд» стало нарицательным выражением, обозначающим несправедливый суд и предвзятое решение властей.

Слайд 12

Сказание Официальная версия событий Смуты содержится в «Новом летописце» 1630 г.,

Сказание

Официальная версия событий Смуты содержится в «Новом летописце» 1630 г.,

написанном по заказу патриарха Филарета.

«Сказание» Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря польско-литовско-казачьими войсками в 1608—1610 гг. написано на основании личных наблюдений автора, келаря монастыря.

В первых шести главах «Истории» речь идет о причинах Смуты в России и о событиях от смерти Ивана Грозного до воцарения Василия Шуйского; в последних двадцати пяти — о случившемся следом за снятием осады: о низведении с царства Василия Шуйского, о разорении поляками Москвы и освобождении ее и о возведении храма во имя Сергия Радонежского в деревне Деулине, где было заключено перемирие.

Слайд 13

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» — исповедь Аввакума Петрова. «Житие»

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» — исповедь Аввакума Петрова. «Житие»

написано в Пустозерском заточении, где в «земляной яме» он провел вместе с тремя единомышленниками последние пятнадцать лет жизни, полной борьбы и страданий. «Житие» — первая автобиография в истории отечественной словесности. Рассказ о жизни и борьбе за «древлее благочестие» ведется от первого лица.
Слайд 14

1672 г «Комедийная хоромина» В театре играли иностранные актёры. Указ, в

1672 г

«Комедийная хоромина»

В театре играли иностранные актёры.

Указ, в

котором
поручалось найти за
границей людей,
умеющих «сыграть
комедии».

Театр основан при Алексее Михайловиче

Слайд 15

В XVII в. были сделаны важные географические открытия на северо-востоке Азии.

В XVII в. были сделаны важные географические открытия на северо-востоке Азии.

В. 1643-46 гг. Василий Данилович Поярков обследовал берега Охотского моря. В 1648 г. Федот Алексеевич Попов и Семен Иванович Дежнев, проплыв из Ледовитого океана в Тихий, установили, что Азию отделяет от Америки пролив. В 1647–1651 гг. Дежнев совершил путешествие по Амуру. Картограф Семен Ульянович Ремезов составил «Чертежную книгу Сибири», этнографическую карту и «Историю Сибирскую».
Слайд 16

В 1649–1650 гг. промышленник Ерофей Хабаров из Якутска проник на Амур.

В 1649–1650 гг. промышленник Ерофей Хабаров из Якутска проник на Амур.

В результате этой экспедиции часть территории по реке Амур была присоединена к России. В 1697 г. казак Владимир Атласов исследовал Камчатку и Курилы, создал "большой чертеж" – карту, основал на Камчатке первое русское поселение.
Слайд 17

Русскую архитектуру XVII века отличают нарядность, красочность, умело подобранное сочетание цветов.

Русскую архитектуру XVII века отличают нарядность, красочность, умело подобранное сочетание цветов.

Современники говорили, что это знатное узорочье.
Слайд 18

Казанский собор в Москве Был основан в 1625 году на средства

Казанский собор в Москве

Был основан в 1625 году на средства Дмитрия

Пожарского в память о победе России в Московской битве 1612 года. Снесен в 1936 г. и восстановлен 1990-1993 гг.
Слайд 19

Теремной дворец в Московском Кремле В 1635 году царь Михаил Федорович

Теремной дворец в Московском Кремле

В 1635 году царь Михаил Федорович начал

сооружение Теремного дворца.
Русские зодчие Антип Константинов, Бажен Огурцов, Трефил Шарутин и Ларион Ушаков.
Слайд 20

Теремной дворец в Московском Кремле Здания любили украшать рельефами, "солнечными плитками"

Теремной дворец в Московском Кремле

Здания любили украшать рельефами, "солнечными плитками" -

изразцами и украшениями из резного камня, окна - наличниками. Такое обилие украшений называли "дивным узорочьем".

Это были первые каменные покои в царском дворце. В архитектуре Теремного дворца отразились не только традиционные черты русского деревянного зодчества, но и новое для того времени анфиладное построение внутренних помещений.

Слайд 21

Царский дворец в селе Коломенском 1667-1672 Деревянный дворец Алексея Михайловича в

Царский дворец в селе Коломенском 1667-1672

Деревянный дворец Алексея Михайловича в Коломенском

(1667-1672) представлял собой множество отдельных сооружений, объединенных в гармоничное единство. Строили «плотничий староста Сенька Петров и стрелец плотник Ивашка Михайлов». Росписью руководил иконописец Симон Ушаков и выписанный из Персии армянин Богдан Салтанов. По словам очевидца, дворец походил на «только что вынутую из футляра драгоценность».
Слайд 22

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря 1656 году Церковная архитектура

Воскресенский собор
Новоиерусалимского монастыря 1656 году

Церковная архитектура

Слайд 23

Новоиерусалимский монастырь близ Москвы Новоиерусалимский монастырь близ Москвы был основан в

Новоиерусалимский монастырь близ Москвы

Новоиерусалимский монастырь близ Москвы был основан в 1656

году патриархом Никоном (в миру Никита Минов) как личная подмосковная резиденция и одновременно новый центр русского православия. В соответствии с никоновской программой создания "русского Иерусалима", главное здание обители – Воскресенский собор (1656-1658 годы) – было скопировано с иерусалимского храма Гроба Господня, монастырский холм получил название Сион, холмы к востоку и северу от него – Елеон и Фавор, древняя Зиновьева Пустошь была переименована в Капернаум, река Истра – в Иордан. Со временем монастырь стал крупным духовно-религиозным и культурным центром Русского государства.
Слайд 24

В XVII в. возросло значение купечества. Новое его положение сказалось и

В XVII в. возросло значение купечества. Новое его положение сказалось и

в градостроительстве. А поскольку купцы в основном выходили из посадского люда, то они привносили в идеологию и искусство взгляды, идеалы, вкусы определенной части народных масс.
Слайд 25

Л.К. Нарышкин МОСКОВСКОЕ БАРОККО называют еще и нарышкинским барокко, в честь

Л.К. Нарышкин

МОСКОВСКОЕ БАРОККО
называют еще и
нарышкинским
барокко, в честь
дяди Петра I
Л.К.Нарышкина, по
заказу которого

и была
сооружена в 1694 г.
Церковь Покрова в
Филях
Слайд 26

Церковь Покрова в Филях (1690-1695) В конце XVII в. появляется новый

Церковь Покрова в Филях
(1690-1695)

В конце XVII в. появляется новый стиль, получавший

название «нарышкинского барокко» (шедевры этой архитектуры были созданы зодчими в усадьбах бояр Нарышкиных). Храмы получили крестовидную форму, их главы стали располагать крестовидно вместо традиционной расстановки по углам, необыкновенно эффектной была внешняя декорировка, преобладала двуцветность (красный кирпич и белый камень). Стройные, богато украшенные колонками, наличниками, парапетами здания этого стиля положили начало эпохе «русского барокко» в архитектуре
Слайд 27

Церковь Покрова Богородицы в Филях В числе имений, подаренных царем Алексеем

Церковь Покрова Богородицы в Филях

В числе имений, подаренных царем Алексеем Михайловичем

боярину Льву Кирилловичу Нарышкину, было старинное московское село Фили. Возведенная здесь в 1690-1693 годах церковь Покрова Богородицы – яркая иллюстрация архитектурного стиля, получившего условное название "нарышкинское барокко". В Филях любил бывать царевич Петр Алексеевич, будущий царь Петр I. На одной из икон храма портрет будущего царя.
Слайд 28

Церковь Николы в Хамовниках Церковь Николы была построена в 1679-1682 годах

Церковь Николы в Хамовниках

Церковь Николы была построена в 1679-1682

годах в старинной московской слободе Хамовники (хамовниками в древности называли ткачей). Красно-зеленая окраска внешней отделки на фоне белых стен делала храм особенно ярким и живописным.
Слайд 29

Симон Федорович Ушаков (Пимен), русский живописец и гравер. (1626-1686) С 1664

Симон Федорович Ушаков (Пимен), русский живописец и гравер. (1626-1686) С 1664 года

Ушаков – иконописец Оружейной палаты, руководитель иконописной мастерской. Он писал портреты, парсуны, миниатюры, фрески. Под руководством Ушакова были расписаны Архангельский и Успенский соборы, Грановитая палата.
Слайд 30

Живопись Симон Ушаков (1626-1686 гг.) Мастер Оружейной палаты Спас Нерукотворный. Икона

Живопись
Симон Ушаков
(1626-1686 гг.)
Мастер Оружейной палаты

Спас Нерукотворный. Икона

Влияние церковного канона сохранилось.
Но

даже в иконописи уделяется пристальное внимание выразительности и индивидуальности черт личности.

Мастер Оружейной палаты живописец Симон Ушаков стремился отойти от иконописного лика и писать реалистические образы. Он хотел, чтобы живопись имела свойства зеркала. Иконы и роспись такого «фряжского письма» были связаны с намерением русских художников приблизиться к жизни.

Слайд 31

"Насаждение древа государства Российского" В иконе «Насаждение древа государства Российского» (1668),

"Насаждение древа государства Российского"
В иконе «Насаждение древа государства Российского» (1668),

прославляющей развитие русской государственности в лице московских великих князей и царей, начиная с Ивана Калиты, ему удалось очень точно передать облик царя Алексея Михайловича. Ушаков контролировал роспись стен и потолков. Это произведение, отличавшееся жизненностью образов, ознаменовало новую ступень в развитии русской живописи.
Слайд 32

Слайд 33

Гурий Никитин

Гурий Никитин