Культурология

Содержание

Слайд 2

ТЕМА ПОНЯТИЕ О СТРУКТУРЕ КУЛЬТУРЫ

ТЕМА ПОНЯТИЕ О СТРУКТУРЕ КУЛЬТУРЫ

Слайд 3

Для того, чтобы понять сущность культуры, концепцию ее бытия, необходим философский

Для того, чтобы понять сущность культуры, концепцию ее бытия, необходим философский

анализ феномена культуры. Прежде всего, определим, что такое «сущность», в чем смысл этой категории.
Феномен (греч. - являющийся) - то же, что явление; в философии - понятие, означающее явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи чувств.
Сущность - это та категория мысли, которая показывает изучаемое явление изнутри, дает возможность понять, что это, в чем его самобытность.
Слайд 4

Сущность и явление неразрывно связаны. Сущность более устойчива, чем конкретные явления,

Сущность и явление неразрывно связаны. Сущность более устойчива, чем конкретные явления,

но и она не является неизменной, неподвижной. Наука лишь тогда достигает зрелости, когда она раскрывает сущность изучаемых ею явлений.
Слайд 5

Существуют два ракурса рассмотрения сущности культуры: религиозный и светский. В контексте

Существуют два ракурса рассмотрения сущности культуры: религиозный и светский.
В контексте религиозной

трактовки сам термин «культура» восходит к понятию «культ», т. е. к вере, традициям.
Иной подход к выявлению сущности культуры - светский, который строится на основах рационалистического размышления, достижений науки.
Слайд 6

Начиная с 60-х годов XX века ведутся дискуссии вокруг определения сущности

Начиная с 60-х годов XX века ведутся дискуссии вокруг определения сущности

культуры, форм ее проявления, ее логической структуры. И в попытке определения культуры выделяются следующие направления:
Описательные
Антропологические
Ценностные
Нормативные
Адаптивные
Исторические
Функциональные
Семиотические
Символические
Герменевтические
Психологические
Дидактические
Социологические
Слайд 7

Сущность культуры как предельно фундаментальной категории можно определить таким образом: культура

Сущность культуры как предельно фундаментальной категории можно определить таким образом:
культура

есть специфическое содержание общества, не культура - все, что вне общества.
Слайд 8

При всем разнообразии культур отмечается ряд общих черт, имеющих фундаментальный характер

При всем разнообразии культур отмечается ряд общих черт, имеющих фундаментальный характер

и присущих культурам различных социумов:
- речь;
- материальные черты;
- искусство;
- мифология и научное знание;
- религиозная практика;
- семья и социальная система;
- собственность;
- правительство;
- война. (Кравченко А. Культурология).
Слайд 9

В культурологии выделяются две основные части, дающие возможность выявить ее специфику:

В культурологии выделяются две основные части, дающие возможность выявить ее специфику:

культурная статика, описывающая культуру в состоянии покоя, культурная динамика, раскрывающая особенности ее движения, развития.
Слайд 10

Сложнейшее явление - культура имеет свои исходные элементы - материальные и

Сложнейшее явление - культура имеет свои исходные элементы - материальные и

нематериальные.
Совокупность материальных ценностей принято называть материальной культурой.
Совокупность духовных ценностей принято называть духовной культурой.
Слайд 11

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ

Слайд 12

Возникновение электронной техники в XX веке привело к появлению невиданной ранее

Возникновение электронной техники в XX веке привело к появлению невиданной ранее

глобальной культуры, объединившей как материальные, так и духовные результаты деятельности всего человечества.
Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Каган рассматривает своеобразный «круг культуры», в который входят не только процесс

Каган рассматривает своеобразный «круг культуры», в который входят не только процесс

«опредмечивания», т. е. предметное бытие культуры, создание материальных ценностей, но и «распредмечивания», в ходе которого человек растет, обогащается, меняется и сам становится предметом культуры.
Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

По определению Моисей Кагана, «культура предстает перед нами, следовательно, как особый

По определению Моисей Кагана, «культура предстает перед нами, следовательно, как особый

облик природы, неизвестный ей самой, но реализующий заключенные в ней возможности, способ ее существования...»
Слайд 19

Сложно и многообразно соотношение природы и культуры в человеческом бытии, в

Сложно и многообразно соотношение природы и культуры в человеческом бытии, в

индивидуальном развитии каждого конкретного человека, что обусловливает поливариативиость проявлений человеческой личности. Соотношение этих феноменов отражено в следующей схеме.
Слайд 20

Культура в системе бытия

Культура в системе бытия

Слайд 21

Необходимо рассмотреть культуру и с точки зрения потребностей человека и общества,

Необходимо рассмотреть культуру и с точки зрения потребностей человека и общества,

определяемых иерархией ценностей. Культура в конечном итоге служит средством удовлетворения потребностей.
Потребность - это необходимость в чем-либо, т. е. внутренне обусловленное состояние человека или просто чувства, которые он осознает как необходимость удовлетворения.
Слайд 22

Особой проблемой является роль художественной культуры в жизни культуры как целостной

Особой проблемой является роль художественной культуры в жизни культуры как целостной

системы. Выделение художественной культуры в самостоятельную подсистему разрушает традиционную дихотомию «материальное/духовное».
Слайд 23

Моисей Каган делает вывод об особой роли искусства в системе культуры:

Моисей Каган делает вывод об особой роли искусства в системе культуры:

если научное познание доставляет культуре необходимую информацию и является сознанием культуры, то «функция искусства - быть самосознанием культуры», первое сообщает ей информацию о среде, в которой функционирует система, а другое - о ее собственных внутренних состояниях». Роль «самосознания» культуры играет искусство.
Слайд 24

Слайд 25

Историческая типология культуры - одна из важнейших проблем культурологии. Современная наука

Историческая типология культуры - одна из важнейших проблем культурологии. Современная наука

датирует начало процесса антропогенеза108 (а вместе с ним - социогенгеза человеческой культуры) временем в 2,5-1,7 млн лет назад.
Существуют периодизация и выделение исторических типов культуры в связи с возникновением и развитием философии: доосевые (дофилософские) и осевые (философские) культуры. Хронологическая граиь, разделяющая их, - середина I тыс. до п. э.