Мир художественной культуры эпохи Просвещения

Содержание

Слайд 2

ЛИТЕРАТУРА В любом литературном произведении эпохи Просвещения соблюдается три условия: занимательность

ЛИТЕРАТУРА

В любом литературном произведении эпохи Просвещения соблюдается три условия: занимательность сюжета,

поучительность и иносказательный характер повествования.
Слайд 3

ЛИТЕРАТУРА Появился новый жанр романа - эпос частной жизни отдельного человека.

ЛИТЕРАТУРА

Появился новый жанр романа - эпос частной жизни отдельного человека. Человек

интересует сам по себе, вне его общественного положения
Слайд 4

ЛИТЕРАТУРА Становление героя, который много ошибается, но всё же делает выбор

ЛИТЕРАТУРА

Становление героя, который много ошибается, но всё же делает выбор в

пользу добра. Вера в человеческие силы. Способность принимать ответственные решения и добиваться поставленных целей
Слайд 5

ЛИТЕРАТУРА Первостепенная роль в восприятии мира отводится к ощущениям.

ЛИТЕРАТУРА

Первостепенная роль в восприятии мира отводится к ощущениям.

Слайд 6

Даниэль Дефо (1660-1731 ) Талантливый английский писатель, публицист и издатель, написал

Даниэль Дефо (1660-1731 )

Талантливый английский писатель, публицист и издатель, написал

более 500 книг, памфлетов и журналов на разные темы (политика, экономика, криминал, религия, брак, психология, и др.)
Основателей английского романа и экономической журналистики
 Руководитель разведслужб Британии
Делец с авантюристической жилкой
Сидел в тюрьме и был у позорного столба за памфлет- издёвку над церковью

Пропагандировал буржуазное здравомыслие, выступал в защиту веротерпимости, свободы вероисповедания и свободы слова.

Самая высокая степень человеческой мудрости - это умение приспособиться к обстоятельствам и сохранять спокойствие вопреки внешним грозам.

Слайд 7

Бессмертный роман в 3 частях написан как вымышленная автобиография моряка из

Бессмертный роман в 3 частях написан как вымышленная автобиография моряка из

Йорка, который, после крушения судна, провёл 28 лет
на необитаемом острове, где
столкнулся с различными трудностями
и опасностями. События записаны
в форме воспоминаний и создают
реалистичную картину

Главная идея романа: «Человек может всё»

Даниэль Дефо (1660-1731 )

«Жизнь и удивительные приключения
Робинзона Крузо»

Слайд 8

Показаны безграничные возможности человека, его право переделывать мир; Черты человека Нового

Показаны безграничные возможности человека, его право переделывать мир;
Черты человека Нового времени:

практичность, смекалка, здравый смысл;
Для него характерны в том числе и неджентельментские поступки – продажа в рабство человека, обман;

Даниэль Дефо (1660-1731 )

Показано мужество главного героя, которого не сломили тяжки испытания

«Жизнь и удивительные приключения
Робинзона Крузо»

Слайд 9

Джонатан Свифт (1667-1745) Англо-ирландский писатель-сатирик, публицист, поэт, философ и общественный деятель.

Джонатан Свифт (1667-1745)

Англо-ирландский писатель-сатирик, публицист, поэт, философ и общественный деятель.

Скромный приходской священник, в дальнейшем настоятель Дублинского собора в Ирландии
Декан собора Святого Патрика
Защитник прав простых ирландцев
Критически относился ко многим идеалам просветителей, видел, что их благородные идеи не изменили людей, не искоренили пороки, а буржуазное общество далеко от совершенства.
Слайд 10

«Путешествия Гулливера» «Путешествия Гулливера» — высшее достижение Свифта, Подобно всем подлинным

«Путешествия Гулливера»

«Путешествия Гулливера» — высшее достижение Свифта, Подобно всем подлинным

сатирикам, Свифт – прежде всего моралист, обличающий порочность и глупость рода человеческого во имя добродетели и здравого смысла. Свифта раздражало буржуазное благополучие, отсюда и назидательность, нравоучительный характер его произведений.

Джонатан Свифт (1667-1745)

Слайд 11

Путешествие в лилипутию: пародия на современную Англию, которая считает себя едва

Путешествие
в лилипутию:
пародия на современную Англию, которая считает себя едва

ли не идеальным государством

«Путешествия Гулливера»

Джонатан Свифт (1667-1745)

Слайд 12

правитель осуждает войны, любит искусство, покровительствует наукам, стремится установить разумный порядок,

правитель осуждает войны, любит искусство, покровительствует наукам, стремится установить разумный порядок,

но ему не преодолеть глупости, жадности и порочности многих из подданных

«Путешествия Гулливера»

Джонатан Свифт (1667-1745)

Путешествие в страну великанов: государство, созданное на основе идей эпохи Просвещения:

Слайд 13

Путешествие в страну разумных лошадей: говорится о потомках людей, которые не

Путешествие в страну разумных лошадей:
говорится о потомках людей, которые не

смогли преодолеть трудности, стали безнравственными существами

Вывод: автор пытается сохранить человеческое
в человеке, предостеречь от скотства
и поэтому показывает горькую истину

«Путешествия Гулливера»

Джонатан Свифт (1667-1745)

Слайд 14

Пьер Огюстен Карон де Бомарше (1732-1799) Знаменитый французский драматург и публицист.

Пьер Огюстен Карон де Бомарше (1732-1799)

Знаменитый французский драматург и публицист.
Сын парижского

часовщика, пробивший дорогу в королевский дворец
В своих произведениях Бомарше
Боролся со всеми формами угнетения, несправедливости, тирании.
Доказывал насколько устарело и несправедливо французское судопроизводство
Обличал весь общественный строй, сословные привилегии, законы, режим абсолютной монархии

Все выдающиеся люди выходят
из третьего сословия…»

Слайд 15

В этой комедии главное лицо — простой слуга, олицетворяющий собою третье

В этой комедии главное лицо — простой слуга, олицетворяющий собою третье сословие.

Пьер Огюстен

Карон де Бомарше (1732-1799)

Севильский цирюльник

«Figaro si,
Figaro la»

Слайд 16

«вышучивал глупцов, не робел перед злыми, смеялся своей нищете» Пьер Огюстен

«вышучивал глупцов, не робел перед злыми, смеялся своей нищете»

Пьер Огюстен Карон

де Бомарше (1732-1799)

Безумный день или Женитьба Фигаро

Людовик XVI сказал о пьесе: «…. чтобы допустить постановку этой пьесы, нужно разрушить Бастилию. Этот человек глумится над всем, что должно уважать в государстве».

Слайд 17

Фридрих Шиллер (1759-1805) Немецкий поэт, философ, историк, теоретик искусства и драматург,

Фридрих Шиллер (1759-1805)

Немецкий поэт, философ, историк, теоретик искусства и драматург,

представитель романтического направления в литературе, профессор истории и военный врач
Вошел в историю мировой литературы как пламенный защитник человеческой личности.
Герои его произведений – борцы с тиранией и коварством власти

1781— «Разбойники».
1784 — «Коварство и любовь»
1799 —трилогия «Валленштейн»
1800 — «Мария Стюарт»
1801 — «Орлеанская дева»
1804— «Вильгельм Телль»

Слайд 18

Фридрих Шиллер (1759-1805) Коварство и любовь Люди ценой смерти отстаивают любовь,

Фридрих Шиллер (1759-1805)

Коварство и любовь

Люди ценой смерти отстаивают любовь, ибо истинное

чувство выше привилегий
500-летей родословной
Слайд 19

Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832) Немецкий поэт, основоположник немецкой литературы Нового времени

Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832)

Немецкий поэт, основоположник немецкой литературы Нового времени ,

мыслитель и естествоиспытатель.
Лидер литературного бунта против принципов теоретиков Просвещения.
Устроитель балов, маскарадов, розыгрышей, любительских спектаклей, охот и пикников, попечитель парков, архитектурных памятников и музеев
Член герцогского Тайного совета
Государственный министром (ведал прокладкой дорог, набором рекрутов, государственными финансами, общественными работами, горнорудными проектами)


Слайд 20

… Жизни годы Прошли недаром; ясен предо мной Конечный вывод мудрости

… Жизни годы
Прошли недаром; ясен предо мной
Конечный вывод мудрости земной:
Лишь тот

достоин жизни и свободы,
Кто каждый день идет за них на бой!

Трагедия «Фауст»

Знаменитая трагедия , классика поэтического жанра
Рассказывает о судьбе Фауста, который влачит пессимистическое существование и глубоко разочарован в жизни. Потерявший всякий смысл жизни Фауст продает душу ради вкушения плодов мирских удовольствий.

Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832)

Автор подчеркивает такие свойства человека, как неудовлетворенность достигнутым и стремление к идеалу

Слайд 21

ЖИВОПИСЬ Для живописи первой половины XVIII в. характерна стилизация под греческое

ЖИВОПИСЬ

Для живописи первой половины XVIII в. характерна стилизация под греческое искусство,

внесла в художественную палитру героизацию и некоторое романтизм. Сюжеты - только любовные, эротические
Любимые герои - нимфы, вакханки, Дианы, Венеры
Слайд 22

Франсуа Буше (1703-1770) Один из самых ярких художников рококо Главная тема

Франсуа Буше (1703-1770)

Один из самых ярких художников рококо
Главная тема творчества: удовольствие,

наслаждение прелестями жизни, ее идиллическое восприятие
Академик, профессор, директор Академии.
Иллюстратор, оформитель театральных постановок, декоратор королевских дворцов, первый живописец короля

Отразил вкусы и настроения эпохи Людовика XV
Его произведения полны света и воздуха, чувственности и легкой загадочной иронии, наполнены ощущением неги и наслаждения.

Слайд 23

Художник в мастерской. Автопортрет

Художник в мастерской.
Автопортрет

Слайд 24

Мадам Помпадур Старая Пинакотека, Мюнхен

Мадам Помпадур
Старая Пинакотека, Мюнхен

Слайд 25

Антуан Ватто (1684-1721) Французский живописец и рисовальщик, основоположник и крупнейший мастер

Антуан Ватто (1684-1721)

Французский живописец и рисовальщик, основоположник и крупнейший мастер

стиля рококо
Главная тема : «галантные празднества», мир поэтических мечтаний, балов и маскарадов.
Слайд 26

Затруднительное положение Радости жизни Танец

Затруднительное положение

Радости жизни

Танец

Слайд 27

Уильям Хогарт (1697 – 1764 ) Английский художник, основатель и крупный

Уильям Хогарт (1697 – 1764 )

Английский художник, основатель и крупный представитель

национальной школы живописи, иллюстратор, автор сатирических гравюр, открыватель новых жанров в живописи и графике.
Многие свои произведения художник, испытавший на себе влияние идей философов Просвещения, подчинил задаче воспитания с помощью художественного творчества нравственного начала в человеке и искоренения пороков.
Слайд 28

Модный брак. Заключение брачного контракта Дети Грэхэм The fishing party

Модный брак.
Заключение брачного контракта

Дети Грэхэм

The fishing party

Слайд 29

С рынка Лувр, Париж Кухарка Национальная галерея искусств, Вашингтон

С рынка
Лувр, Париж

Кухарка
Национальная галерея искусств, Вашингтон

Слайд 30

Прачка Серебряный кубок

Прачка

Серебряный кубок

Слайд 31

Прачка

Прачка

Слайд 32

Жак Оноре Фрагонар (1732-1806) Французский художник, яркий представитель рококо. Тонкий колорит,

Жак Оноре Фрагонар (1732-1806)

Французский художник, яркий представитель рококо.
Тонкий

колорит, остроумная образность и лёгкое, непринуждённое письмо придают его работам неотразимую живость; при этом даже самые эротические сюжеты никогда не кажутся вульгарными
Слайд 33

"Поцелуй украдкой. Девушка с сурком

"Поцелуй украдкой.

Девушка с сурком

Слайд 34

Качели Читающая молодая женщина

Качели

Читающая молодая женщина

Слайд 35

Жан Батист Грёз (1725-1805) Знаменитый французский живописец-жанрист и портретист В жанре

Жан Батист Грёз (1725-1805)

Знаменитый французский живописец-жанрист и портретист

В жанре семейного быта ему нет равных во французской живописи. Хотя картинные сцены банальны, сентиментальны и театральны, но фигуры на них сгруппированы в совершенстве
Его портреты полны сходства, жизни, выразительности, чувства. Женские головки хотя и носят печать слишком искусственной, преувеличенной выразительности, но они необыкновенно грациозны.
Слайд 36

Музыка В эпоху Просвещения происходит небывалый взлет музыкального искусства. Опера становится

Музыка

В эпоху Просвещения происходит небывалый взлет музыкального искусства.
Опера становится синтетическим

искусством, соединяющим в одном спектакле музыку, пение и сложное драматическое действие.
На высшую ступень классического искусства вышла инструментальную музыку.
Расцвет комической оперы.
Слайд 37

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) Величайший гений мирового музыкального искусства Обладатель феноменального

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)

Величайший гений мирового музыкального искусства

Обладатель феноменального музыкального слуха, памятью и способностью к импровизации
Во всех музыкальных формах своего времени достиг наивысшего успеха (симфония, концерт, дивертисмент и квартет, опера и месса, соната и трио).
Создателем более 600 произведений
Творчество Моцарта явилось высшим выражением прогрессивных достижений музыкальной культуры его времени.

в 4 года сочинил свой первый концерт В 12 лет написал оперу В 14 лет стал академиком

Слайд 38

Франц Йозеф Гайдн (1732-1809) Австрийский композитор Представитель венской классической школы Один

Франц Йозеф Гайдн (1732-1809)

Австрийский композитор
Представитель венской классической школы
Один

из основоположников симфонического жанра и струнный квартет.
Его музыкальное наследие включает более 100 крупных произведений и сотни небольших работ.
Слайд 39

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) Немецкий композитор, представитель эпохи барокко Органист-виртуоз Музыкальный

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Немецкий композитор, представитель эпохи барокко
Органист-виртуоз
Музыкальный

педагог
Написал более 1000 произведений
При жизни его произведения казались светскому обществу слишком серьёзными, а церковь отвергала их из-за недостаточно богобоязненного характера
Стал знаменитым после смерти
Ввел мелодии народных песен и танцев в сложную музыку, сделав ее более доступной