Набойка в Тверской губернии

Содержание

Слайд 2

Тверская губерния была крупным и значительным центром красильно-набивного промысла России, славившимся

Тверская губерния была крупным и значительным центром красильно-набивного промысла России, славившимся

своими изделиями. Однако украшение тканей набойкой в этом крае относится к одному из наименее изученных видов отечественного ремесла. Неизвестно также точное время возникновения тверского красильного промысла в губернии. Тверские набойки самобытные по характеру, многообразию форм и орнаментике за редким исключением безымянны.
Слайд 3

С начала ХIХ века набойный промысел получает в Тверском крае широкое

С начала ХIХ века набойный промысел получает в Тверском крае широкое

распространение. Набойку делали в Торжке, Зубцове, в других уездах. Но самый крупный центр находился к востоку от Твери в Горицкой волости Корчевского уезда. Синильным делом здесь занимались примерно в пятидесяти деревнях, а в других еще и производством набойных досок.

Образец крашенины с биркой владельца, начало 20в, Вологодская губ. В баночках - натуральные красители для ткани, конец 19 века, Узбекистан, г.Самарканд.

Слайд 4

Льняные набивные ткани широко использовались для крестьянской мужской (рубахи, кафтаны) и

Льняные набивные ткани широко использовались для крестьянской мужской (рубахи, кафтаны) и

женской (сарафаны, юбки, фартуки, платки) одежды как подкладочный материал и для различных предметом домашнего обихода (скатерти, занавеси, матрасники). В ХIХ столетии тверские мастера повсеместно производили кубовую набойку с белым узором, нанесенным «резервом» (составом, предохранявшим рисунок во время окраски холста). Печаталась она холодным способом и отличалась прочным крашением. Мастеров по набойке называли: «синила, «синильник», «крашенинник» работали весной, одни – своей семьей в жилых избах, другие с помощью наемных рабочих, в небольших мастерских «красильнях», «синильнях» сооружавшихся около водоемов.
Слайд 5

Набойку, по-местному «узоры», наносили на ткань вручную при помощи разных набойных

Набойку, по-местному «узоры», наносили на ткань вручную при помощи разных набойных

досок. Сначала их макали в глинистый раствор «вапу», накладывали на белый холст и, пристукивая деревянной яйцевидной колотушкой «ладушой», «печатали» или «отбивали» узор. «Вапа», просыхая пропитывала ткань, предохраняя ее от окраски в синий цвет. При промывке она смывалась, обнажая белые просветы рисунка. После просушки «лощилом», т.е. округлым стеклом, наводился глянец. Наряду с набойкой мастера занимались окраской холста ( синей и черной крашенины) и пряжи в разные цвета.

На фото - доски для набойки

Слайд 6

Кубовая набойка ХIХ века выполнялась в разных оттенках синего цвета –

Кубовая набойка ХIХ века выполнялась в разных оттенках синего цвета –

от глубокого темного до более светлого. Иногда она дополнительно расцвечивалась масляными красками. В ряде мест желтый цвет «оживлялся» оранжево-красной краской. Такие яркие узоры распространены у бежецких, осташковских, весьегонских и ржевских набойщиков. В отдельных калязинских кубовых набойках орнамент наносился только красной краской.

На фото - ткань,
кубовая набойка

Слайд 7

В композиционном построении тверской набойки ХIХ века преобладает традиционное шахматное расположение

В композиционном построении тверской набойки ХIХ века преобладает традиционное шахматное расположение

узора. Орнамент имеет спокойный и однородный ритм. Композиции присуща великолепная уравновешенность, гармоническая ясность взаимоотношений, большая декоративная цельность.

Набойные доски. XIX в. Вторая половина

Слайд 8

Общий упадок набивного дела в конце ХIХ века в России, связанный

Общий упадок набивного дела в конце ХIХ века в России, связанный

с развитием мануфактурной промышленности, вызвал резкое сокращение ремесленного производства.

Скатерти. Кубовая набойка, начало 20 века.