Народная культура и язык русского народа (часть 2)

Содержание

Слайд 2

В ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ПЕРЕВОДНЫЕ НАУЧНЫЕ, ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ И СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ



В ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ПЕРЕВОДНЫЕ НАУЧНЫЕ, ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ И СПРАВОЧНЫЕ

ИЗДАНИЯ ПО ЭТНОЛИНГВИСТИКЕ; МАТЕРИАЛЫ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ ПРОБЛЕМАМ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЯ В ЯЗЫКЕ. ЛИТЕРАТУРА ОБЪЕДИНЕНА В ТЕМАТИЧЕСКИЕ БЛОКИ:
4. СИМВОЛИКА СВАДЕБНОГО ОБРЯДА И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В ЯЗЫКЕ.
5. СИМВОЛИКА ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В ЯЗЫКЕ.
6. СИМВОЛИКА ЦВЕТА И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В ЯЗЫКЕ.
ПРИ ПОДГОТОВКЕ ИСПОЛЬЗОВАНЫ: АРХИВЫ ЖУРНАЛОВ «Народное творчество», «Родина», «Русская речь», «Русская словесность», «Русский язык в школе» ИЗ ФОНДОВ БИБЛИОТЕКИ ФИЛИАЛА ДВФУ В Г.УССУРИЙСКЕ; ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ НЭБ ELIBRARY.RU, НЭБ CYBERLENINKA.RU; ЭЛЕКТРОННАЯ КОЛЛЕКЦИЯ «Этнография и Фольклор Русского Севера» ВОГУ.
СОСТАВИТЕЛИ: Маринченко И.А., к.филол.н., доцент кафедры РЯЛиМП
Васильева Е.В. (biblioussdvfu@bk.ru)
Слайд 3

4. СИМВОЛИКА СВАДЕБНОГО ОБРЯДА И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В ЯЗЫКЕ ВЕСЁЛЫМ ПИРКОМ,



4. СИМВОЛИКА СВАДЕБНОГО ОБРЯДА И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В ЯЗЫКЕ
ВЕСЁЛЫМ ПИРКОМ,

ДА ЗА СВАДЕБКУ.
ДОБРАЯ СВАДЬБА – НЕДЕЛЮ.
ВСЯКУЮ СВАДЬБУ ТРИ ДНЯ ХВАЛЯТ ДА ТРИ ДНЯ ХАЮТ.
Слайд 4

1. Балашов Д. М., Марченко Ю. И., Калмыков Н. И. Русская



1. Балашов Д. М., Марченко Ю. И., Калмыков Н. И.

Русская свадьба. М.: Современник,1985. 392 с.
2. Введенская Л. А., Червинский П. П. Описание свадебного обряда // Теория и практика русской речи. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. С. 268-279.
3. Громыко М. М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991. 147 с.
4. Капица Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. М.: Наука: Флинта, 2008. 216 с.
5. Карпухин И. Е. Русское устное народное творчество: Уч.-метод. пособие. М.: Высшая школа, 2005. 280 с.
6. Костомаров Н. И. Традиции русской свадьбы / Н. И. Костомаров, М. М. Забылин, И. П. Сахаров и др. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2017. 304 с.
7. Лебедева Е. С. Язык семейно-бытовой обрядности: красота и целесообразность // Русский язык в школе. 2001. № 1. С. 78-82.
КУДА СЕРДЦЕ ЛЕТИТ – ТУДА ОКО БЕЖИТ.
БЕЗ СОЛНЫШКА НАЛЬЗЯ ПРОБЫТЬ,
БЕЗ МИЛОГО НЕЛЬЗЯ ПРОЖИТЬ.
Слайд 5

. 8. Макашина Т. С. Свадебный обряд // Русские. М.: Большая



.
8. Макашина Т. С. Свадебный обряд // Русские. М.: Большая

Российская энциклопедия, 1999. С. 466–500.
9. Панкеев И. А. От крестин и до поминок. М.: Эксмо, 2002. 544 с.
10. Панкеев И. А. Русские обряды и суеверия. М.: Яуза, Эксмо-Пресс, 1998. 429 с. (С. 130-151).
11. Хоул К. Энциклопедия примет и суеверий. М.: Крон-Пресс, 1998. 544 с.
12. Чистов К. В. Семейные обряды и фольклор // Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М.: Наука, 1987. 405 с.
13. Шемякина М. К. Семейно-бытовой обряд как семиотическая форма воплощения архетипа «новой жизни» в традиционной культуре русского народа // Вестник ОГУ. 2012. № 7 (143). С. 255-260.
14. Энциклопедия русских обычаев / сост. Н. А. Юдина. М.: Вече, 2000. 512 с.

МУЖ – ГОЛОВА, ЖЕНА – ДУША.
ВСЯКИЙ ДОМ ХОЗЯИНОМ ХОРОШ.
ХУДАЯ СЛАВА ПРОЙДЁТ – НИКТО ЗАМУЖ НЕ ВОЗЬМЁТ.
НЕ ХВАЛИСЬ ЗАМУЖЕСТВОМ ТРЕТЬЕГО ДНЯ, А ХВАЛИСЬ ТРЕТЬЕГО ГОДА.

Слайд 6

Осень имеет особое значение в народном календаре. К октябрю, когда заканчиваются


Осень имеет особое значение в народном календаре. К октябрю, когда

заканчиваются полевые работы, наступает время свадеб. Христианский праздник Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября) в народной культуре считается покровителем невест, о чем свидетельствуют пословицы и поговорки, связанные с этим днем: «Придет Покров, девке голову покроет» и др.
В статье И. Н. Мокроусовой описаны фрагменты свадебного обряда: сватовство, смотрины и сговор, которые проходят в доме невесты с участием жениха и невесты, их родителей, сватов.
Мокроусова, И. Н. Сватовство, смотрины, сговор / И. Н. Мокроусова // Народное творчество. – 2008. – № 4. – С. 40-41.
Слайд 7

По народному календарю свадебные недели проходят не только осенью, но и


По народному календарю свадебные недели проходят не только осенью, но

и после Крещенья. Говорят: «Крест в воду – жених на гору». В конце зимы в крестьянской общине обычно подводят итог бракам, заключенным в течение года.
Свадьба относится к числу семейных обрядов, отличающихся строгой последовательностью символических, магических и игровых действий, где каждому участнику отведена определенная роль. Статья С. П. Федосеевой знакомит читателей с традициями и обрядами каргопольской свадьбы.
Федосеева, С. П. Емелины смотрины / С. П. Федосеева, Н. Н. Иванова // Народное творчество. – 2004. – № 3. – С. 26-33.
Слайд 8

Традиционная свадьба в русских сёлах среднего Поволжья делилась на две части.


Традиционная свадьба в русских сёлах среднего Поволжья делилась на две

части. Первый этап – прощание в доме невесты и подготовка к переходу в другую семью. Второй этап – свадебный пир в доме жениха.
Представленный в статье К. М. Фечиной свадебный обряд записан в Сергиевском районе Самарской области. Обряд включает описание сватовства, девичника, банного ритуала и собственно свадьбы.
Фечина, К. М. Свадебный обряд Самарской области / К. М. Фечина // Народное творчество. – 2008. – № 4. – С. 42-43.
Слайд 9

5. СИМВОЛИКА ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В ЯЗЫКЕ МОЛОДОМУ ДА



5. СИМВОЛИКА ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В ЯЗЫКЕ
МОЛОДОМУ ДА

УДАЛОМУ И РАДОСТЬ В РУКИ.
КАК ПОЖИВЕШЬ, ТАК И ПРОСЛЫВЕШЬ.
НЕ ГОДАМИ СТАРОСТЬ КРАСНА – ДЕЛАМИ.
Слайд 10

1. Беловинский Л. В. Энциклопедический словарь российской жизни и истории. М.:



1. Беловинский Л. В. Энциклопедический словарь российской жизни и истории.

М.: Олма Пресс, 2004.863 с.
2. Гвоздарев Ю. А. Язык есть исповедь народа…: Книга для учащихся. М. Просвещение, 1993. 143 с. (С. 97-99).
3. Зеленин А. В. Старуха с косой // Русский язык в школе. 2004. № 2.
4. Зимин В. И., Ашурова С. Д. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. М.: Школа-Пресс,1994. 320 с. (С.71-80; С. 150-154).
5. Колесов В. В. Мир человека в слове Древней Руси. Л. : Изд.-во Ленинград. ун-та, 1986. 312 с. (С. 72-105).
6. Костомаров Н. И. Домашние обряды // Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М.: Эксмо, 2008. С. 205-238.
ИЗБА ДЕТЬМИ ВЕСЕЛА.
ДОБРЫЕ ДЕТИ – ДОМУ ВЕНЕЦ, А ПЛОХИЕ ДЕТИ – ДОМУ КОНЕЦ.
Слайд 11

7. Левкиевская Е. Е. Мифы русского народа. М.: Астрель, АСТ, 2009.



7. Левкиевская Е. Е. Мифы русского народа. М.: Астрель, АСТ,

2009. 528 с.
8. Панкеев И. А. Русские обряды и суеверия. М.: Яуза, Эксмо-Пресс, 1998. 429 с. (С. 223-246; С. 362-372).
9. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / Собр. М. Забылиным. Симферополь: Таврида, 1992. 616 с. (Ч.1. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. С. 197-203).
10. Хоул К. Энциклопедия примет и суеверий. М.: Крон-Пресс, 1998. 544 с.
11. Шуклин В. Мифы русского народа: Учеб. пособие. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1995. 335 с. (С. 223-246; С. 246-261).
ЧЕГО ХОЧЕШЬ – ТОГО НЕ КУПИШЬ.
ЧЕГО НЕ НАДО – ТОГО НЕ ПРОДАШЬ
(МОЛОДОСТЬ И СТАРОСТЬ)
Слайд 12

Необходимость родительского участия в судьбе детей и воспитание уважительного отношения к


Необходимость родительского участия в судьбе детей и воспитание уважительного отношения

к отцу и матери относятся к базовым принципам народной культуры.
Родительское благословение испрашивали в обстоятельствах, ведущих к перемене социального статуса (замужество, женитьба, военная служба и др.). Благословение является важным компонентом обрядов жизненного цикла человека у славян, и его значимость отражена в языке. Оно способно защитить от природной стихии («из темна леса выведет», «из синя моря вынесет»), обеспечить благополучие в жизни («Как почествуешь родителей – так и поживешь») и т.п.
В статье описаны различные формы родительского благословения в обрядах жизненного цикла у вологодских крестьян.
Балуевская, С. В. Родительское благословение в контексте обрядов жизненного цикла человека / С. В. Балуевская // Родники культуры : мат. науч.-практ. конф. / под общ. ред. В. А. Ильина, А. Ф. Ушакова. – Вологда, 2014. – С. 264-270.
Слайд 13

Монография посвящена изучению обрядов и обычаев полного жизненного цикла на примере


Монография посвящена изучению обрядов и обычаев полного жизненного цикла на

примере русских, проживающих в Пудожском крае (Карелия). В работе рассматриваются обрядовые действия, сопровождающие жизнь человека от рождения до перехода в загробный мир после смерти. Подробно описаны старинные заговоры и магические ритуалы, прослеживается их трансформация.
Автор исследует конфликтные ситуации, которые возникают на разных этапах жизненного цикла, и традиционные способы их преодоления.
Логинов, К. К. Традиционный жизненный цикл русских Водлозерья : обряды, обычаи и конфликты / К. К. Логинов. – Петрозаводск : Ун-т Дмитрия Пожарского, 2010. – 412 с.
Слайд 14

6. СИМВОЛИКА ЦВЕТА И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В ЯЗЫКЕ АЛЫЙ ЦВЕТ МИЛ



6. СИМВОЛИКА ЦВЕТА И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В ЯЗЫКЕ
АЛЫЙ ЦВЕТ МИЛ

НА ВЕСЬ СВЕТ.
РЫЖИЙ ДА КРАСНЫЙ – ЧЕЛОВЕК ОПАСНЫЙ.
ЗЕЛЕНЫЙ НАРЯД РАДУЕТ ВЗГЛЯД.
БЕЛОЕ – ВЕНЧАЛЬНОЕ, ЧЕРНОЕ – ПЕЧАЛЬНОЕ.
КРАСНОЕ СОЛНЫШКО НА БЕЛОМ СВЕТЕ ЧЕРНУЮ ЗЕМЛЮ ГРЕЕТ.
Слайд 15

1. Алимпиева Р. В. К проблеме семантического развития цветообозначений // Материалы



1. Алимпиева Р. В. К проблеме семантического развития цветообозначений //

Материалы русско-славянского языкознания. Воронеж, 1984. С. 7-13.
2. Бахилина Н. Б. История цветообозначений в русском языке. М., 1975.
3. Брагина А. А. Красное и зеленое // Русский язык в школе.1967. № 5. С. 106-111.
4. Брагина А. А. Красный // Русская речь. 1970. № 2.
5. Брагина А. А. Красный, синий, голубой // Русский язык за рубежом. 1967. № 12. С. 89-91.
6. Брагина А. А. «Цветовые» определения и формирование новых значений слов и словосочетаний // лексикология и лексикография. М. : Наука, 1972. С.96-99.
7. Гвоздарев Ю. А. Рассказы о русской фразеологии. М., 1988. С. 98-116.
8. Добродомов И. Г. О черном теле и ежовых рукавицах // Русский язык в школе. 1983. № 4.
ЦВЕТУ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ПРИДАВАЛИ СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.
СИМВОЛИКА ЦВЕТА ВЫЯВЛЯЕТСЯ ВО ВНУТРЕННЕЙ ФОРМЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ, ОНА СУЩЕСТВЕННО ВЛИЯЕТ НАЦИОНАЛЬНУЮ СПЕЦИФИКУ ЯЗЫКА.
Слайд 16

9. Иванова Т. А. К истории фразеологизмов, включающих словосочетание «синь порох»


9. Иванова Т. А. К истории фразеологизмов, включающих словосочетание «синь порох»

// Вопросы исторической лексикологии и лексикографии восточнославянских языков М.: Наука, 1974. С. 285-290.
10. Иссерлин Е. И. История слова «красный» // Русский язык в школе. 1951. № 3.
11. Касимов Н. Л. Голубое – цвет жизни // Русская речь. 1983. № 1. С.50-54.
12. Костомаров Г. В., Верещагин Е. М. Отбор и семантизация фразеологизмов в учебном фразеологическом словаре // Словари и лингвострановедение. М., 1982.С. 102-105.
13. Кругликова Л. Е. Фразеологические сочетания с «цветовыми» прилагательными // Русский язык в школе. 1976. № 3.
14. Лосев А. Ф. История античной эстетики. М., 1975.
15. Мокиенко В. М. Загадки русской фразеологии. М.: Высшая школа, 1990. 160 с.
16. Одинцов Г. Ф. О розовых, зеленых и голубых конях // Русская речь. 1975. № 4. С. 99-103.
РАЗНОЦВЕТНО КОРОМЫСЛО НАД ДОРОГОЮ ПОВИСЛО.
СЕМЬ ЦВЕТОВ – ОДНА ДУГА, ЭТО ЧУДО… (РАДУГА)
Слайд 17

17. Панкеев И. А. Русские обряды и суеверия. М.: Яуза, Эксмо-Пресс,



17. Панкеев И. А. Русские обряды и суеверия. М.: Яуза,

Эксмо-Пресс, 1998. 429 с. (С. 408-412).
18. Петенова З. М. Семантика и символика эпитетов БЕЛЫЙ и ТЕМНЫЙ в фольклоре славян // Функционально-семантический и стилистический аспекты изучения лексики. Куйбышев,1989. С. 101-112.
19. Пименова Н. В. Семантика цветообозначений по памятникам древнерусской литературы: автореф. дис. … к.филол.н. Ленинград, 1987. 14 с.
20. Пятницкий В. Д. Выражение цвета словом и словосочетанием // Русский язык в школе. 1986. № 1. С.74-77.
21. Суровцева М. А. Развитие цветового значения слова «красный» // Русский язык в школе. 1970. № 3. С.97-100.
22. Телия В. Н. Русская фразеология. М., 1996. 287 с.
23. Фрумкина Р. М. Цвет, смысл, сходство: Аспекты психолингвистического анализа. М., 1984. 174 с.
24. Шаранов В.В. Цвет и свет. М., 1961. 311 с.

ПСИХОЛОГИ И ФИЗИОЛОГИ ПРОВОДЯТ ЭКСПЕРИМЕНТЫ, ЧТОБЫ ВЫЯВИТЬ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦВЕТА НА ПСИХИКУ И МОЗГ ЧЕЛОВЕКА.
НА ПРОЦЕСС ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА ВЛИЯЕТ КУЛЬТУРА НАРОДА, ЕГО ИСТОРИЯ, ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Слайд 18

Исследователи крестьянского быта отмечают, что в традиционной народной одежде цветовая гамма


Исследователи крестьянского быта отмечают, что в традиционной народной одежде цветовая

гамма имела символическое значение. В женском костюме использовали красный цвет и его многочисленные оттенки: оранжевый, малиновый и нежно-розовый, которые символизировали солнце. Зеленый цвет был символом растительного мира, ультрамариновый – воды и неба, а также верности, черный – земли и вечного покоя и т. д.
Статья Е.Н. Губановой рассказывает о цветовой символике костюма крестьянок Воронежской губернии.
Губанова, Е. Н. Женский костюм в Воронежской губернии / Е. Н. Губанова // Народное творчество. – 2008. – № 3. – С. 40-43.
Слайд 19

Статья посвящена исследованию основных функций цвета в культуре. Выявляются этапы формирования


Статья посвящена исследованию основных функций цвета в культуре. Выявляются этапы

формирования символической функции цвета.
Автор отмечает, что наиболее древними являются ассоциативные цветовые символы: белый – свет, черный – мрак, синий – небо, зеленый – природа, красный – огонь и т. п. Благодаря своей натуралистической ассоциативности они сходны в разных культурах. Более поздние (кодовые) цветовые символы сформировались под влиянием климатических условий, жизненного уклада и национальных культурных традиций.
Кошеренкова, О. В. Символика цвета в культуре / О. В. Кошеренкова // Аналитика культурологии. – 2015. – № 2 (32). – С. 156-162.
Слайд 20

Слова, обозначающие цвет, имеют символические свойства, которые вызывают у носителей языка


Слова, обозначающие цвет, имеют символические свойства, которые вызывают у носителей

языка определенные эмоциональные ассоциации.
Цветообозначения формируют особую национальную цветовую культуру и оказывают влияние на мировосприятие.
Статья посвящена исследованию своеобразия цветовой символики, воплощенной в колоративах русского и китайского языков. Выявляются цвета, имеющие одинаковый символический смысл: зеленый – жизнь; красный – солнце, радость; черный – горе и зло. Рассматривается роль цвета в традиционных обрядах.
Япин, Цун. О национальном своеобразии цветовой символики в русском и китайском языках / Цун Япин // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. – 2017. – № 1. – С. 93-97.