Народные промыслы Центральной России-Гжель

Содержание

Слайд 2

Гжель Посуда из белой, обоженной глины расписывается кобальтовой краской черного цвета

Гжель
Посуда из белой, обоженной глины расписывается кобальтовой краской черного цвета и

покрывается глазурью. После обжига кобальт становится синим, глазурь приобретает блеск. Щедрая фантазия мастера преображает обычный бытовой предмет в яркий художественный образ. В рождении изделия используется декоративная, конструктивная и художественная деятельность мастера.

Гжель

Слайд 3

Самый известный крупный народный художественный керамический промысел - подмосковная гжель. Свое

Самый известный крупный народный художественный керамический промысел - подмосковная гжель.

Свое название

этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он собственно и возник.

Центром гончарства были- деревни Речицы, Гжель, Жирово, и др.,где было много мастерских. Имея большой опыт гончарного дела, отличаясь живым сметливым умом, гжельские мастера быстро осваивали производство майолики на заводе Гребенщикова, а затем уходили от хозяина и начинали изготовлять подобные изделия в своих мастерских.

Самое древние упоминание о Гжели нашлось в забещании Ивана Қалиты от 1328 года. Позднее гжель упоминается в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного 1572-1578 годов.

История Гжели

Слайд 4

Гжель - это дивные синие цветы, травы и листья на белой

Гжель - это дивные синие цветы, травы и листья на белой

керамике. Они очень изящны. Узоры выполнены голубым, то насыщенным тёмно-синим цветом, с переливами, придают сказочный вид кувшинам, вазам, чайникам и они кажутся воздушными и радуют глаз.
Процесс обучения художников занимает до 2-х лет. После двухлетнего обучения художник получит право на разработку авторских сюжетов. Один из важных факторов успеха секреты обжига изделий. Для получения изделия расписанного золотом необходимо 3 обжига, причем на качество обжига влияют даже погода и породы дерева, из которых изготавливают дрова.

Обучение художников

Слайд 5

ЗАГОТОВКИ Первый этап включает в себя создание заготовок для посуды. Из

ЗАГОТОВКИ
Первый этап включает в себя создание заготовок для посуды. Из гипса

вытачиваются модели для будущих изделий, они создаются по эскизам художников. Гипсовая форма изготавливается на специальном гончарном круге, затем в эту форму заливается шликер (жидкая фарфоровая масса), который постепенно застывает.
Гипсовая форма впитывает излишки влаги, благодаря чему при высыхании фарфоровое изделие становится более крепким. Интересно, что каждая деталь изделия, будь то ручка для кувшина или рельефные украшения, изготавливается отдельно в различных формах. Работа по соединению этих частей очень кропотливая и требует большой точности и аккуратности мастера.

Изготовление Гжели

Слайд 6

ПОДГОТОВКА К РОСПИСИ На втором этапе заготовка готовится к росписи. Для

ПОДГОТОВКА К РОСПИСИ
На втором этапе заготовка готовится к росписи. Для начала

каждое изделие вручную зачищается специальным ножичком, тщательно шлифуется. После чего все швы, которые получились при склейке элементов, тщательно замываются. А все неровности устраняются при помощи поролонового валика.
Только после этих процедур посуда отправляется в печь, на обжиг. Запекаться изделия едут на вагонетках, в них же они завозятся в печи. Первый обжиг длится довольно долго — фарфор запекается около восьми часов.
Слайд 7

КОНТРОЛЬ И ОТСЕВ Третий этап включает в себя контроль за изготовлением

КОНТРОЛЬ И ОТСЕВ
Третий этап включает в себя контроль за изготовлением и

отбраковку изделий. Для того чтобы определить наличие на посуде дефектов, ее опускают в раствор фуксина.
После этого изделия приобретают нежно-розовый цвет, а все швы и неровности становятся ярко-розовыми и становятся заметны. Это происходит благодаря способности раствора фуксина впитываться. Вещество проникает в материал и скапливается на неровных или уплотненных участках. После чего обнаруженный брак либо исправляют, вновь замывая губкой и полируя валиком, либо, если дефект не удается устранить, посуда отправляется в брак и переплавляется.
Слайд 8

РОСПИСЬ Следующим, четвертым этапом становится роспись изделия. Именно на этом этапе

РОСПИСЬ
Следующим, четвертым этапом становится роспись изделия. Именно на этом этапе происходит

чудесное преображение посуды. Роспись происходит вручную, и каждый мастер, который занимается росписью, имеет свою уникальную и неповторимую манеру. Кроме того, на каждом изделии мастер ставит свою подпись, так тарелка или кувшин становятся авторским произведением искусства.
Специальной беличьей кистью на посуду наносится раствор окиси кобальта. Этот раствор изначально имеет темно-серый цвет и только в результате второго обжига становится насыщенно-синим.
После росписи опорные поверхности изделий покрываются парафином. Мастер вручную окунает изделие в специальную емкость, наполненную горячим парафином.
Слайд 9

На пятом этапе изделие приобретает свой конечный облик. После того как

На пятом этапе изделие приобретает свой конечный облик. После того как

посуда «искупалась» в парафине, ее опускают в глазурь. После чего всю посуду снова на специальных вагонетках отправляют на второй обжиг. Он длится намного дольше, чем первый, — целых восемнадцать часов.