Натюрморт как жанр живописи

Слайд 2

История развития Натюрмо́рт (фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение

История развития

Натюрмо́рт (фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.

Свою историю натюрморт начинает в XV—XVI в., когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Долгое время натюрморт сохранял связь с религией, обрамляя рисунки цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа. Также в XVI веке была распространена традиция создания портретов с изображением черепа. Ранние натюрморты часто использовались в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.
Натюрморт становится самостоятельным жанром живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытый смысл — быстротечности жизни, либо неизбежности смерти. Это значение передаётся в изображении предметов, встречающихся в повседневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением.
Слайд 3

Нидерландский натюрморт XVII века Нидерландский натюрморт представлял собой новое культурное явление

Нидерландский натюрморт XVII века

Нидерландский натюрморт представлял собой новое культурное явление XVII

века, оказавшее влияние на дальнейшее развитие всей европейской живописи. С развитием науки и появлением достижений в математике, естествознании, физики и географии, нидерландские мореплаватели начали привозить из своих путешествий редкие растения, посуду, фрукты, и предметы быта. Голландцы отразили в своих работах мир предметов, живущих тихой застывшей жизнью. Именно в это время начал употребляться термин «застывшая, мертвая жизнь».
Слайд 4

Слайд 5

Цветочный натюрморт Начиная с 40-х годов XVII века, натюрморт в нидерландской

Цветочный натюрморт

Начиная с 40-х годов XVII века, натюрморт в нидерландской живописи

получил статус самостоятельного жанра. Одним из первых выделился цветочный натюрморт в произведениях таких художников, как Амброзиус Босхарт Старший и Бальтасар ван дер Аст, и продолжал своё развитие уже во второй половине XVII столетия. Причины популярности цветочного натюрморта можно найти в особенностях быта нидерландского общества — в традиции иметь сады, загородные виллы или комнатные растения.
Слайд 6

Слайд 7

Учёный натюрморт Ученый натюрморт начинает свою историю в городе и общине

Учёный натюрморт

Ученый натюрморт начинает свою историю в городе и общине "Лейден"

и получает название «суета сует» или «memento mori» и является интеллектуальным видом натюрморта, требующим знания Библии и религиозной символики. Часто в натюрмортах использовались различные приемы, создающие обман зрения. Позже с развитием этих приемов возникает особый вид натюрморта -"Иллюзионистический натюрморт". Такие натюрморты были распространены в середине XVII века и имели большую популярность в стране  и по всему миру.
Слайд 8

Слайд 9

Иллюзионистический натюрморт

Иллюзионистический натюрморт

Слайд 10

Натюрморт в русской живописи 18-20 веков В России натюрморт как самостоятельный

Натюрморт в русской живописи 18-20 веков

В России натюрморт как самостоятельный жанр

живописи появился в начале XVIII века. Представление о нём было связано с изображением даров земли и моря и мира вещей, окружающих человека. До конца XIX века натюрморт, в отличие от портрета и исторической картины, рассматривался в качестве второстепенного жанра. Он существовал лишь в понимании как живопись цветов и фруктов. Начало ХХ века было расцветом русской натюрмортной живописи. Художники искали возможности расширить изобразительное искусство активными поисками цвета, формы и композиции. Все это ярко проявилось в натюрморте. Насыщенный новыми темами, образами и приемами, русский натюрморт развивался стремительно: за полтора десятка лет он прошел путь от импрессионизма до абстрактного творчества. В 30-40-е годы ХХ столетия это развитие приостановилось, но уже с середины 50-х годов натюрморт переживает в советской живописи новый подъём и с этого времени окончательно встает вровень с другими жанрами.
Слайд 11

Кичигин Георгий Петрович

Кичигин Георгий Петрович

Слайд 12

Коровин Константин Алексеевич

Коровин Константин Алексеевич