О действеном анализе пьесы и роли

Содержание

Слайд 2

МАРИЯ ОСИПОВНА КНЕБЕЛЬ (6 мая 1898, Москва — 4 июня 1985,

МАРИЯ ОСИПОВНА КНЕБЕЛЬ

(6 мая 1898, Москва — 4 июня 1985, Москва) Актриса, режиссер, педагог,

теоретик театра. Народная артистка РСФСР Начинала в театральной студии М. А. Чехова. После поступила в школу Второй студии МХАТ. В труппе МХАТ с 1924 по 1950 г. Режиссерскую карьеру начала в Студии им. Ермоловой в 1935 г. В 1950 г. — как ученица Немировича-Данченко и соратница Хмелева —  перешла в ЦДТ (в 1955 г. стала там главным режиссером).Ее отличала унаследованная от Немировича-Данченко воля к строительству театра — общего дома, места, где можно творить. Для развития русской режиссуры и для сохранения живых основ системы Станиславского большую роль сыграла деятельность Кнебель как педагога (она с 1948-го преподавала на режиссерском факультете ГИТИСа). Ей принадлежат работы о словесном действии, о действенном анализе. В 1966 г. вышла ее книга «Школа режиссуры Немировича-Данченко», Перу Кнебель принадлежат также чрезвычайно содержательные мемуары «Вся жизнь» и книга «Поэзия педагогики». Благодаря ее усилиям в СССР начали публиковаться труды Михаила Чехова.
Слайд 3

Слайд 4

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЙСТВЕННОГО АНАЛИЗА это режиссёрский инструмент, требующий предварительной работы режиссёра

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЙСТВЕННОГО АНАЛИЗА

это режиссёрский инструмент, требующий предварительной работы режиссёра и

помогающий устранить разрыв между физической и психической стороной существования исполнителя в предлагаемых обстоятельствах
актёрская психотехника - единение между жизнью человеческого тела и жизнью человеческого духа
разбор пьесы за столом - анализ психической стороны жизни образа и переход к физическому действованию всегда бывало трудным.
слово на сцене, словесное действие
в жизни мы всегда говорим «ради подлинного, продуктивного и целесообразного словесного действия»
Слайд 5

РАЗВЕДКА УМОМ предлагаемые обстоятельства событие оценка фактов сверхзадача сквозное действие линия

РАЗВЕДКА УМОМ

предлагаемые обстоятельства
событие
оценка фактов
сверхзадача
сквозное действие
линия роли

этюдные репетиции
второй план
видение
характерность
слово
творческая

атмосфера

РАЗВЕДКА ТЕЛОМ

ДЕЙСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ

Слайд 6

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Слайд 7

СОБЫТИЕ Событие – это действенный факт т.е. событие порождает действие События

СОБЫТИЕ

Событие – это действенный факт т.е. событие порождает действие
События – это

основа фабулы пьесы
Анализ события – попытка поставить себя на место персонажей
Вопросы : «кто?», «когда?», «где?», «почему?», «для чего?», «как?» помогают определить суть события.
 Позиция непрерывности событий - это основной закон драматургии, закон построения действия. События в пьесе, цепь действенных фактов – это главное.
Изучение события пьесы, логики, последовательности поступков и действий персонажей, помогает осознать мотивы, определить причины столкновений, т.е. помогает понять пьесу и определить идею произведения.
Основная задача первоначального репетиционного периода — понять основные события, действие и контрдействие, определить на основе глубокого анализа драматургический конфликт.
Слайд 8

ОЦЕНКА ФАКТОВ Взгляд на событие с позиции своей творческой индивидуальности Попытка

ОЦЕНКА ФАКТОВ

Взгляд на событие с позиции своей творческой индивидуальности
Попытка определить личное

отношение
Сложный творческий процесс, вовлекающий актера в познание сути произведения, его идеи, требующей от актера умения вносить свой личный опыт в понимание каждой детали пьесы. Решающую роль в этом процессе играет мировоззрение.
Слайд 9

СВЕРХЗАДАЧА И СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ «Сверхзадача и сквозное действие - главная жизненная

СВЕРХЗАДАЧА И СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ

«Сверхзадача и сквозное действие - главная жизненная

суть, артерия, нерв, пульс пьесы… Сверхзадача (хотение), сквозное действие (стремление) и выполнение его (действие) создают творческий процесс переживания». Станиславский К. С.
Определение сверхзадачи это самое главное.
Это «основная, главная, всеобъемлющая цель, притягивающая к себе все без исключения задачи, вызывающую творческое стремление двигателей психической жизни и элементов самочувствия артисто-роли».
Сверхзадача должна быть «сознательной», идущей от ума, от творческой мысли актера, эмоциональной, возбуждающей всю его человеческую природу и, наконец, волевой, идущей от его «душевного и физического существа». Сверхзадача должна пробудить творческое воображение артиста, возбудить веру, возбудить всю его психическую жизнь.
Сквозное действие – это действие направленное на выполнение сверхзадачи
Сквозное действие и контрсквозное действием организуют самоё действие.
Слайд 10

ЛИНИЯ РОЛИ Это понимание цели, к которой стремится герой. Это понимание

ЛИНИЯ РОЛИ

Это понимание цели, к которой стремится герой.
Это понимание пути,

который надо пройти герою.
Это понимание поступков, понимание действенной линии, линии взаимоотношений с другими действующими лицами.
Слайд 11

ЭТЮДНЫЙ ПРОЦЕСС Этап импровизационной работы над пьесой Помогает определить верное психофизическое

ЭТЮДНЫЙ ПРОЦЕСС

Этап импровизационной работы над пьесой
Помогает определить верное психофизическое самочувствие
ЦЕЛЬ: прийти

к тексту автора — не путем механического заучивания, а органически, так, чтобы текст автора стал единственным возможным выражением внутреннего содержания образа, создаваемого актером.
Слайд 12

ВТОРОЙ ПЛАН Это элемент внутренней актёрской психотехники. Это сильные порывы, переживания,

ВТОРОЙ ПЛАН
Это элемент внутренней актёрской психотехники.
Это сильные порывы, переживания, мысли скрытые

от постороннего взгляда.
Это внутренний, духовный «багаж» человека-героя, с которым тот приходит в пьесу. Он складывается из всей совокупности жизненных впечатлений персонажа, из всех обстоятельств его личной судьбы и обнимает собой все оттенки его ощущений, его восприятий, мыслей и чувств.
Наличие хорошо разработанного «второго плана» уточняет, делает яркими, значительными все реакции героя на происходящие в пьесе события, проясняет мотивы его поступков, насыщает глубоким смыслом произносимые им слова. Прочно связанный с идейным авторским замыслом и «зерном», он делает полной и жизненно всеобъемлющей характеристику образа, необычайно обогащает его.
Слайд 13

ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ Элемент актёрской психотехники Это невысказанные мысли, это внутренний мир

ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ

Элемент актёрской психотехники
Это невысказанные мысли, это внутренний мир с

героя. Идея в том, чтобы актер на сцене умел думать так, как думает создаваемый им образ.
Для этого необходимо нафантазировать себе внутренние монологи. Не следует смущаться тем, что придется эти монологи сочинять. Надо проникать все глубже и глубже в ход мыслей создаваемого образа, надо, чтобы эти мысли стали для исполнителя близкими, родными, и со временем они будут сами по себе непроизвольно появляться во время спектакля.
В. И. Немирович-Данченко говорит, что от текста зависит — что сказать, а от внутреннего монолога — как сказать.
Слайд 14

ВИДЕНИЕ Элемент техники связанный с воображением. Способность видеть за текстом/словом явления

ВИДЕНИЕ

Элемент техники связанный с воображением.
Способность видеть за текстом/словом явления действительности
То

что вложено в слово, стоит за словом, круг мыслей, образов, ассоциаций
ДВА ПЕРИОДА:
Период накапливания видений
Период увлечения актёром партнёров
Слайд 15

ДЕЙСТВИЕ. P.S. Действие – это неразрывная связь законов психофизики Взаимосвязь действия

ДЕЙСТВИЕ. P.S.

Действие – это неразрывная связь законов психофизики
Взаимосвязь действия и события
Метод

физических действий, это не есть определение действия.
Слайд 16

конец

конец