Основные стили и направления в искусстве XIX – XX в.в

Содержание

Слайд 2

Содержание Стили и направления Реализм Импрессионизм Кубизм Фовизм Футуризм Абстракционизм Сюрреализм 15. Термины

Содержание

Стили и направления
Реализм
Импрессионизм
Кубизм
Фовизм
Футуризм
Абстракционизм
Сюрреализм
15. Термины

Слайд 3

Реализм Середина XIX в. Критическое отношение к буржуазной действительности. Акцент на

Реализм

Середина XIX в.
Критическое отношение к буржуазной действительности.
Акцент на противоречиях

жизни.
Утверждение трезвого взгляда на вещи.
В архитектуре – рационализм, конструктивизм.
В литературе – критика нравов, натурализм.
В живописи – пленэрная живопись, создаваемая на природе, пейзаж.
Слайд 4

На первой выставке передвижников Саврасов представил произведение, сразу принесшее ему известность,

На первой выставке передвижников Саврасов представил произведение, сразу принесшее ему известность,

- «Грачи прилетели». Необычайно светлая по колориту, маленькая картина удивила зрителей простотой сюжета.

Грачи прилетели. 1871

Слайд 5

Импрессионизм посл. треть XIX в. Стремление наиболее естественно и непредвзято запечатлеть

Импрессионизм

посл. треть XIX в.
Стремление наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир

в его недвижимости и изменчивости, передача своих мимолётных впечатлений, тонких настроений.
Создание ощущения сверкающего солнечного света.
Разложение сложных тонов на чистые цвета.
Кажущаяся неуравновешенность композиций, неожиданные ракурсы.
Слайд 6

Ренуар впервые добился успеха в Салоне, выставив там «Портрет мадам Шарпантье»

Ренуар впервые добился успеха в Салоне, выставив там «Портрет мадам Шарпантье»

с детьми». Красиво выстроенная композиция, излучающая тепло и свет, лишенная излишней экстравагантности, вполне удовлетворяла вкусам парижской публики.

Портрет мадам Шарпантье с детьми. 1878г.

Слайд 7

Кубизм 1 четв. ХХ в. Модернистское течение. Искусство призвано отражать не

Кубизм

1 четв. ХХ в.
Модернистское течение.
Искусство призвано отражать не реальность,

а наше восприятие её.
Деформация образов реального мира.
Конструирование объёмной формы на плоскости, разложение сложных форм на простые геометрические фигуры.
Слайд 8

В 1913-1914 гг. Малевич создал ряд работ, в которых стремился выразить

В 1913-1914 гг. Малевич создал ряд работ, в которых стремился выразить

яркие черты кубизма.
Полотно «Дама на остановке трамвая» на первый взгляд кажется произвольным сочетанием квадратов, треугольников и др.фигур. Они словно наплывают друг на друга, сходятся и расходятся, и из их таинственного движения возникают вполне узнаваемые образы.

Дама на остановке трамвая. 1913

Слайд 9

На полотне «Проселок» Саврасов изобразил раскисшую мокрую дорогу, уходящую вдаль под

На полотне «Проселок» Саврасов изобразил раскисшую мокрую дорогу, уходящую вдаль под

облачным небом, с лохматыми ветлами на повороте и островками травы на обочине.
Поздние маленькие этюды художника написаны лёгкими свободными мазками, свежестью красок, чистотой восприятия.

Проселок. 1873

Слайд 10

Фовизм Начало ХХ в. Модернистское течение. Стремление к эмоциональной силе художественного

Фовизм

Начало ХХ в.
Модернистское течение.
Стремление к эмоциональной силе художественного выражения.
Эксперименты с

цветом.
Резкое обобщение объемов, пространства, рисунка, стихийная динамика письма.
Слайд 11

Пейзажи Мориса де Вламинка динамичны по форме и ярки по колориту.

Пейзажи Мориса де Вламинка динамичны по форме и ярки по

колориту. Работая в фовистской манере, он действительно почти не смешивал красок, писал то геометрически правильными, широкими раздельными мазками, то ванг-гоговскими крутыми завитками.

Баржи на сене. 1906г.

Слайд 12

На фоне общего праздничного настроения живописи фовистов полотна Жоржа Руо поражают

На фоне общего праздничного настроения живописи фовистов полотна Жоржа Руо поражают

трагизмом. Персонажи художника – клоуны, уличные девицы, гротескно-уродливые жители городских предместий. Картины на евангельские темы, обычно воспевающие величие духа, у Руо пронизаны щемящим чувством слабости и беззащитности человека.

Святой лик. 1933г.

Слайд 13

Футуризм Первая четв. ХХ в. Отрицание традиционной культуры, эстетика машинной индустрии

Футуризм

Первая четв. ХХ в.
Отрицание традиционной культуры, эстетика машинной индустрии и

большого города.
Переплетение документальности и фантастики.
В литературе – эксперименты со словами.
В живописи – пересечения, сдвиги, повторение мотивов – для передачи движения.
Слайд 14

Фигура скачущей лошади в этой и других работах Боччони могла бы

Фигура скачущей лошади в этой и других работах Боччони могла бы

послужить иллюстрацией к следующему тезису одного из футуристических манифестов.

Атака улан. 1915

Слайд 15

Абстракционизм первая четверть ХХ в. - первая половина ХХ Отказ от

Абстракционизм

первая четверть ХХ в. - первая половина ХХ
Отказ от изображения реальных

предметов.
Художественное творчество – свободные ассоциации, не несущие определённого содержания.
Стихийность бессознательного творчества.
Беспредметные пластические, цветовые, ритмические композиции.
Слайд 16

Здесь крупные пятна и удары кистью, тонкие комбинации коротких линий и

Здесь крупные пятна и удары кистью, тонкие комбинации коротких линий и

широкие полосы сочных оттенков мягко перетекают друг в друга или, наоборот, резко сталкиваются.

Композиция VI. 1913 Василий Кандинский

Слайд 17

Сюрреализм Источник искусства – сфера подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации). Разрыв логических

Сюрреализм

Источник искусства – сфера подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации).
Разрыв логических связей,

заменённых субъективными ассоциациями.
Пугающая противоестественность сочетания предметов и явлений, которым придаётся видима достоверность.
Слайд 18

Методом графического автоматизма начал свою деятельность, включившись в сюрреалистическое движение, художник

Методом графического автоматизма начал свою деятельность, включившись в сюрреалистическое движение, художник

Андре Массон. Индийской тушью он водил по бумаге. Случайно возникающие линии и пятна напоминали некие образы, которые при последующем движении руки изменялись.

Медитация на дубовом листе. 1942

Слайд 19

Термины Синтез – метод исследования какого-нибудь явления в его единстве и

Термины

Синтез – метод исследования какого-нибудь явления в его единстве и взаимной

связи частей, обобщение, сведение в единое целое данных, добытых анализом.
Рационализм – философское идеалистическое направление, отрывающее мышление от чувственного опыта и считающее разум единственной основой научного познания закономерностей природы и общества.
Пафосность – страстное воодушевление, подъем, энтузиазм.
Слайд 20

Термины Иерархия – порядок подчинения низших высшим. Декор – внешнее, показное

Термины

Иерархия – порядок подчинения низших высшим.
Декор – внешнее, показное приличие.
Модернизм

– формалистическое направление в изобразительном и прикладном искусстве конца XIX – начала XX в., противопоставлявшие себя искусству прошлого. То, что современно и модно.
Тленный – подверженное тлению, разрушению, не вечный.
Слайд 21

Абстракционизм – общее название ряда течений в изобразительном искусстве ХХв., отказавшихся

Абстракционизм – общее название ряда течений в изобразительном искусстве ХХв., отказавшихся

от понимания искусства как подражания природе, воспроизведение форм действительности.
Импрессионизм – направление в живописи второй половины XIX века – начала ХХ века, зародившееся во Франции, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть окружающий мир и повседневную жизнь в их подвижности, передать свои мимолетные впечатления.

Термины