Основные законы композиции

Содержание

Слайд 2

Работа художника над композицией обширна и включает в себя несколько последовательных

Работа художника над композицией обширна и включает в себя несколько последовательных

этапов:
1) поиск темы произведения;
2) определение идеи картины;
3) выбор сюжета;
4) подбор формата картины, размера листа или холста и техники исполнения;
5) создание структуры линий и пятен будущего произведения;
6) поиск наиболее выразительных и характерных поз персонажей, их характеров и расположения друг по отношению к другу;
7) определение изобразительного языка и стилизации;
8) доработка равновесия цветовых и тональных пятен в картине, ритм элементов;
9) усиление смыслового и композиционного центров;
10) характер и количество деталей и т. д.
Слайд 3

Правила композиции: 1). Ритм - последовательное чередование элементов в композиции. 2).

Правила композиции:
1). Ритм - последовательное чередование элементов в композиции.
2). Сюжетно-композиционный центр

- часть, которая выражает главное в идейном содержании сюжета. Композиционный центр выделяется объёмом, освещённостью и др.
3). Симметрия - уравновешенность частей композиции достигается за счёт зеркального отображения одной из половин изображения. Центр композиции, в этом случае, совпадает с геометрическим центром картинной плоскости.
4). Асимметрия - равновесие достигается введением пространственных пауз между предметами, которые либо приближаются друг к другу, либо удаляются, а также путём противопоставления больших и малых форм, контрастов и т.д.
5). Расположение главного на втором плане.
Слайд 4

Композиционные правила, приёмы и средства. Основными правилами композиции являются ритм, выделение

Композиционные правила, приёмы и средства.

Основными правилами композиции являются ритм, выделение сюжетно-композиционного

центра, симметрия или асимметрия, расположение главного на втором плане.
К приёмам композиции можно отнести следующие: передача пространства, горизонтали и вертикали, диагональные направления, передача впечатления монументальности.
Средствами композиции являются: точка, линия, штрих, пятно (тональное и цветовое) и его форма, светотень, цвет, фактура, линейная, воздушная и цветовая перспективы, пропорции, формат и др.
Слайд 5

Закон целостности Первым законом композиции Кибрик считает закон цельности, так как

Закон целостности
Первым законом композиции Кибрик считает закон цельности, так как «именно

композиция определяет цельность художественного организма, закономерно устроенного. Все элементы композиции находятся во взаимной связи и зависимости, подчиняясь логике воплощения замысла художника» (Кибрик Е. А. К вопросу о композиции, с. 222-223.).
Главной чертой закона цельности является неделимость композиции.
Слайд 6

В. Васнецова "Иван-царевич на Сером волке" Серов В.А. "Портрет Н.Я.Дервиз с

В. Васнецова "Иван-царевич на Сером волке"

Серов В.А. "Портрет Н.Я.Дервиз с ребенком"(1888)


Закон цельности требует связи и взаимной согласованности всех элементов композиции. В совершенной композиции все должно быть настолько нужно, что нельзя убрать ни одну ее часть или даже деталь без ущерба для целого.

Слайд 7

„Крестный ход в Курской губернии “ Репина смотрится единым пятном -

„Крестный ход в Курской губернии “ Репина смотрится единым пятном -

картину сразу видишь всю целиком. Массы в композиции расположены по диагоналям, связывающим четыре угла картины.
Слайд 8

Закон контраста Один из основных законов композиции - закон контрастов. Контрасты

Закон контраста
Один из основных законов композиции - закон контрастов. Контрасты являются

воздействующей силой композиции и определяют ее выразительность.
Значение контрастов в композиции художники отмечали издавна. Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» говорит о контрастах величин (высокого с низким, толстого с тонким), контрастах характеров, фактур материалов и др.
Микеланджело большое значение придавал контрастам объема и плоскости. В своих произведениях он сочетал плоскости с объемными фигурами, добиваясь мощной объемности фигур.
Форму предмета: человек воспринимает только благодаря контрасту света и тени. Полное отсутствие светотени создает плоскость. Живопись строится на контрасте теплых и холодных цветов. Сила цвета увеличивается от сочетания его с контрастным (дополнительным) цветом - красного с зеленым, синего с оранжевым, белого с черным и т. п.
Таким образом, роль контрастов в композиции универсальна - они имеют отношение ко всем элементам композиции, начиная с характера конструктивной идеи и кончая построением сюжета.
Слайд 9

Термин «контраст» обозначает резкую разницу, противоположность сторон. Контрасты — это необходимое

Термин «контраст» обозначает резкую разницу, противоположность сторон. Контрасты — это необходимое

условие для того, чтобы зритель увидел изображение, так как без них изображение сольется с фоном по тону или цвету. Контрасты создают выразительность произведения искусства и поэтому выступают воздействующей силой композиции. Основная работа над произведением связана с проблемой определения характера контрастов в связи с созданием художественного образа. Роль контрастов в композиции универсальна — они имеют отношение ко всем элементам композиции, начиная с характера конструктивной идеи и кончая построением сюжета.
Слайд 10

В картине В. И. Сурикова «Степан Разин» темный треугольник ладьи, рассекающий

В картине В. И. Сурикова «Степан Разин» темный треугольник ладьи, рассекающий

светлые воды Волги, выражает конструктивную идею композиции. Выразительность конструктивной идеи подчеркивается тональным контрастом - контрастом силуэта темной ладьи и светлой воды и неба.
Слайд 11

Закон новизны Новизна выступает как всеобщий закон искусства, проявляющий свое действие

Закон новизны
Новизна выступает как всеобщий закон искусства, проявляющий свое действие в

том, что художественный образ — это всегда новое в искусстве и по форме, и по содержанию. Новизна в искусстве, поскольку искусство является формой эстетического познания мира, проявляется, прежде всего, в эстетическом «открытии мира». Предметы и явления действительности, которые обычный человек воспринимает примелькавшимися, неинтересными, художник видит необыкновенными, красивыми по форме, цвету; он стремится проникнуть в их состояние, настроение и передать в образах искусства. Новизна имеет отношение и к темам, и к художественным средствам, и к композиционным решениям. Новизна, как сказал Е.А. Кибрик, является драгоценным качеством композиции. Но новизна не может быть в творчестве самоцелью. Настоящую новизну, настоящее искусство может создавать только художник, который способен ярко чувствовать и воспринимать, находить в обыденном необычное, «новое», который полон любопытства к этому «новому» и страстного желания отобразить его в произведениях, утвердить это новое, обратив на него внимание современников.
Слайд 12

«Композиция картины Давида „Смерть Марата“ была настоящим открытием по неожиданности, невиданности

«Композиция картины Давида „Смерть Марата“ была настоящим открытием по неожиданности, невиданности

и смелости решения. Но это было пластическое воплощение мощного гражданского чувства великого художника. „Нарочно“ выдумать такую оригинальную композицию, без глубокого идейного стимула, невозможно». Вспомним, например, пейзажи русских художников: «Грачи прилетели» А. К. Саврасова, «Золотая осень» И. И. Левитана, «Березовая роща» А. И. Куинджи, «Московский дворик» В. Д. Поленова, «В голубом просторе» А. А. Рылова и др.

Давида „Смерть Марата“

«Грачи прилетели» А. К. Саврасова

Слайд 13

«Березовая роща» А. И. Куинджи «Московский дворик» В. Д. Поленова

«Березовая роща» А. И. Куинджи

«Московский дворик» В. Д. Поленова

Слайд 14

Закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу Этот закон требует, чтобы

Закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу
Этот закон требует, чтобы организация

произведения во всех деталях и частях подчинялась не мертвым формалистическим схемам построения композиции, а идейному содержанию. Этот закон требует учета соотношения объемов, цвета, света, тона и формы, а также передачи ритма и пластики, движения или состояния относительного покоя, симметрии или асимметрии. Он требует определения отношения размеров всех фигур к размеру картины, сюжетного центра к другим частям композиции. Соразмерность частей и элементов должна быть решена как гармоническое сочетание пропорций, чтобы произведение создавало впечатление единого целого. Все эти вопросы должны решаться художником в соответствии с идейным замыслом. Работу художников в соответствии с этим законом можно увидеть в таких известных произведениях, как «Свобода, ведущая народ» Э. Делакруа, «Арест пропагандиста» И. Е. Репина, «Тачанка» М. Б. Грекова, «Оборона Севастополя» А. А. Дейнеки и др.
Слайд 15

Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ»

Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ»

Слайд 16

И. Е. Репина «Арест пропагандиста»

И. Е. Репина «Арест пропагандиста»

Слайд 17

М. Б. Греков Тачанка А. А. Дейнеки «Оборона Севастополя»

М. Б. Греков Тачанка

А. А. Дейнеки «Оборона Севастополя»