Основы композиции

Содержание

Слайд 2

Основы композиции Масштаб и масштабность. Масштабность зависит от двух групп размерных

Основы композиции

Масштаб и масштабность.
Масштабность зависит от двух групп размерных отношений:


с одной стороны от объективных изменений размеров конструктивных элементов, размеров, определяемых в известной мере расчетом,
с другой – от размеров, связанных с удобством работы человека, с антропометрическими требованиями.
Масштаб - это отношение линейных размеров изображаемого на чертеже, аэрофотоснимке, карте объекта к его размерам в натуре.
Масштабность - степень крупности форм, воспринимаемая на основе соотношений их величин с величиной целого, с окружающим, с человеком.
Слайд 3

Основы композиции Контраст. Нюанс и нюансировка. Контраст – противопоставление, борьба разных

Основы композиции

Контраст. Нюанс и нюансировка.
Контраст – противопоставление, борьба разных начал в

композиции.
Нюансировка изделия требует не только развитого вкуса, мастерства, но и безошибочной интуиции, особого чувства материала и формы, умения выявить ее характер. Нюансировка- это своего рода анализ формы с карандашом в руках.
Слайд 4

Основы композиции

Основы композиции

Слайд 5

Основы композиции Метрический повтор. Метрический повтор - это неоднократное, с равными

Основы композиции

Метрический повтор.
Метрический повтор - это неоднократное, с равными интервалами повторение

элемента. 
Наиболее активны повторы в объемно – пространственной структуре изделия при сильных светотеневых контрастах, которые становятся ведущей темой и держат всю композицию.
Правомерно рассматривать 2 вида метрических повторов – основанных на контрасте элемента и фона и на нюансных их отношениях.
Слайд 6

Основы композиции Метрический повтор может быть простым, состоящим из одного элемента

Основы композиции

Метрический повтор может быть простым, состоящим из одного элемента формы,

повторяющегося через равные промежутки пространства (ряд 1) или сложным. Сложный метрический ряд состоит из групп одинаковых элементов (ряд 3) либо может включать отдельные элементы, отличные от основных элементов ряда по форме, размерам или цвету (ряд 2)
Метрический повтор должен иметь начало и конец иначе он будет выглядеть незавершенным. Композиционно таким началом и концом могут быть крайние поля более широкие чем ряд метрического шага.
Слайд 7

Основы композиции Метрический повтор в элементах окна

Основы композиции

Метрический повтор в элементах окна

Слайд 8

Основы композиции Метрический повтор в декоративных элементах на стене

Основы композиции

Метрический повтор в декоративных элементах на стене

Слайд 9

Основы композиции Метрический повтор колонны

Основы композиции

Метрический повтор колонны

Слайд 10

Основы композиции Метрический повтор Мебель в интерьере клуба А. М. Родченко

Основы композиции

Метрический повтор Мебель в интерьере клуба А. М. Родченко
Советский живописец,

график, скульптор, фотограф, художник театра и кино. Один из основоположников конструктивизма, родоначальник дизайна и рекламы в СССР.
Слайд 11

Основы композиции Ритм. Закономерность, на которой основан ритм, выражается в постепенных

Основы композиции

Ритм.
Закономерность, на которой основан ритм, выражается в постепенных количественных

изменениях в ряду чередующихся элементов – в нарастании или убывании чередований, объема или площади, в сгущениях или разрежениях структуры, силы тона и т.п. Ритм проявляется в закономерном изменении порядка.
Слайд 12

Основы композиции Ритм. Южнонидерландский живописец и график Питер Брейгель, картина «Слепые»

Основы композиции

Ритм.   Южнонидерландский живописец и график Питер Брейгель, картина «Слепые»

Слайд 13

Основы композиции Ритм.

Основы композиции

Ритм.   

Слайд 14

Основы композиции Ритм. Анри Картье-Брессон — французский фотограф, выдающийся мастер реалистичной фотографии XX века, фотохудожник.

Основы композиции

Ритм. Анри Картье-Брессон — французский фотограф, выдающийся мастер реалистичной фотографии XX века, фотохудожник.

Слайд 15

Основы композиции Ритм.

Основы композиции

Ритм.

Слайд 16

Основы композиции Тени и пластика. Пластика формы характеризует особенности объемно –

Основы композиции

Тени и пластика.
Пластика формы характеризует особенности объемно – пространственной структуры,

определяя ее рельефность, глубинность, насыщенность светом и тенями.
Тени связывают воедино все элементы формы, укрепляют ее основу.
Слайд 17

Основы композиции Тени и пластика. Пластичная форма - это рельефная, скульптурная,

Основы композиции

Тени и пластика.
Пластичная форма - это рельефная, скульптурная, с мягкими

переходами основных образующих.
Тени связывают воедино все элементы формы, укрепляют ее основу. Объект становится особенно рельефным и выразительным, когда он оптимально освещен. Без теней теряется представление о глубине и соотношении в пространстве отдельных плоскостей и объемов.
Слайд 18

Основы композиции Фактура и текстура. Текстура - характер поверхности какого-либо материала,

Основы композиции

Фактура и текстура.
Текстура - характер поверхности какого-либо материала, обусловленный его

внутренним строением, структурой. Текстура воспринимается зрительно и осязательно. Например, переплетение нитей в ткани может образовывать сетку, разводы на переплетных материалах бывают похожи на цветочный узор, виды тисненой бумаги имеют специально нанесенную текстуру.
Фактура - в живописи и скульптуре - материальные, осязаемые свойства поверхности художественного произведения, использованные как средство правдивого изображения действительности, характер поверхности: гладкость, шершавость, рельефность.
Слайд 19

Свойства и качества композиции Целостность формы. Целостность формы промышленного изделия отражает

Свойства и качества композиции

Целостность формы.
Целостность формы промышленного изделия отражает логику и

органичность связи конструктивного решения с его композиционным воплощением. Соподчиненность. Любая композиция может рассматриваться как определенная система, основанная на соподчинении элементов главных, менее значимых и второстепенных.
Слайд 20

Свойства и качества композиции Соподчиненность элементов. Главным, является гармоническая целостность формы,

Свойства и качества композиции

Соподчиненность элементов.
Главным, является гармоническая целостность формы, которая

возникает лишь в результате особого соподчинения всех частей целого. В основе такого соподчинения всегда лежит закономерность или ряд закономерностей композиции, отступление от которых, как правило, приводит к частичной или полной дезорганизации формы.
Слайд 21

Композиционное равновесие Равновесие формы – такое ее состояние, при котором все

Композиционное равновесие

Равновесие формы – такое ее состояние, при котором все элементы

сбалансированы между собой. Композиционное равновесие не означает простого равенства величин. Оно зависит от распределения основных масс композиции относительно ее центра и, таким образом, связано с характером организации пространства, пропорциями, расположением главной (если она имеется) и второстепенной осей, пластикой формы, цветовыми и тональными отношениями отдельных частей между собой и с целым.
Симметрия – одно из наиболее ярких и наглядно проявляющихся свойств композиции. Абсолютной симметрии практически не существует в природе. Форма станков, машин, приборов, различного оборудования, как правило, тоже имеет отступления от симметрии, вызванные условиями их функционирования.
Гармония развитой асимметричной формы строится на сложнейших отношениях многих закономерностей композиции, поскольку элементы формы не связаны осью симметрии.
Слайд 22

Композиционное равновесие

Композиционное равновесие