Основы цветоведения

Содержание

Слайд 2

Цели: 1. Познакомить учащихся с цветом, его восприятием и воздействием цвета

Цели:

1. Познакомить учащихся с цветом, его восприятием и воздействием цвета

на человека.
2. Дать представление о природе цвета.
3. Сформулировать основные понятия о спектре.
4. Познакомить с основными характеристиками цвета.
5. Выполнить практические работы.
Слайд 3

Цвет – это один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное

Цвет – это один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное

ощущение.
Наука о цвете возникла очень давно. Еще в IV веке до нашей эры в Древней Греции Аристотель пытался объяснить происхождение цвета и разные цветовые явления.
Слайд 4

Восприятие цвета Восприятие цвета – психологическая и культурная оценка человеком цветовых

Восприятие цвета

Восприятие цвета – психологическая и культурная оценка человеком цветовых

ощущений, зависящая от 3-х основных факторов:
1) характера освещенности, цветового соседства, время восприятия;
2) культуры и религиозных традиций;
3) общекультурной подготовки человека, его эстетического вкуса, настроения, возраста.
Слайд 5

Воздействие цвета Воздействие цвета – это появление в ответ на цветовые

Воздействие цвета

Воздействие цвета – это появление в ответ на цветовые

ощущения реакций:
психологических – эмоции, ассоциации; изменение душевного состояния, концентрация или рассеивание внимания, уменьшение утомляемости;
физиологических – изменение течения физиологических процессов, дыхания, пульса, состояния нервной системы.
Одним из первых, кто начал исследовать воздействие цвета, был И.Гете.
Слайд 6

Примеры воздействия Красный цвет – возбуждающий, активный, энергичный, оживляющий. Желтый –

Примеры воздействия

Красный цвет – возбуждающий, активный, энергичный, оживляющий.
Желтый – теплый,

бодрящий, веселый, привлекательный.
Оранжевый – веселый, радостный, добрый.
Зеленый – спокойный, приятный, создает мирное настроение.
Синий – серьезный, печальный, тоскливый, сентиментальный.
Фиолетовый – соединяет воздействие красного и синего цветов – является одновременно притягивающим и отталкивающим, полным жизни и вызывающим грусть и тоску.
Слайд 7

Природа цвета Свет имеет волновую природу. Это является основой восприятия цвета

Природа цвета

Свет имеет волновую природу. Это является основой восприятия

цвета через органы зрения.
В темноте мы ничего не видим, но когда в глаз попадают солнечные лучи, у нас возникает ощущение цвета.
В солнечном свете содержатся все цветовые волны. При разложении луча мы видим все цвета радуги –красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Слайд 8

Разделение светового луча на цвета спектра

Разделение светового луча на цвета спектра

Слайд 9

Спектр Солнечные лучи, преломляясь в каплях дождя, грани стекла, разлагаются. При

Спектр

Солнечные лучи, преломляясь в каплях дождя, грани стекла, разлагаются.

При разложении луча мы видим все цвета радуги –красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Слайд 10

Зрительные ощущения цвета разделяют на 2 группы: - ахроматические - белый,

Зрительные ощущения цвета разделяют на 2 группы:

- ахроматические - белый, серый,

черный;
- хроматические – все цвета радуги.
Слайд 11

Цветовой круг Цветовой круг состоит из основных и смешанных цветов. 24 цвета – круг Освальда.

Цветовой круг

Цветовой круг состоит из основных и смешанных

цветов.
24 цвета – круг Освальда.
Слайд 12

Из цветового круга выделяют три основных цвета – красный, желтый, синий

Из цветового круга выделяют три основных цвета – красный, желтый,

синий
Слайд 13

Холодные цвета Тёплые цвета Зелёный цвет примыкает к обеим группам

Холодные цвета
Тёплые цвета
Зелёный цвет
примыкает к обеим группам

Слайд 14

Основные характеристики цвета У каждого цвета есть 3 основных свойства: Цветовой

Основные характеристики цвета

У каждого цвета есть 3 основных свойства:
Цветовой тон –

это то, что позволяет глазу воспринимать цвет (красный, зеленый, синий…) и зависит от его места в спектре.
Слайд 15

Насыщенность Насыщенность цвета - способность сохранять свой цветовой тон при введении

Насыщенность

Насыщенность цвета - способность сохранять свой цветовой тон при введении в

его состав различных количеств серого цвета, равного ему по светлости, т.е. насыщенность представляет собой отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета. Чем больше серого цвета, тем меньше насыщенность.
Слайд 16

Светлота Светлота – качество, присущее как хроматическим, там и ахроматическим цветам.

Светлота

Светлота – качество, присущее как хроматическим, там и ахроматическим цветам.
Любые

цвета и оттенки можно сравнить по светлоте, определить, какой цвет темнее или светлее.
( синий + белый = голубой )
Светлотные отношения называют тональными.
Ахроматические цвета характеризуются только светлотой. Различия по светлоте заключаются в том, что одни цвета темнее, другие светлее (серый цвет)
Слайд 17

Светлота цвета связана с наличием чёрного или белого красителя

Светлота цвета связана с наличием чёрного или белого красителя

Слайд 18

Гармонические цветовые сочетания Однотоновые – создаются на основе одного из цветов

Гармонические цветовые сочетания

Однотоновые – создаются на основе одного из цветов

цветового круга и к нему добавляют белый, а затем черный пигмент.
Слайд 19

Родственные – это уравновешенная гамма без противопоставления оттенков. В цветовом круге

Родственные – это уравновешенная гамма без противопоставления оттенков. В цветовом

круге таких 4 группы: а) желто-красная, б) желто-зеленая, в) зелено-синяя, г) сине-красная.
Слайд 20

Контрастные сочетания цветов

Контрастные сочетания цветов

Слайд 21

Глухие цвета

Глухие цвета

Слайд 22

Звонкие цвета

Звонкие цвета

Слайд 23

Колорит – гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов. Колорит может

Колорит – гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов.

Колорит может быть

– теплым или холодным, светлым или темным, спокойным или импульсивным, радостным или грустным, и т.д.
Слайд 24

Чувство колорита – очень ценный дар. Примером ярко выраженного колорита в

Чувство колорита – очень ценный дар. Примером ярко выраженного колорита в

живописи могут служить работы Репина, который писал теплом золотисто-желто-красном колорите, или Суриков, который писал в голубовато-синих холодных цветах. Матисс и Гоген использовали контрастные по цвету краски.