От классицизма к романтизму

Содержание

Слайд 2

КЛАССИЦИЗМ - (от лат. classicus — образцовый), стиль и направление в

КЛАССИЦИЗМ - (от лат. classicus — образцовый), стиль и направление в

европейской литературе и искусстве 17 — нач. 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу.
Одной из важнейших черт классицизма было обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону.
Классицизм продолжал традиции Возрождения (преклонение перед античными идеалами гармонии и меры, вера в мощь человеческого разума).
Слайд 3

Классицизм в литературе Классицизм XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения.

Классицизм в литературе

Классицизм XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения. Целью

творчества становится изменение мира в лучшую сторону, построение в соответствии с законами классицизма самого общества.
Слайд 4

В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I.

В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I.

Ломоносовым в литературе была проведена реформа русского стиха, разработана теория «трех штилей».
Образы в классической литературе лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые во времени признаки, выступающие, как воплощение каких-либо социальных или духовных сил.
Слайд 5

Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения — идеи равенства

Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения — идеи равенства

и справедливости всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов. Поэтому в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: комедия
(Д. И. Фонвизин), сатира (А. Д. Кантемир), басня (А. П. Сумароков, И. И. Хемницер), ода (Ломоносов, Г. Р. Державин).
Слайд 6

Классицизм в живописи Придавая огромное значение общественной функции искусства, классицизм выдвигает

Классицизм в живописи

Придавая огромное значение общественной функции искусства, классицизм выдвигает новые

этические нормы, формирующие образ его героев: стойкость перед жестокостью судьбы и превратностями бытия, подчинение личного общему, страстей — долгу, разуму, верховным интересам общества, законам мироздания. Ориентация на разумное начало, на непреходящие образцы определила и нормативность требований эстетики классицизма, регламентацию художественных правил, строгую иерархию жанров — от "высоких" (исторический, мифологический, религиозный) до "низких", или "малых" (пейзаж, портрет, натюрморт); каждый жанр имел строгие содержательные границы и чёткие формальные признаки.
Слайд 7

Классицизм в живописи Жак-Луи Давид. Клятва Горациев справка о картине

Классицизм в живописи

Жак-Луи Давид. Клятва Горациев

справка о картине

Слайд 8

Сюжет картины «Клятва Горациев» В основе картины лежит рассказ римского историка

Сюжет картины «Клятва Горациев»

В основе картины лежит рассказ римского историка Тита

Ливия, согласно которому трое братьев из рода Горациев были выбраны, чтобы сразиться с тремя лучшими воинами враждебного Риму города Альба-Лонга — братьями Куриациями. Давид запечатлел момент, когда трое братьев, подняв руки в римском приветствии, клянутся победить или умереть, а их отец протягивает им боевые мечи. Справа изображена группа скорбящих женщин: вдали мать Горациев склонилась над двумя внуками, ближе сестра Камилла, невеста одного из Куриациев, и Сабина, сестра Куриациев и невеста одного из Горациев. На заднем плане видны три арки, каждая из которых соответствует группе фигур: правая — группе женщин, левая — братьям, центральная отцу с мечами. Давид тщательно продумал композицию картины, «хореографию» персонажей и игру света, что концентрирует внимание зрителя в центре картины, раскрывая моральную атмосферу такой необычайной силы, что страдание отступает перед ней.
Таким образом, Давид в этой картине противопоставляет идеалы патриотизма, гражданственности и самопожертвования во имя родины мужчин страданиям и сентиментальной слабости женщин.
Слайд 9

Классицизм в живописи В.Л.Боровиковский. Портрет Г.Р.Державина справка о картине

Классицизм в живописи

В.Л.Боровиковский. Портрет Г.Р.Державина

справка о картине

Слайд 10

О портрете Г.Р.Державина Портрет Г. Д. Державина не случаен в творчестве

О портрете Г.Р.Державина

Портрет Г. Д. Державина не случаен в творчестве В.Л.Боровиковского.

Он запечатлел человека, которого хорошо знал и мнением которого дорожил.
Картина представляет собой традиционный парадный портрет. Нам явлен образ сенатора, члена Российской академии, государственного мужа, о чем говорят его мундир и награды. Но вместе с тем здесь представлен и прославленный поэт, увлеченный творчеством, просветительскими идеалами и общественной жизнью. Об этом свидетельствуют письменный стол, заваленный рукописями; роскошный чернильный прибор, тщательно выписанный; полки с многочисленными книгами на заднем плане. И композиция, и цветовая насыщенность колорита вполне в духе XVIII века. Образ Г. Р. Державина похож и узнаваем. Однако в этом раннем портрете, увлекшись общими живописными стереотипами, художник оставил вне поля своего видения внутренний мир поэта.
Слайд 11

Классицизм в архитектуре справка

Классицизм в архитектуре

справка

Слайд 12

Классицизму в архитектуре свойственны такие черты логичность планировки и геометризм объёмной

Классицизму в архитектуре свойственны такие черты

логичность планировки и геометризм объёмной формы.


идеальным окружением дома становилась пейзажная среда "английского" парка.
определились новые архитектурные типы: изысканно-интимный особняк, парадное общественное здание, открытая городская площадь.
Слайд 13

Классицизм в архитектуре г.Алатырь. Крестовоздвиженская церковь справка

Классицизм в архитектуре

г.Алатырь. Крестовоздвиженская церковь

справка

Слайд 14

Алатырская Крестовоздвиженская церковь Алатырская Крестовоздвиженская церковь была открыта в 1827 году

Алатырская Крестовоздвиженская церковь

Алатырская Крестовоздвиженская церковь была открыта в 1827 году на

деньги горожан. Архитектурный стиль строения - русский классицизм - выразился в строгих геометрических формах церкви. Если смотреть на строение с высоты птичьего полета, то можно увидеть, что оно имеет форму креста. Центральная часть здания - трехъярусная постройка, увенчанная куполом.
Слайд 15

Классицизм в музыке Классицизм в музыке отличался от классицизма смежных видах

Классицизм в музыке

Классицизм в музыке отличался от классицизма смежных видах искусств.

Содержание музыкальных сочинений связано с миром чувств человека, которые не поддаются жесткому контролю разума. Однако композиторы этой эпохи создали очень стройную и логическую систему правил построения произведения. В эпоху классицизма сформировались и достигли совершенства такие жанры как опера, симфония, соната. Настоящей революцией стала оперная реформа Кристофа Глюка. Его творческой программой были три великих принципа – простота, правда, естественность. Понятие классицизма в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховена, называемых венскими классиками и определивших направление дальнейшего развития музыкальной композиции.
Слайд 16

Романтизм в литературе Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей

Романтизм в литературе

Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей и

философов йенской школы (В. Г. Ваккенродер, Людвиг Тик, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели). Немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана.
Слайд 17

Романти́зм (фр. romantisme) — идейное и художественное направление в европейской) —

Романти́зм (фр. romantisme) — идейное и художественное направление в европейской) — идейное и художественное направление

в европейской и американской) — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века) — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века) — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века, характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
В XVIII веке романтическим называли всё странное, живописное и существующее в книгах, а не в действительности.
В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.
Слайд 18

Романтизм в России Русский романтизм сформировался в эпоху, когда стране еще

Романтизм в России

Русский романтизм сформировался в эпоху, когда стране еще только

предстояло вступить в полосу буржуазных преобразований. В нем сказалось разочарование передовых русских людей в существующих самодержавно-крепостнических порядках, неясность их представлений о путях исторического развития страны. Романтические идеи в России как бы смягчены. На первых порах романтизм был тесно связан с классицизмом и сентиментализмом. Родоначальниками русского романтизма принято считать В.А.Жуковского и К.Н.Батюшкова.
Для романтизма характерен особый интерес к окружающей действительности, а также противопоставление реального мира идеальному.
Слайд 19

Романтизму были свойственны следующие черты: Тяготение к субъективному, интуитивному, бессознательному Задача

Романтизму были свойственны следующие черты:
Тяготение к субъективному, интуитивному, бессознательному
Задача не воссоздания,

а пересоздания действительности
Изображение исключительных характеров в необычных обстоятельствах
Интерес к сложному и противоречивому внутреннему миру человека
Утверждение человеческой индивидуальности
Слайд 20

Романтизм в живописи О.Кипренский. Портрет В.А.Жуковского справка

Романтизм в живописи

О.Кипренский. Портрет В.А.Жуковского

справка

Слайд 21

Романтизм в живописи В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в

Романтизм в живописи

В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи

и графике, меньше - в архитектуре. В 18 веке излюбленными мотивами художников были горные пейзажи и живописные руины. Его основные черты - динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень
Портрет В. А. Жуковского во многом выражает собой стилистику эпохи романтизма. Мотивы меланхолического мечтания вблизи руин, слияния с бурными стихиями природы близки темам творчества самого Жуковского. Теплые, красноватые тона лица даны через энергичное сопоставление света и тени. Мечтательное лицо молодого поэта многозначительно оттеняется грозовыми сине-серыми тучами, закрывающими небо, и сумрачным пейзажем, где вдали темнеют развалины замка. Живопись тонкослойная, лессировочная с небольшим количеством белил в светах. Красочный слой разрывается жестким кракелюром и имеет разновременные тонировки.
Слайд 22

Романтизм в живописи Каспар Давид Фридрих. Странник над морем тумана справка

Романтизм в живописи

Каспар Давид Фридрих. Странник над морем тумана

справка

Слайд 23

О картине К.Д.Фридриха «Странник над морем тумана» (нем. Der Wanderer über

О картине К.Д.Фридриха

«Странник над морем тумана» (нем. Der Wanderer über dem

Nebelmeer) — картина немецкого художника-романтика Каспара Давида Фридриха, одна из знаковых картин романтизма.
На картине изображён странник (сам художник), стоящий на тёмной, крутой скале. Он повёрнут спиной к зрителю, волосы развеваются на ветру. Странник смотрит на клочья тумана, глубины горных расщелин. Острые пики кое-где возвышаются над туманом, а вдалеке видны горные гряды. Над ними — небо в линиях облаков.
Эта картина — больше, чем просто пейзаж. Здесь природа представляет собой внешнее выражение внутреннего состояния, настроения героя, изображённого на переднем плане. Горы и облака являются частью души героя, также как и он сам является частью их.
Слайд 24

Романтизм в архитектуре Вместо простоты и замкнутости архитектурной формы классицизма романтизм

Романтизм в архитектуре

Вместо простоты и замкнутости архитектурной формы классицизма романтизм предлагает

сложный силуэт, богатство форм, свободу планировочного решения, в котором симметрия и другие формальные композиционные принципы теряют господствующее значение. Основной для него в архитектуре стала готика, которую старались приспособить к современным задачам. Художественные мотивы готики использовались уже в барокко, но только в XIX в. они получают большое распространение.
Слайд 25

Романтизм в архитектуре Воронцовский дворец в Ялте

Романтизм в архитектуре

Воронцовский дворец в Ялте

Слайд 26

О Воронцовском дворце Уникальный памятник русской архитектуры эпохи романтизма первой половины

О Воронцовском дворце

Уникальный памятник русской архитектуры эпохи романтизма первой половины XIX

в., построенный для видного военного государственного деятеля России графа (а впоследствии Светлейшего Князя) М. С. Воронцова, генерал-губернатора Новороссии.