Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого

Содержание

Слайд 2

Цель урока: Обобщить знания об истории архитектуры и дизайна. Повторить пройденное

Цель урока:

Обобщить знания об истории архитектуры и дизайна.
Повторить пройденное

об архитектуре разных народов и эпох: архитектура народного жилища, храмовая архитектура, частный дом.
Слайд 3

Наша страна - это большой дом. А дома, как и люди,

Наша страна - это большой дом. А дома, как и люди,

имеют свою историю. Сегодня мы совершим путешествие в историю развития архитектуры, вспомним какова была архитектура разных народов и эпох и познакомимся образно-стилевым языком архитектуры.
Слайд 4

ПАРФЕНОН. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. Древняя Греция с ее жарким, средиземноморским климатом породила

ПАРФЕНОН. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ.
Древняя Греция с ее жарким, средиземноморским климатом породила

особый тип архитектуры: открытый, с множеством колонн и портиков, укрывающих от палящего солнца и дающих тень.
Слайд 5

Египетские пирамиды – дом для возвращения души. Египтяне верили в загробную

Египетские пирамиды – дом для возвращения души. Египтяне верили в загробную

жизнь. Внутри гробницы сохраняли все бытовые условия, чтобы при возвращении души человека у него было как при жизни.
Слайд 6

Средневековый замок. Мой дом моя крепость. Замок окруженный водой, подъемный мост,

Средневековый замок. Мой дом моя крепость. Замок окруженный водой, подъемный мост,

смотровые башни. Толстые крепкие стены, простые формы. Узкие окна арочной формы.
Слайд 7

Русские избы состояли из двух частей: обогреваемого зимой сруба и клети

Русские избы состояли из двух частей: обогреваемого зимой сруба и клети

– места для хранения различного домашнего имущества. В избе большую часть помещения занимала русская печь. Комната обычно ничем не перегораживалась, а вся мебель располагалась вдоль стен. Спали на полатях или на печи.
Слайд 8

Главные принципы, которые были заложены в строительство дома Здание должно быть

Главные принципы, которые были заложены в строительство дома

Здание должно быть прочным.


Здание должно быть полезным
Здание должно быть красивым.
Стиль – характерный почерк эпохи.
Слайд 9

Стилевые направления архитектуры мира. Античное искусство Античное искусство является самым древним

Стилевые направления архитектуры мира.

Античное искусство
Античное искусство является самым древним искусством

эпохи, которое начало развиваться под влиянием древнегреческой культурной традиции и зародилось оно еще до н.э – IV н.э. В античной эстетике главенствовали такие категории, мера и размеренность, симметрия, ритм, гармония, они на века определили европейские каноны красоты. Чувство порядка и меры – одно из важнейших для античности. «Ничего сверх меры» - гласила надпись над входом в святилище Аполлона в Дельфах.
Слайд 10

Романский стиль длился с X – XIII в. в. этот стиль

Романский стиль длился с X – XIII в. в. этот стиль

объединял в единое целое все виды искусств: монументальную живопись и скульптуру, неразрывно связанную с архитектурой, декоративно-прикладное искусство. Главным видом искусства в этот период была архитектура. Романский стиль – базилика (прямоугольное в плане, как правило, вытянутое здание, разделенных на несколько продольных проходов – нефов, рядами колонн или столбов). В плане романский храм напоминал латинский крест. В центре средокрестия помещался алтарь, а над ним на высоких арках возводился купол, над которым снаружи возвышалась башня.
Слайд 11

Готический стиль продлился до XVI в. Готическое искусство было культовым по

Готический стиль продлился до XVI в. Готическое искусство было культовым по

назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Ведущее место в искусстве занимал собор, вокруг которого сосредотачивалась жизнь горожан. Конструктивной основой собора служил каркас из столбов и опирающихся на них стрельчатых арок .Стены собора были прорезаны огромными окнами с многоцветными витражами (произведение декоративного искусства, выполненное из цветного стекла или другого пропускающего света материала).
Слайд 12

Эпоха Возрождения в Италии в своем развитии прошла три этапа: раннее

Эпоха Возрождения в Италии в своем развитии прошла три этапа: раннее

Возрождение, Высокое Возрождение и позднее Возрождение. В архитектуре воскрешаются принципы античной ордерной (соотношение несущих и несомых частей здания, представляющий собой архитектурно-художественный образ стоечно-балочной конструкции) системы, поднимается значение пропорций, складываются новые типы зданий (городской дворец, загородная вилла ), разрабатывается теория архитектуры и концепция идеального города.
Слайд 13

Характерными чертами барокко явилось стремление к динамичным композициям и пышному архитектурному

Характерными чертами барокко явилось стремление к динамичным композициям и пышному архитектурному

декору. Наиболее известным произведением итальянского барокко можно назвать площадь перед Собором Св. Петра в Риме, созданную архитектором Лоренцо Бернини. В этом стиле наблюдается слияние различных искусств в едином ансамбле, взаимопроникновение архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. Архитектура барокко отличается пространственным размахом, текучестью прямолинейных форм, слиянием объемов в динамическую массу, богатым скульптурным декором. Просуществовал этот стиль в искусстве Европы с конца XVI - до середины XVIII в. в.
Слайд 14

Стиль рококо, который в отличие от предыдущего стиля, обращается наоборот к

Стиль рококо, который в отличие от предыдущего стиля, обращается наоборот к

удобствам повседневного быта, утонченности обстановки. Его легко охарактеризовать по следующим признакам: отказ от прямых линий, ордерной системы, светлые тона, воздушная мягкость, ассиметрия, изысканность и причудливость форм. Пышность интерьера сочеталась и относительной строгостью внешнего облика зданий.
Слайд 15

С 1760 – х годов на смену рококо пришел классицизм. Внешними

С 1760 – х годов на смену рококо пришел классицизм.

Внешними признаками классицизма являются строгость пропорций, колонные портики на фасаде зданий, симметрия, подчеркнутая парадность и монументальность архитектурных ансамблей. Классицизм наиболее ярко выражал в архитектуре идеологию сильной абсолютной монархии, поэтому он получил столь большое развитие в королевской Франции и в царской России.
Слайд 16

Стиль ампир, появившийся в начале XIX века, выражался, прежде всего, массивностью

Стиль ампир, появившийся в начале XIX века, выражался, прежде всего, массивностью

монументальных форм, богатых украшениях, строгостей линий. Важным элементом ампира были также скульптуры, дополнительное архитектурное оформление зданий. Возводились дворцы и особняки знати, здания высших правительственных учреждений, дворянских собраний, театры и даже храмы. Особенностью строительства этого периода стало создание архитектурных ансамблей – ряда зданий и сооружений, объединенных в единое целое.
Слайд 17

В конце XIX в начале XX в. в появляется совершенно новый

В конце XIX в начале XX в. в появляется совершенно новый

современный стиль – модерн. Основной признак – декоративность; основной мотив – вьющееся растение; основной принцип – уподобление рукотворной формы природной и наоборот. Появляется органическое слияние конструктивных и декоративных элементов. Фасады домов были несимметричны. Выразительные особенности интерьеров: изогнутые очертания карнизов, круглящиеся дверные и оконные проемы, богатый декор из резного дерева, цветного стекла, металла.
Слайд 18

Новые термины: базилика - прямоугольное в плане, как правило, вытянутое здание,

Новые термины:

базилика - прямоугольное в плане, как правило, вытянутое здание, разделенных

на несколько продольных проходов – нефов, рядами колонн или столбов.
Арка - полукруглое или криволинейное перекрытие приема, имеющееся выпуклую форму.
Витражи - произведение декоративного искусства, выполненное из цветного стекла или другого пропускающего света материала.
Ордер – в классической архитектуре порядок соотношения несущих и несомых частей здания, представляющий собой архитектурно-художественный образ стоечно-балочной конструкции)